Генерал мизинцев ругается матом. Мизинцев, михаил евгеньевич. Можно наивный вопрос

Россия уверенной поступью идет к возрождению былой славы и мощи. Моя малая родина – Вологодчина в этом процессе, как и во все времена, стоит в первом эшелоне. Это очень радует и инициирует на многие благородные дела.

Родился 10 сентября 1962 года в деревне Аверинская Сямженского района. Рос в дружной многодетной крестьянской семье, где старшие по возрасту всегда отвечали за младших. В 1978 году после окончания восьми классов Двиницкой средней школы поступил в Калининское суворовское военное училище, которое с отличием закончил в 1980 году. Дальше было Киевское высшее общевойсковое командное училище им. М.В. Фрунзе, которое закончил опять же с отличием и присвоением первого воинского звания «лейтенант».

В течение шести лет проходил военную службу в Группе советских войск в Германии (от лейтенанта до капитана, от командира разведывательного взвода до начальника штаба отдельной разведывательной воинской части). С 1989 по 1993 год служил в Закавказском военном округе. Обстановка в Закавказье характеризовалась непредсказуемостью: жившие в мире народы в один миг превратились во враждующие стороны. Происходило крушение великой державы. Эти три года дали Михаилу Евгеньевичу закалку на всю жизнь. Закончив в Москве Военную академию им. М.В. Фрунзе, в звании подполковника в 1996 году направляется в одно из лучших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ – Череповецкое высшее инженерное училище радиоэлектроники преподавателем немецкого языка. Затем -непродолжительная, но содержательная военная служба в Вологде, в знаменитых Красных казармах. С 1997 года проходил службу в Главном оперативном управлении Генерального штаба ВС РФ, закончил с отличием Военную академию Генерального штаба. Сейчас его воинское звание – полковник.

Продолжает нести службу в Военной академии Генерального штаба ВС РФ, много времени отдает общественной работе – он член правления Вологодского землячества, руководитель секции военно-патриотического воспитания. Свой отпуск с семьей проводит на сямженской земле.

Михаил Евгеньевич говорит: «Когда приезжаю в родную деревню, то на душе становится светло. Вижу Введенскую часовню. Помню, как в 1999 году решили всем миром ее восстановить. Трудились не покладая рук. Горжусь, что частица труда моей мамы Лидии Яковлевны, моего брата Игоря, многих родственников осталась в этом святом деле. В сентябре 2002 года работа была завершена. А вскоре восстановленная часовня была освящена архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом».

За безупречную службу Михаил Евгеньевич награжден медалями, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

Военное ведомство завершает реализацию одного из самых громких и интересных проектов последних лет: создание Национального центра управления обороной Российской Федерации. Рассказать «Ленте.ру» о новой структуре согласился первый начальник НЦУО - генерал-лейтенант Михаил Мизинцев.

«Лента.ру»: Михаил Евгеньевич, в прессе и экспертной среде сломаны уже тысячи копий на тему необходимости создания на месте Центрального командного пункта Генштаба - главного органа управления армией и флотом в течение многих лет - Национального центра управления обороной. Каковы задачи центра, в чем принципиальное отличие от прежнего ЦКП?

Михаил Мизинцев : Прежде всего, мне бы хотелось начать с того, что Национальный центр управления обороной Российской Федерации в настоящее время уже создан и как организационная структура выполняет все возложенные на него задачи в полном объеме.

Но необходимость и, главное, целесообразность его создания на основе Центрального командного пункта Генштаба имеет куда более глубокие причины, чем простое повышение статуса.

Дело в том, что созданный еще в советские времена Центральный командный пункт Генерального штаба по своим функциям обеспечивал надежное управление прежде всего вооруженными силами, включая применение стратегических ядерных сил и других сил и средств, стоящих на боевом дежурстве. С этой задачей он справлялся достаточно эффективно.

Однако организация обороны страны намного более сложное понятие. Этот процесс не ограничивается только управлением вооруженными силами.

Ведь в случае возникновения реальной угрозы безопасности нашей стране уже в угрожаемый период в процесс организации обороны включаются все федеральные ведомства, их территориальные органы, региональные и местные органы власти. Более того, для целей обороны задействуются ресурсы и негосударственных структур всех форм собственности: предприятий, топливно-энергетических компаний, транспорта и так далее.

