Цветы по фен шуй: значение и действие. Комнатные цветы - значение и действие Роль комнатных цветов в жизни человека

Живые растения приносят людям эстетическое наслаждение и радость. Непосредственное воздействие на энергетику человека оказывают цветы в доме, по фен-шуй (древнекитайскому учению) для гармонизации атмосферы в жилище и создания благоприятного микроклимата в нем зеленые представители флоры подбираются и расставляются определенным образом.

Цветы для домашнего благополучия по фен-шуй

Зеленые растения представляют собой живые организмы, их биополе при правильном расположении кашпо в пространстве способно сбалансировать, усилить разные стороны жизни людей. Большое значение в них имеет форма, размер стеблей, листьев и окраска соцветий. Чтобы получить максимум положительной энергетики от пространства, лучше для жилища подбирать комнатные растения по фен-шуй, дома следует держать экземпляры, которые тянутся и растут вверх. Они активизируют положительную ауру. Растения с округлыми, аккуратными листочками принесут в комнату умиротворение и спокойствие.

Живые цветы в доме по фен-шуй

По видам выделяемой энергии все растения делятся на экземпляры с мужской аурой и заостренными листьями (Ян) и женской с круглыми (Инь).

  1. К первым относятся драцена, хлорофитум, цитрусовые. Они направляют движение энергии и растут прямо вверх.
  2. Женские цветы в доме по фен-шуй - фиалка, денежное деревце, цикламен, бегония.

Для создания благоприятного микроклимата и равновесия в жилище рекомендуется иметь Янские и Иньские растения.


Цветы на подоконнике по фен-шуй способны фильтровать отрицательную энергию, поступающую извне и насыщать дом позитивом. Южные окна лучше заставить геранью с розовыми или красными соцветиями, на северном подоконнике отлично будет чувствовать себя кактус. Гранатовое дерево, размещенное на западном окошке, вдохнет жизнь в отношения супругов. Там же установленная белая хризантема или лилия поможет реализовать домочадцам творческий потенциал, найти общий язык с детьми.


Цветы в спальне по фен-шуй не рекомендуется держать возле кровати. Много растений в этой комнате использовать нельзя, они насыщают ее энергией Янь, от чего могут пострадать отношения супругов. Цветы для кухни по фен-шуй лучше подобрать со светлыми оттенками веточек, с круглыми листьями - , фиалки или бегонию, можно использовать плодоносящие сорта. Для ампельного оформления подойдет плющ или традесканция.



Самые оптимальные цветы для детской комнаты по фен-шуй - цитрусовые, папоротники, хлорофитум, китайская роза. Они очищают воздух и улучшают память, работу мозга и эмоциональное состояние ребенка. А вот кактус, юкка, диффенбахия или монстера обладают тяжелой энергетикой для малышей, паслен, олеандр, молочай ядовиты и могут вызывать аллергию.


Искусственные цветы по фен-шуй в квартире

С точки зрения данной науки все растения в доме являются положительным символом. Исключить в доме нужно только засохшие и ядовитые экземпляры. Высушенные растения считаются вампирами, которые поглощают энергетику. Искусственные цветы в доме по фен-шуй имеют положительное биополе, их можно располагать в зонах, в которых живой экземпляр ставить не рекомендуется. К таким местам относятся участки возле огня или воды - там растение может погибнуть.

Также считается, что гнилостные процессы, происходящие в горшках, плохо влияют на спящего человека, поэтому по китайскому учению в спальне живая флора используется ограниченно. Декоративные цветы можно разместить в ванной по фен-шуй, или у изголовья кровати, на кухне возле рабочей поверхности. Самые мощные растения, которые принесут хозяевам гармонию и счастье это - лотос, хризантема, пион, магнолия и орхидея.


Цветы по фен-шуй на картине

Согласно данному учению рисунки на стене являются порталами, которые пропускают в дом положительную энергетику. Садовые, горные, лесные, комнатные цветы по фен-шуй можно изображать на картинах, они привлекут гармонию и счастье. Каждое растение имеет тайный смысл:

  • маки и пионы одиноким принесут судьбоносную встречу, а семейной паре помогут найти взаимопонимание;
  • лотос дарит изобилие и высокий социальный статус;
  • ландыши и белые лилии являются символами чистоты и покорности, мира в доме;
  • орхидея подарит семейное счастье и многочисленное потомство;
  • хризантемы принесут равновесие между чувствами и разумом;
  • розы являются мощными проводниками положительных энергий, приносят в жизнь любовь.

Размещать картины с цветами в доме по фен-шуй рекомендуется на юго-западной стене квартиры. Если нужно наладить отношения между супругами - изображение нужно повесить в спальню, улучшить взаимопонимание между домочадцами - в гостиную, достичь успеха на работе - использовать кабинет. Какую область жизни нужно улучшить, в ту комнату и помещается картина.


Значение цветов по фен-шуй

Комнатные растения способны благотворно действовать на здоровье жильцов - могут улучшить настроение, снять головную боль, усталость. Лучшие цветы для дома по фен-шуй очищают энергетику жилища, защищают его от негативных влияний. Для того, чтобы растение оказывало благоприятное действие на людей и пространство, нужно правильно подобрать зеленого друга, определить ему свое место и обеспечить уход.

Цветок азалия - его значение по фен-шуй

Данное растение - лучший донор, оно отдает энергию творчества и созидания. При синдроме постоянной усталости надо знать, какие цветы по фен-шуй в доме поддерживают энергетику бодрости. Азалия поможет восстановить силы, вернуть вдохновение тем, кто весь день двигается как сонная муха. Она развивает чуткость к людям, пробуждает способность любить. Аромат азалии влажный и легкий, способствует концентрации ума и очищению помыслов. На уровне физиологии она регулирует работу сердца, органов грудной клетки и кровообращения. Чтобы азалия прижилась в доме, ее нужно окружить заботой.

Гузмания - значение цветка по фен-шуй

Это сочно-зеленое растение с тонкими длинными листьями и яркой розеткой. Гузмания способствует поднятию настроения хозяев, защищает от депрессии, улучшает самочувствие. Такие цветы в квартире по фен-шуй следует расположить в юго-западном или восточном секторе. Они содействуют созданию умиротворенной атмосферы в семье, нормализации отношений, оттенки красного помогут поддерживать чувство любви у супругов. Желтая гузмания привлечет удачу и

финансовые возможности. Разместив рядом с зеленым другом диплом, можно получить признание своей профессиональной деятельности.

Каллы - значение цветка по фен-шуй

Каждое растение по китайскому учению - своего рода талисман для дома и членов семьи. Чтобы обрести мощную защиту от недобрых сил и болезней, женщины используют цветы каллы белые и желтые, значение по фен-шуй у них - оберег семейного счастья. Они помогают создать удачный брак, являются символом красоты и юности. Калла помогает сопротивляться унынию и стрессам, творить и действовать, вне зависимости от обстоятельств. Магическими свойствами обладает не только сам живой цветок, но и его изображение. Его уместно использовать в одежде, повесить картину у входа в дом.

Комнатный цветок крассула - значение по фен-шуй

Знаменитое денежное деревце считается энергетически сильным растением в китайском учении. улучшает материальное положение владельцев дома, приносит им счастье и удачу. Лучше расположить такие цветы на подоконнике, по фен-шуй за прирост финансового благосостояния ответственность несет юго-восточный сектор квартиры. Деревце рекомендуется вырастить самому из черенка, чтобы оно чувствовало заботу хозяина, впитало энергетику дома. Украсить его можно монетками, красными ленточками, горшок установить на салфетку пурпурной расцветки с иероглифами богатства.


Цветок плюмерия по фен-шуй

Это удивительной райской красоты тропическое деревце с изящным запахом. Ароматные цветки у него бывают бело-желтыми и малиновыми с лепестками правильной овальной формы. Растение считается деревом жизни и символом бессмертия, на Гавайях и Таиланде его часто сажают возле храмов, там оно популярнее лотоса и орхидеи. Такие домашние цветы по фен-шуй лучше расположить в южном уголке квартиры, можно использовать для этого подоконник спальни. Кроме райской красоты и чудесного аромата деревце имеет сильную энергетику, помогает хозяевам сохранить здоровье и дарит долголетие.

Цветок нематантус по фен-шуй

Это необычный кустарник из Бразилии. В пазухах нематантуса (гипоцирты) в плотных темно-зеленых листьях образуются оригинальные оранжевые бутоны, похожие на золотую рыбку. Такие цветы в квартире по фен-шуй считаются целителями для остальных растений. Рядом с нематантусом начинают выздоравливать даже больные сородичи. На человека гипоцирта оказывает самое благоприятное действие - забирает на себя негативные эмоции, а взамен дарит душевный покой, помогает достичь финансового благополучия. Главное обеспечить растению правильный уход, чтобы оно было в здоровом состоянии.


Для создания благоприятной атмосферы необходимы живые цветы в доме, по фен-шуй любое растение имеет свою энергетику. Знание воздействия каждого сорта на человека и окружающее пространство, умение правильно составить фитодизайн и расставить экземпляры в нужных местах позволит блокировать негативное воздействие от некоторых зеленых представителей флоры и насытить жилище позитивом, достичь душевной гармонии. Чтобы цветок проявил всю свою силу, нужно установить его в правильном месте, проявить к нему заботу и любовь, говорить хорошие слова, благодарить за помощь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проектная работа Тема: «Роль растений для здоровья человека». Выполнила ученица 4а класса МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово Матвеева Виктория. Руководитель: Матвеева Галина Геннадьевна

2 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: 1.Выяснить роль комнатных растений в жизни человека. 2.Узнать какие комнатные растения наиболее благоприятно влияют на организм человека. 3.Дать краткую характеристику растениям. 4.Знать какой уход требуют комнатные растения.

3 слайд

Описание слайда:

Гипотеза: Если в жилище человека есть комнатные растения, то это делает воздух чище, способствует укреплению здоровья и украшает жизнь людей.

4 слайд

Описание слайда:

Роль комнатных растений Цветы создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, однако в последние годы учёные открыли и другие свойства комнатных растений, и эти открытия изменили отношение людей к ним. Комнатные цветы нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным – в выхлопах автомобилей и сигаретном дыме содержатся такие опасные для здоровья вещества, как бензол и толуол. Электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух тоже не прибавляют здоровья ни нам, ни нашей коже. Со всеми этими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако не все подряд, а определённые виды.

5 слайд

Описание слайда:

Алоэ На первом месте по полезности среди растений в нашем доме это алоэ. Этот цветок есть почти в каждом доме. Алоэ помогает при простудных заболеваниях, гнойных воспалениях и косметических целях. Но самое главное, что алоэ отлично очищает воздух от пыли.

6 слайд

Описание слайда:

Хлорофитум После алоэ, а некоторые цветоводы, ставят его выше, следует хлорофитум. Это растение очищает помещение от таких соединений, как фенол, формальдегид, сера и других вредных примесей в воздухе. Такие соединения наполняют воздух в комнате с новой мебелью. Хлорофитум не только очищает воздух, но и наполняет помещение положительной энергетикой. Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, вам не понадобится устанавливать дорогие воздухоочистители: за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.

7 слайд

Описание слайда:

Плющ обыкновенный Плющ обыкновенный отлично подходит для борьбы с пылью. Комната в которой есть несколько таких цветов будет содержать на 40% пыли меньше, чем комната без растений. А если листья плюща смачивать раз в 3 дня, то можно еще больше уменьшить содержание пыли.

8 слайд

Описание слайда:

Папоротник Папоротники вообще должны быть в каждом доме. Эти уникальные древние растения ионизируют воздух и стимулируют работу надпочечников. Благодаря такой работе папоротники помогают организму человека восстановить гормональное равновесие, которое заложено в нем природой.