И здесь с учетом колоссальных объемов разнородных ресурсов, принадлежащих не только ведомствам, но и негосударственным организациям, а также географической протяженности нашей страны, приобретает особую значимость необходимость их оптимального распределения и сосредоточения в предельно сжатые сроки в заданном районе.

При этом, хотел бы это особо подчеркнуть, - все перемещения и концентрация ресурсов должны быть, кроме того, синхронизированы с разработанными планами действий вооруженных сил.

Проведенные исследования и глубокий анализ существующих сегодня угроз безопасности и возможностей военной организации страны по их нейтрализации показал, что в современных условиях для гарантированного выполнения этих задач необходим единый орган управления, действующий на совершенно новых принципах и оснащенный самыми современными телекоммуникационными и вычислительными средствами.

Такой орган управления обороной должен в режиме реального времени непрерывно отслеживать изменения военно-политической обстановки в мире, получать полные и достоверные сведения о состоянии всех войск и воинских формирований в стране, наличии имеющихся материальных ресурсов. При постановке конкретной задачи необходимо на основе всестороннего анализа смоделировать развитие ситуации и предложить руководству страны один или несколько вариантов гарантированного выполнения поставленной задачи.

С созданием Национального центра управления обороной Российской Федерации данная потребность в таком постоянно действующем управленческом механизме будет полностью удовлетворена.

Можно ли в общих чертах описать структуру создаваемого центра?

Его основу, если говорить обобщенно, составляют три центра управления:

центр управления стратегическими ядерными силами, предназначенный для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства Российской Федерации;

центр боевого управления, осуществляющий мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализ и прогнозирование развития угроз для Российской Федерации или ее союзников; этот же центр обеспечивает управление применением вооруженных сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны;

центр управления повседневной деятельностью, ведущий мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения вооруженных сил; также этот центр координирует деятельность федеральных органов власти по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Национальный центр должен будет непрерывно аккумулировать абсолютно всю информацию - от состояния и положения войск до закупки продовольствия и выполнения гособоронзаказа? Объемы данных должны быть колоссальными.

Совершенно верно. Поэтому «сердцем», если так можно выразиться, национального центра является специальный программно-аппаратный комплекс, представляющий один из самых высокопроизводительных в мире суперкомпьютеров. В рамках этого программно-аппаратного комплекса объединяются имеющиеся информационные ресурсы всех министерств и ведомств, благодаря чему Национальный центр управления обороной будет работать с постоянно актуализируемыми данными, имеющими оборонное значение.

К примеру, осуществлять непрерывный мониторинг состояния объектов транспортной инфраструктуры на маршрутах движения войск, проходимости и загруженности дорог, состояния морских, речных путей, оценивать степень воздействия неблагоприятных метеоусловий, последствий чрезвычайных ситуаций и еще огромное множество факторов и условий. Количество параметров, которые должны учитываться и постоянно поддерживаться в актуальном состоянии, измеряется многими сотнями.

С помощью этих данных на основе специально разработанных математических моделей рассчитываются оптимальные варианты выполнения конкретных задач в сфере обороны, поставленных руководством страны.

Опыт показывает, что даже при условии использования самых современных технологий автоматизации роль человека в управленческом процессе не уменьшается. Кто будет управлять оборонным суперкомпьютером и, самое главное, принимать или отклонять предлагаемые им решения: военные или специально обученные гражданские специалисты?

Вы совершенно правильно заострили проблему на кадрах. Они у нас, как известно, решают все. Мы, безусловно, изначально уделяли вопросу подготовки кадров предельно серьезное внимание.

Дело в том, что действующая система военного образования ориентирована, прежде всего, на подготовку специалистов командного, инженерного и других профилей для войск (сил). А необходимые прикладные знания и навыки офицеры получают уже по мере прохождения службы в войсках.