9 слайд

Описание слайда:

Драцена Если в помещении в качестве полового покрытия используется линолеум, то заведите драцену. Это растение очень красиво, и легко вписывается в любой интерьер. В учреждениях обычно используют крупные экземпляры, а для квартир подойдут небольшие растения. Драцена почти на 70% очищает воздух от бензола, выделяемого линолеумом, а также справляется с попадающими в квартиру выхлопными газами.

10 слайд

Описание слайда:

Диффенбахия и Фикус Очищать загрязнённый воздух жилища способны и такие растения, как пестролистая диффенбахия и фикус. Их следует размещать на той стороне квартиры, окна которой выходят в сторону промышленного района или оживлённой автострады. Эти растения любят свет, однако нужно располагать их так, чтобы исключить попадание прямых солнечных лучей. Однако, если вы решили выращивать у себя эти растения, то не позволяйте трогать диффенбахию детям: её сок ядовит, и может вызвать аллергические реакции, попав на кожу или слизистые оболочки.

11 слайд

Описание слайда:

Герань Герань известна нам очень давно, и многие русские классики упоминали о ней в своих произведениях, описывая интерьер старинных домов и квартир. Это растение широко распространено и в наши дни, благодаря своей неприхотливости, красивым цветкам и лечебным свойствам. Герань способна убивать стрептококки и стафилококки, а наиболее предпочтительным местом для неё будет спальня, так как вещества, выделяемые растением в окружающую среду, обладают успокаивающими и антистрессовыми свойствами. Лучше всего держать герань на подоконнике, на солнечной стороне, так как она светолюбива, хотя и требует обильного полива в тёплое время года.

12 слайд

Описание слайда:

Мята, шалфей, розмарин. Лекарственные растения в помещении помогают снизить проявления многих болезней. Так мята и шалфей предотвращают гайморит и воспаление лёгких, а розмарин лекарственный помогает побороть бронхиальную астму и простудные заболевания.

13 слайд

Описание слайда:

Монстера Лечебные свойства. В Мексике листья и корни применяют при лечении артрита и ряда других заболеваний. Энергетика Монстера поглощает негативную энергию, препятствует хаотичному смешению энергетических потоков. Эта гибкая лиана каждому поможет стать более лояльным в принятии решений, легче приспосабливаться к сложившимся условиям. Монстера способствует нахождению компромиссов. Она как бы расставляет энергии по местам, но делает это мягко и гибко, даже нежно. Такое свойство очень полезно для людей упрямых, склонных к скоропалительным выводам и действиям. Энергетика монстеры характеризуется спиральными колебаниями, направленными вниз. Энергия концентрируется, сгущается в растении и в нем сохраняется. Такие растения полезны людям, у которых трудности с концентрацией внимания и с принятием решений.

РОЛЬ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Природа и люди неразрывно связаны между собой, ведь растения во многих сферах жизнедеятельности человечества играют какую-то роль, а именно: проявление культурных традиций разных народов, населяющих планету (вспомните хотя бы о елке, без которой просто не может быть «праздника нового года»), насыщение кислородом и чудесным ароматом душных помещений и загазованных улиц «бетонных» городов, выполнение санитарной функции – растения поглощают пыль, способствуют увлажнению, очищению, а также ионизации воздуха. растения выполняют антибактериальную функцию - уничтожают вредоносные микроорганизмы, так как вырабатывают биологически активные вещества фитонциды, убивающие некоторые виды бактерий, простейших, а также микроскопических грибов, не менее важна эстетическая функция растений, которые способны не только дополнить любой интерьер, но и привнести некую изюминку в общее оформление помещения. Некоторые экзотические растения этому посодействуют. о целебных свойствах разнообразных комнатных растений знают многие, данной функцией наделены всем известный алоэ, каланхоэ, фикус, фиалка, агава и др. влияние растений на эмоциональное и физическое здоровье человека в астрологическом плане. Очень интересно. Ведь растения тоже принадлежат к определенным знакам Зодиака. Интересуетесь, какая роль комнатных растений в жизни людей? Роль комнатных растений в жизни людей действительно огромна и не только благодаря всем вышеперечисленным способностям, но также благодаря и такой значительной функции, как возможность общения с природой в стенах собственного дома. Что дает людям общение с природой? Ощущение спокойствия, умиротворенности и гармонии с самим собой и с окружающим миром. Попробуйте «поговорить» со своим комнатными растениями и вы ощутите, если не прилив сил (а это происходит очень часто), то, конечно же, удовольствие от проявившегося чувства любви, возникшего к цветку. И не удивляйтесь, если ваши знакомые расскажут вам о том, как быстро выздоравливают и хорошо начинают расти их цветы после таких же, но регулярных общений со своим хозяином. Цветоводами-любителями действительно был проведен похожий эксперимент, в ходе которого одним растениям нашептывались приятные слова, а другие «слышали» лишь ругань. Эксперимент подтвердил – связь растения с человеком действительно существует. Те растения, которые подвергались «пытке руганью», вскоре «заболели», а вторые, наоборот – прекрасно себя «чувствовали». Огромную роль комнатных растений в повседневной жизни людей можно заметить также и по наличию целебных (и так необходимых людям) растений практически в каждом доме. Ведь каждый уважающий себя человек заботится о своем здоровье. А ведь забота о собственном самочувствии – это не только правильное питание и активный образ жизни, но также прием (в случае болезни) правильных, а значит - натуральных препаратов, которые не вызывают осложнений. А что может быть «натуральней» алоэ, каланхое, которые обладают целительными свойствами и широко используются в виде отличного антибактериального, ранозаживляющего, противовоспалительного и желчегонного средства. Известна своими целительными свойствами и фиалка, которую используют для лечения экземы, простуды, для уменьшения болевых ощущений в горле, а также при бессоннице. Гибискус считается поистине чудодейственным средством, используемым в борьбе с опухолями (растертые листья гибискуса в лечебных целях накладывают на злокачественные опухоли). Удивительное комнатное растение агава также прекрасно зарекомендовало себя, как отличное слабительное и мочегонное средство. Список чудодейственных, обладающих «целебной силой» растений, не ограничивается несколькими их видами, перечисленными выше, это лишь малая часть известных многим, а главное – доступных каждому и в любую минуту «натуральных» препаратов. Роль комнатных растений в интерьере. Эстетическая роль комнатных растений не заключается лишь в получении удовольствия от любования ими. По мнению специалистов, в создании уникального, неповторимого интерьера различных помещений – будь-то огромный холл отеля, кафе, или комната в собственном доме, не последнюю функцию выполняют именно комнатные растения, которыми можно не только подчеркнуть общий стиль помещения, но и сделать его более уютным. Итак, чтобы правильно украсить помещение при помощи растений, необходимо учитывать, что: с бамбуковой мебелью отлично сочетаются орхидеи, жасмин, бромелии, восковой плющ. К тому же плющ - это растения знака Близнецов, и он по своему влияет на человека. А со стеклянной, стальной, мраморной или мебелью, выполненной из лакированного дерева и имеющей элегантно изогнутые или прямые формы, отлично гармонируют монстера привлекательная, гусмания, сансевиерия трехполосая - растение Стрельцов (для справки, это растение одно из не многих можно размещать и в детской комнате), драцена (растение Козерога). Мебели, выполненной в английском или французском стиле, соответствуют: камелия, цикламен, антуриум, пальмы (например, перистые пальмы - это растения Близнецов), а также другие кустистые с большими листьями и пышно цветущие растения, «дух Японии» привнесут в интерьер всевозможные растения культуры бонсай, а также бамбук или азалии (растение Овна); если помещение достаточно просторное, то и цветы следует подбирать более крупные. В холлах, больших прихожих прекрасно смотрится драцена, фикус бенгальский, замиокулькас или филодендрон; если приходиться экономить на пространстве, то лучше воспользоваться вертикальным озеленением, использовав для этого «цветочные люстры» и ползущие, или вьющиеся растения. Правил по озеленению помещения существует много, но, придерживаясь этих самых правил, необходимо помнить одно – для эффектного зеленого оформления комнаты совсем необязательно перенасыщать ее всевозможными цветами, кустистыми, вьющимися или другими видами растений. Важно придерживаться «золотой середины», выбрав из всего существующего многообразия наиболее примечательные виды, которые гармонично «впишутся» в общий стиль помещения. Также при выборе растений для Вашего дома необходимо учитывать энергетику растения. Так, что подведем итог: роль комнатных растений в жизни человека - огромна.

Тема: Значение комнатных растений в жизни человека.

Цель: повышение мотивации к изучению комнатных растений и вовлечение в кружок.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к комнатным растениям.
  • Способствовать расширению кругозора о влиянии растений на здоровье человека.
  • Содействовать созданию позитивной среды общения и формирование у детей чувства коллективизма и ответственности.

Оборудование: демонстрационные картинки, бумага, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Участникам предлагается на листочках вписать свое имя и приколоть с помощью иголки на одежду.
Начало занятия в группе начинается с разминки в игровой форме, для создания атмосферы открытости и внимания. Цель разминки “Пожелание” установление контакта между участниками группы, создание позитивной среды общения. Участникам предлагается сесть в круг, взяться за руки и мысленно высказать пожелание присутствующим на сегодняшний день.

II. Проверка знаний о комнатных растениях и их значении для человека

– Цветы и декоративные растения занимают в жизни гораздо более важное место, чем это кажется на первый взгляд. И вы, ребята, встречаетесь с ними повсюду: дома, в школе, в окружающей нас природе.
Мы все мало бываем на природе. И чем реже выбираемся из городов, тем сильнее нас тянет к красоте лугов, лесных полян, рощ, к пахучим травам и цветам. И эта тяга, неудержимая и подсознательная, заставляет нас звать природу к себе в дом – в комнаты, на балконы, окружать себя комнатными растениями.

– Ребята, а какие комнатные растения живут в вашем доме? Назовите их.

III. Постановка задач, сообщение темы

– Сегодня мы поговорим о некоторых комнатных растениях, узнаем какое влияние, оказывают комнатные растения на здоровье человека.
Итак, тема нашего занятия “ Комнатных растений в жизни человека”

IV. Ознакомление с новыми знаниями

– Многие растения считаются талисманами от различных болезней и действительно могут, находясь в комнате, влиять на наше самочувствие и настроение.
Но главным фактором влияния растительного мира на человека, как теперь установлено – это электромагнитное излучение. Каждая клетка живой материи является источником электромагнитного излучения. Организм человека генетически запрограммирован на то, чтобы постоянно получать частотные “послания” от различных растений. А поскольку жители многих крупных городов дышат, увы, не озоном, то он начинает бунтовать. И выражается это выработкой гормонов, повышенная концентрация которых приводит к плохому настроению. Выходит, чем больше времени мы проводим в четырех стенах, тем чаще нас одолевает хандра.
Ясно, что ни книга, ни телевизор не способны послать те самые электромагнитные сигналы. Это могут сделать только сами растения. Ведь недаром врачи рекомендуют нам чаще бывать за городом, гулять в лесу. Вот только ритм современной жизни настолько напряженный, что выполнять их совет не хватает времени.
Выходит, положение безнадежное? Вовсе нет. Раньше люди ничего не знали ни о биополях, ни о гормонах. Но в каждом городском доме были цветы.
Наши предки интуитивно чувствовали, что комнатные цветы и растения нужны человеку для поддержания его здоровья.
Герань – одно из самых распространенных комнатных растений. Ее ярко-красные цветы прямо-таки излучают жизненную энергию и силу, которые помогут вам в случае плохого самочувствия. Поэтому во время болезни держите герань в своей комнате.
Цветущий цикламен поможет вам избавиться от ночных кошмаров и бессонницы.
Домашние растения не только отличные психотерапевты, но и экологи, создающие благоприятный микроклимат в наших квартирах. Не секрет, что влажность воздуха в помещениях с центральным отоплением гораздо ниже нормы. Она составляет всего 20-30% – как в пустыне или полупустыне.
И тут на помощь может придти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис. Это – циперус . Он испаряет использованную влагу до 80%.
А собратья циперуса – диффенбахия, антуриумы, филодендроны, монстеры просто находка для наших квартир! Они улучшают водно-газовый обмен в помещении. Монстеры знамениты еще и тем, что умеют плакать. Перед дождем в комнате с сухим воздухом обильно политое растение начинает выделять капельки воды на кончиках листьев.
Наконец, многие комнатные растения обладают еще и фитонцидными, то есть бактерицидными свойствами. К числу “врагов” бактерий относятся хлорофитум, мирт, розмарин, цитрусовые, аглонема скромная. В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! Причем аглонема убивает даже стрептококковую инфекцию. Аспарагус поглощает частицы тяжелых металлов.
Нет нужды рассказывать, как плохо себя чувствует человек в душном помещении. Причем дело здесь не в недостатке кислорода как такового, а в очень малом количестве отрицательных ионов, входящих в его состав. Они быстро “испаряются” во время работы в комнате телевизора или компьютера. Улучшить ионный состав воздуха с помощью растений-экологов – например, цереусов или кодиеумов .
Вообще же, какой бы неподходящей ни казалась ваша квартира, для нее всегда можно подобрать зеленых питомцев.

V. Работа по группам

– А теперь, ребята, я попрошу вас разделиться на группы:

1-я группа, кто родился зимой;
2-я группа – кто родился весной;
3-я группа – кто родился летом;
4-я группа – кто родился осенью.

– Вам дается задание изобразить чудо-растение которого нет в природе, но вы хотели бы его вырастить. По окончании каждая группа защищает свой рисунок. Ребята, с вашего разрешения, я хотела бы оставить ваши рисунки у себя на память о сегодняшнем занятии.

Занятие заканчивается в кругу.

VI. Рефлексия. “Барометр настроения”

– Итак, ребята, что интересного было для вас сегодня на занятии? Что не понравилось? Что бы вы хотели узнать еще о растениях? Ваши пожелания!

По окончании занятия, уходя детям, предлагается выбрать лицо человечка

1. Если занятие понравилось – улыбающееся.
2. Не очень понравилось – с прямым ртом.
3. Не понравилось – грустное.

Листочки крепятся на доску.

В Астраханской школе я учусь два года, и как только первый раз попала в школьный двор, была поражена оформлением территории школы. Кто занимается оформлением пришкольного участка? Кто придумывает расположение клумб и газонов? Этот вопрос очень заинтересовал меня. Оказывается это целое искусство, и чтобы школьный двор выглядел красиво необходимо знать основы дизайна.

ДИЗАЙН (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА, искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В задачи ландшафтной архитектуры входят охрана естественных ландшафтов и создание новых (садово-парковое искусство), планомерное развитие системы естественных и искусственных ландшафтов.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО, искусство создания садов, парков и др. озеленяемых территорий. Включает планировку и разбивку садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоемами, скульптурой и т. д.

Основные типы парков: террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами), регулярные «французские» (с боскетами, партерами и водоемами геометрически правильных форм, лучами аллей), пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта - с лужайками, вьющимися тропинками, речками, озерами), миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испанско-мавританских двориках; японские сады - символические композиции из воды, растений и камней). Задачи садово-паркового искусства - сближение жилой застройки с природой, улучшение микроклимата.

РОЛЬ РАСТЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ИСТОРИЯ КОМНАТНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ЦВЕТОВОДСТВА

Добро пожаловать в чудесный мир растений! Это, прежде всего, мир прекрасных форм и запахов. Это обилие теплых тонов и буйство зелени. Это, наконец, мир верных домашних докторов, врачующих нас ежедневно и ежечасно одним лишь своим присутствием. Преданные и бессловесные зеленые друзья - растения платят нам своеобразной взаимностью за любое внимательное отношение к ним. Знакомство с миром растений иногда сравнивают с путешествием в далекие и малоизвестные страны. Что мы знаем об истории комнатного и декоративного цветоводства. Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тыс. до нашей эры. По археологическим данным, начиная с глубокой древности, люди использовали цветы для украшения храмов и дворцов. Найдены вазы для цветов, относящиеся еще к бронзовому веку, но к сожалению, эти вазы не сохранились. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили маленький венок из полевых цветов.

В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, и можно предположить, что в первую очередь именно их использовали для букетов и венков, высаживали у храмов и дворцов. Об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определенных растений. В описании древнейших обрядов и танцев упоминается роза. В Эрмитаже хранится любопытная гравюра неизвестного художника XIX века – “Штурм замка любви”. На ней изображено сражение за прекрасную девушку, где оружием у рыцарей служат цветы розы. Это символ любви и преклонения.

О размахе использования цветов в храмах Египта и их значении в обрядах можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамзеса III, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета. Уже тогда люди привозили из дальних краев не только драгоценные пряности и благовония, но и цветочные растения. Так путешествовали роза, лилия, тюльпан, пион.

Огромный поток новых растений хлынул в Европу в эпоху великих географических открытий. Не только путешественники, но и воины, и особенно монахи, увлеченно разыскивали и привозили поразившие их растения домой.

В России уже с XV века были известны частные сады, принадлежавшие знати. Большая часть экзотических декоративных растений пришла к нам из Европы при Петре I. Через постоянных поставщиков из Германии и Голландии Петр I ежегодно завозил большое количество деревьев, кустарников и цветов. При нем были основаны и первые ботанические сады, которые назывались аптекарскими огородами для лекарственных растении.

Растения из разных, особенно тропических стран, не всегда выживали в садах Европы. Сохранить и размножить многие из них помогли созданные специально для этого сооружения - оранжереи. Первая русская оранжерея в Санкт-Петербурге увидела свет в 1714 году в Летнем саду.

Первые оранжереи мало чем напоминали по конструкции современные сооружения такого рода. Чаще всего это были деревянные или каменные строения с увеличенным числом больших боковых окон и обычными непрозрачными крышами, что давало неравномерное боковое освещение. Оранжереи при частных усадьбах нередко служили одновременно любимым местом светских развлечений, поэтому вместе с растениями, которые служили зеленым фоном, размещались скульптуры, картины, мебель, создавались искусственные гроты, водопады.

В нашем веке конструкции оранжерей совершенствовались и приобретали современный вид. Постепенно многие виды растений, первоначально выращенные в оранжерейных коллекциях ботаниками, перекочевали в жилые комнаты и составили современный ассортимент.

Декоративные растения играют большую роль в жизни человека. Они доставляют эстетическое наслаждение, служат для украшения жилищ, населенных пунктов. Растения отражают солнечные лучи и расходуют энергию солнца на фотосинтез, выделяя кислород и поглощая углекислый газ, а избыток углекислого газа ведет к парниковому эффекту. Человек страдает от загрязнений. Причиной многих заболеваний является плохой воздух. Это бронхит, пневмония, различные формы аллергии. Растения очищают воздух от пыли и вредных химических веществ. Один тополь производит столько кислорода, что хватит на сутки для 3-х человек, увлажняет воздух. Растения уменьшают скорость ветра и изменяют направление потоков воздуха, а ведь ветры повышают кровяное давление, возбудимость, обостряют ревматизм и головную боль. Кроме того, они производят фитонциды, укрепляющие иммунитет. Они убивают болезнетворные микроорганизмы, грибки простейших и даже вредных насекомых. В этом участвуют даже комнатные растения. Так, туя очищает воздух от микроорганизмов на 67% , хризантемы - на 66% , герань и бегония – на 43%. Кроме того, внедряется новый вид лечения - ландшафтотерапия, где лекарством являются зеленый цвет растения, пение птиц, плеск воды, шелест листьев.

ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК И ЕГО РОЛЬ

Роль пришкольного участка очень велика в воспитании подрастающего поколения. Пришкольный участок занимает особое место в учебно-воспитательном процессе школы. Современные подходы требуют переосмысления работы на пришкольном участке, использования закладываемых экспериментов не только для демонстрации тем ботаники или опытов, но и для выявления типов взаимоотношений организмов, их адаптации к условиям среды.

Во-первых, пришкольные участки важно использовать для экологического просвещения детей, на пришкольных участках возможно создание природных лабораторий.

Пришкольные участки можно использовать в следующих направлениях:

Изучение закономерностей формирования популяций и биоценозов, их взаимоотношений со средой, демонстрация типов и форм взаимоотношений организмов в биоценозах;

Формирование знаний об отношениях живых организмов и среды, о влиянии факторов среды на организм и о реакции организмов на действие факторов среды;

Формы практической работы на пришкольном участке:

Постановка эксперимента, доказывающего наличие закономерностей, адаптаций, проявления взаимоотношений, влияние доз минеральных удобрений, полива на урожайность, рост и развитие, с различной густотой посадки той или иной культуры и т. д. ;

Устройство искусственного гнездовья для птиц, что дает возможность проследить в жизни птиц формы групповой организации, пищевые цепи в саду и т. д. ;

Демонстрация многих экологических аспектов: вертикальную и горизонтальную, видовую и экологическую структуры, сообщества, взаимовлияние организмов друг на друга;

Создание искусственных моделей экосистем;

Сравнение биоценозов наземных и водных растений, что позволит отметить общие закономерности процессов их формирования, смен;

Изучение агроценозов при использовании полевого и овощного севооборотов;

Рассматривание фитоценозов позволит найти массу примеров растений разных жизненных форм;

Организация экологических экскурсий: тематические, обзорные, по экологической тропе;

Экологическое оформление пришкольных участков, озеленение;

Проведение отдельных уроков.

Таким образом, пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Пришкольный участок - экологическая лаборатория для школьников.

Кроме того, работа на пришкольном участке:

Способствует развитию трудового, профориентационного, эстетического, физического и нравственного воспитания;

Развивает практические навыки и умения ухода за культурными растениями;

Дает всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства;

Закрепляет и обобщает на практике теоретические знания о растениях, полученные в курсе школьного курса биологии;

Теснее связывает изучение биологии с сельским хозяйством, углубляет знания по биологии и придает урокам большую практическую направленность;

Прививает учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству, с малых лет у учащихся формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям.

Огромное значение имеет то, что к работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы, совместная работа учащихся и учителей способствует сплоченности коллектива, создает благоприятный психологический климат, который так необходим для успешного учебно-воспитательного процесса.

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Правильно организованные посадки зеленых растений улучшают микроклимат пришкольных участков, служат живым наглядным пособием для знакомства школьников с природой, помогают воспитывать в них любовь к природе, чувство прекрасного, а также помогают в изучении дисциплин биологического цикла. Вот почему при озеленении школьной территории необходимо использовать разнообразный видовой состав растений. Важно, знать, какие деревья и кустарники растут в условиях нашего климата.

Зеленые насаждения сажают так, чтобы они максимально озеленяли и изолировали территорию школы от прилегающих шумных улиц, создавая по граничные шумо- и пылеулавливающие полосы. Целесообразно также устраивать перголы для вьющихся растений и применять вертикальное озеленение здания школы.

При озеленении пришкольной территории полезно высаживать деревья и кустарники, обладающие фитонцидными (антимикробными свойствами). Сильными фитонцидными свойствами обладают сосна, можжевельник, туя, береза, тополь, дуб, черемуха, вяз мелколистный, липа сердцелистная, шелковица белая, каштан конский, кипарис.

Пришкольный участок должен занимать не менее 45-50% общей площади и подбирать насаждения следует таким образом, чтобы можно было использовать пришкольный участок в течение всего года. В зависимости от размеров территории на ней должны располагаться участки полевых и овощных культур, цветник, сад, газоны и живые изгороди. Участок под декоративные культуры отводится вблизи здания. Ассортимент растений должен быть, па возможности, разнообразен, чтобы учащиеся могли знакомиться с особенностями различных древесно-декоративных растений. Для этого рекомендуются групповые и одиночные посадки растений на фоне газона. В местах, предназначенных для отдыха, высаживают деревья с широкими кранами для защиты от солнечных лучей (платан, тополь, дуб, лещина, конский каштан). Деревья располагают на расстоянии 5-10 м от школы, кустарники - 1,5-6 м.

Имеет значение и высота кустарника: нельзя, чтобы он полностью затенял окна. Все площадки пришкольного участка изолируют друг от друга бордюрам из кустарниковых растений.

В дендрологический уголок, который можно организовать на территории школы, нужно посадить сосну, ель, лиственницу, можжевельник, тую, дуб, липу, клен, березу, граб, тополь, осину и др. Вокруг дендрологического уголка следует посадить кустарники, которые, разрастаясь густыми куртинами, предохраняют почву от чрезмерного вытаптывания. Имеется немало видов и форм таких кустарников, среди них многие отличаются красивыми и ароматными цветами, листьями и плодами различной окраски и формы, хорошо переносят формовку и стрижку. Наиболее распространены: жимолость, крушина, бересклет бородавчатый, калина, бирючина, лещина, самшит, снежноягодник и др.

Среди красивоцветущих кустарников можно посадить разные формы чубушника, боярышника, спиреи, кизильника, сирени, форзиции, дейции, а также сливу трехлопастную, айву японскую, гортензию древовидную.

Цветочные культуры имеют различные сорта, отличающиеся внешними признаками и хозяйственно-полезными качествами; размерами соцветий, сроками созревания семян, устойчивостью к болезням и т. д. Важно и то, что разнообразные сорта по-разному относятся к климатическим и почвенным условиям. В каждом регионе, как правило, культивируются те, которые приспособлены к местным условиям.

Различают группы светолюбивых и теневыносливых растений. К первой относятся: львиный зев, бархатцы, василёк однолетний, гайлардия, гелихризум, гладиолус, душистый горошек, иберис, календула, петуния, портулак и многие другие; ко второй – дицентра, ландыш, морозник, наперстянка, подснежник, леченочница.

В зависимости от продолжительности жизни растения делятся на однолетние, или летники, которые проходят весь цикл развития за один год; весной их сеют, они образуют стебли и листья, летом цветут, дают плоды и семена, а затем гибнут; двулетние, цикл развития которых длится два вегетативных сезона: в течение первого сезона растения образуют вегетативные органы, в течение второго – цветут и дают семена, а затем отмирают; многолетние: их жизнь длится несколько вегетативных сезонов. Они многократно возрождают свои вегетативные органы, цветут, дают семена, но у большинства осенью листья и стебель отмирают. Многолетники имеют ряд неоспоримых достоинств. Они дают массу зелени и цветов, имеют более мощную корневую систему, менее страдают от засухи, менее прихотливы, чем летники. К ним относятся астильда, дельфиниум, ирис, лилия, нарцисс, примула, пион, флокс. Летники для оформления приусадебного участка обычно используют в начале его освоения. Наиболее популярными из них являются астра, бархатцы, львиный зев, настурция. К ним можно добавить большой список других интересных летников: агератум, бальзамин, вербена, георгина однолетняя, гвоздика китайская, лаватера, цинния, однолетние рудбекия и хризантема.

Миксбордер переводится с английского как «смешанный бордюр» и означает посадку красивоцветущих декоративно-лиственных растений в пейзажной планировке. Их подбирают так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего вегетационного периода. Миксбордер может иметь как строгие геометрические очертания, так и асимметричные, неправильные формы.

При подборе растений для миксбордера особое внимание следует обращать на окраску цветов и листьев. При этом необходимо также руководствоваться законами контраста цветов, их гармонии, значением нейтральных тонов.

По закону контраста цветов наиболее красивыми сочетаниями являются: красный с зелёным, оранжевый с синим и жёлтый с фиолетовым. Красный, оранжевый и жёлтый – это наиболее активные, тёплые цвета; зелёный, синий, фиолетовый – пассивные, холодные. Последние будут придавать миксбордеру строгость. Чтобы смягчить резкий контраст, можно между контрастирующими группами сажать растения нейтральных цветов. Все тёмные цветы нужно располагать ближе к дорожке, так как вдали они теряются, остаются незамеченными.

Закон гармонии цветов означает постепенное увеличение или уменьшение интенсивности окраски того или иного тона. Если интенсивность цвета возрастает от переднего плана к заднему, например, от светло – розового к светло – или ярко - красному, то такой цветник выглядит более красочно.

Нейтральные окраски – белая и чёрная. Они находят большое применение. Растений с чёрной окраской в природе практически не существует (почти чёрный цвет имеют некоторые сорта тюльпанов, гладиолусов), а с белой очень много. Белая и другие светлые окраски хорошо видны издали, нарядны, их часто используют для смягчения резких сочетаний. Белый цвет сглаживает диссонанс тонов, уничтожает дисгармонию, смягчает контрастность, а чёрный усиливает и подчёркивает её. Сочетание красного и фиолетового воспринимается тяжело, поэтому желательно вводить в него белый цвет.

Интересно устраивать географические посадки, например, оформить уголок флоры средней полосы России, уральской растительности и т. д. Хорошим дополнением к таким участкам будут кустарники и соответствующие травянистые растения, особенно красивоцветущие многолетние цветы. Все эти многолетники отличаются большой экологической подвижностью и не требовательны к условиям произрастания.

Астильба - неприхотливое растение, не теряет декоративного вида при выращивании на одном месте в течение десяти лет, не поражается болезнями.

Многолетние астры - кустистые растения, очень ветвистые, цветут с середины сентября да конца октября. Используют их на газонах перед кустарниками, односортными группами и для срезки.

Барвинок - стелющееся растение, образует зеленые ковры на стеблях. Листья вечнозеленые, темно-зеленого цвета.

Водосбор гибридный (орлик) - используется во всех цветочных оформлениях, микробордюрах, группах, среди деревьев.

Гипсофила ползучая - почвопокровное растение высотой 10-15 см со стелющимися побегами, темно-зелеными незаметными околоцветными листьями и мелкими белыми цветками. Используется для альпинариев, бордюров, каменистых участков.

Живучка ползучая - почвопокровное растение с длинными ползучими укореняющимися стеблями высотой 15-35 см. Цветки - синие или голубые, редко - белые или розовые. Используется как почвопокровное растение для теневых и солнечных мест.

Ландыш майский имеет ползучее корневище и розетку широких продолговатых декоративных светло-зеленых листьев. Его изящные душистые цветы, красивые листья являются украшением наших лесов. Применяется и в качестве почвопокровное растения для газонов.

Седум едкий - вечнозеленое растение высотой да 10-15 см с густооблиственными стеблями, мелкими мясистыми темно-зелеными листьями; цветы - золотисто-желтые, мелкие. Используется и для альпинариев, каменистых участков. Хорошо переносит стрижку.

Тимьян ползучий (чабер обыкновенный) - полукустарник, высота его 10 см, имеет округло-четырехгранный стелющийся стебель. Используется и для альпинариев, групп, массивов, многолетних газонов, бордюров.

Пришкольная территория должна быть украшением, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой красоты, ведь она результат их упорного труда. Это способствует воспитанию у них любви к труду, чувства удовлетворения результатами своей деятельности. Примером такой территории может служить пришкольный участок МОУ СОШ № 3 с. Астраханка.

ОПИСАНИЕ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА НАШЕЙ ШКОЛЫ

Общая площадь пришкольного участка составляет 19000 м2, из них застроено 2028,9 м2, 5000 м2 занимает пришкольный участок. С юго-восточной части пришкольный участок ограничивает небольшая лесополоса, которая преимущественно состоит из берез (14) и кленов (20), а также присутствует кустарник (около 30). Большинство деревьев и кустарников имеют хорошее развитие, размеры, соответствующее возрастным нормам. На юго-востоке находятся хозяйственная постройка и хоккейная коробка. На северо-западе находится овраг и небольшой лесок, который в основном состоит из кленов и ильмов. В северо-восточной части расположен частный двор.

Наш участок первоначально был оформлен в регулярном стиле. В его основе лежат строго геометрические построения аллей, дорожек, посадок деревьев, кустарников и травянистых растений. Поэтому из растений использованы те, которые хорошо поддаются стрижке и обладают четкими контурами. Растения на пришкольном участке размещены в определенном порядке, так как каждое дерево, кустарник или цветущее растение выполняют свое декоративное назначение.

Особое внимание всегда уделяется въезду и входной дорожке. Наша центральная дорожка обрамлена цветущими растениями и кустарниками, что придает участку благоустроенный вид. Остальные дорожки большей частью обрамлены посадками клена, спиреи, шиповника, которые регулярно подстригаются, образуя стройную живую изгородь. Дорожки функционально оправданы, не следует излишне дробить участок множеством дорожек. На участке имеются также и солитерные посадки. Солитеры - это одно или несколько деревьев и кустарников, четко выделяющихся на общем фоне и гармонично вписывающихся в окружающий ландшафт. Свободно растущие группы деревьев, кустарников и цветов сочетаются со стриженными рядами живой изгороди, оградой, дорожками.

Разновидностью живой изгороди являются бордюры из травянистых многолетних и однолетних растений.

Для оформления фасада использованы многорядные рабатки, где высокие растения высажены на заднем плане, низкие - на переднем. Центральная клумба также выполнена многоярусно. На клумбах высаживаются однолетние и двулетние цветочные растения: астра, космея, настурция, тагетес, амарант, петуния, цинния, виола, а также многолетние: ирис, лилия, хризантема, незабудка, хоста.

Древесно-кустарниковые породы прекрасно сочетаются с декоративными элементами, которые играют немаловажную роль в оформлении участка, найдены довольно интересные решения отдельных фрагментов сада школы, которые придают им своеобразную красоту. Примером могут послужить старые пни, установленные на территории участка и украшенные резьбой по дереву. В оформлении школьного сада нашли свое применение каменистые горки, которые представляют собой небольшие холмы с «небрежно» разбросанными камнями, органично сочетающиеся с общей композицией сада.

Пришкольный участок школы является оздоровительно-парковой зоной. В его оформлении надо стремиться придать ему неповторимый облик, искать необычные решения, проявлять при этом творческие способности. Прежде всего, надо разбудить фантазию. Каким мы хотим видеть школьный двор? Какими мы хотим видеть подходы к школе? К этому можно привлечь учащихся, этому могут быть посвящены их сочинения, рисунки, чертежи. Можно поручить им разработку декоративных элементов – скамей, беседок, «зеленых классов», каркасов для вьющихся растений, «зеленых арок», клумб, скульптур, декоративных корней и пней, в которых можно устроить птичьи столовые, гнездовья, а может быть даже фонтанов и водоемов. Например, для украшения можно использовать переносные многоярусные клумбы, в них можно высадить петунии разной окраски, настурции, которые живописно спускаются и обрамляют переносные конструкции. К тому же они цветут очень долго и замечательно украшают двор.

Декоративное садоводство требует систематического труда, множества разнообразных и ежедневных забот. Но результаты этого труда радуют окружающих, снимают стресс, повышают настроение.

Меня заинтересовало, что на нашем участке одинаково хорошо себя чувствуют и кустарниковые и цветковые растения. Я думаю, это зависит от почвы. В целом на участке почвы дерново-подзолистые, кроме клумб, где почвы торфяно-глеевые низинных болот, так как клумбы посыпают черноземом для повышения плодородия почвы. В своей работе я представила результаты некоторых опытов, проведенных на территории пришкольного участка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня как никогда перед человеком стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Основой развития любого общества должна стать гармония человека и природы.

Декоративные растения играют большую роль в жизни человека. Они доставляют эстетическое наслаждение. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли. Они производят фитонциды, укрепляющие иммунитет, убивают болезнетворные микроорганизмы. Зеленый цвет растений, пение птиц, плеск воды, шелест листьев успокаивают и поднимают настроение.

Работа на пришкольном участке способствует развитию трудового, профориентационного, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную роль. Организация пространства пришкольного участка требует знания основ проектирования ландшафтного дизайна.

Проектирование является творческой деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний и выдается готовый продукт – проект. Применение знаний в нестандартной ситуации, моделирование элементов трудовой деятельности развивает творческий потенциал учащихся, креативные качества личности.