Но мы создаем абсолютно новый орган управления, аналогов которому в истории вооруженных сил не было и нет. Для его комплектования подбираются самые, как сегодня говорят, «продвинутые» и опытные офицеры, имеющие богатый практический опыт командования или управления сложными системами вооружений в войсках, а также опыт штабной работы. Однако для прохождения службы в Национальном центре обороны даже этого уровня подготовки им все-таки недостаточно.

Поэтому в интересах Национального центра управления обороной организованы тщательный отбор и обучение офицеров в восьми военных академиях по программам переподготовки и дополнительного профессионального образования с упором на овладение самыми современным информационно-телекоммуникационными технологиями.

А для выполнения задач комплексного исследования проблем управления обороной, подготовки качественных аналитиков, включая и должностных лиц иных федеральных органов исполнительной власти и предприятий ОПК, в составе Военной академии Генерального штаба создан и успешно функционирует Институт управления национальной обороной. Используемые там методики обучения соответствуют самым высоким мировым стандартам. Поэтому с кадрами Национального центра управления обороной страны никаких проблем нет.

А вы не опасаетесь, что сведение всех данных в одну точку - Национальный центр управления обороной - опасно упростит задачу так называемому «вероятному противнику» по выведению из строя всей создаваемой системы управления одним точным попаданием по нему, скажем, крылатой ракетой?

Нет. Национальный центр управления обороной - это система, говоря научным языком, со сложной морфологией. Все хранение и обработка данных осуществляется в особо защищенных, территориально распределенных и многократно дублирующих друг друга центрах обработки, связывающих все уровни управления военной организации страны сверху донизу и использующих специальные алгоритмы сохранения целостности данных. Обеспечение защищенности, безопасности и гарантированной работы Национального центра управления обороной в абсолютно любой обстановке было одним из ключевых условий, сформулированных в ходе подготовки проектной документации и реализованных при его создании.

Михаил Евгеньевич, все это касается потоков данных и систем управления. Но ведь военное руководство и персонал центра невозможно аналогичным образом «резервировать». А при даже теоретическом обострении ситуации довольно сложно представить их перемещение по забитым московским дорогам из центра города…

Этого и не будет. Защищенность Национального центра управления обороной гарантированно обеспечивается, как вы понимаете, не только по периметру здания на Фрунзенской набережной, но и за сотни, если не сказать за тысячи километров от Москвы. Однако при проектировании комплекса зданий национального центра, безусловно, мы просчитывали и такие сценарии.

К сожалению, не могу вам все рассказать в подробностях. Скажу лишь, что национальный центр, помимо своей основной функции - управления обороной, представляет собой еще и сложный логистический узел. Причем далеко не вся его транспортная инфраструктура находится в прямом и переносном смысле на поверхности.

Некоторые из транспортных возможностей Национального центра обеспечивают быстрое перемещение людей, и не только их, из условной точки А в точку Б. Но в современных условиях этого уже недостаточно. Поэтому транспортная инфраструктура Национального центра управления обороной позволяет при необходимости обеспечить оперативную переброску людей и специальных грузов в любом направлении и на любые расстояния не только автотранспортом, но и по воздуху и даже по воде. Для этого созданы специальные вертолетные площадки и причальный комплекс, обеспечивающий швартовку и стоянку речных судов и катеров.

Добавлю, что практически по соседству с Национальным центром управления обороной расположен комплекс медицинских учреждений имени Н. Пирогова и центр сердечно-сосудистой хирургии имени А. Бакулева, не имеющих оборудованных площадок посадки медицинских вертолетов для экстренной транспортировки тяжелобольных. Поэтому при необходимости созданные транспортные возможности национального центра могут использоваться не только в интересах Минобороны России.

Создание НЦУО стало одним из главных военных проектов последних лет. Если брать аналоги предыдущих времен, то ближайшей по функционалу и выполняемым задачам является ставка Верховного Главнокомандования в 1941-1945 годах, где также сосредотачивались все рычаги управления как военной машиной, так и хозяйственной жизнью страны в интересах войны.

Причиной появления подобной структуры в мирное время стало изменение характера войны как таковой. С началом Великой Отечественной 22 июня 1941 года у Советского Союза были многие часы на то, чтобы создать структуру военного управления и дни - на отладку ее работы. В современных условиях ни дней, ни часов может не оказаться. Готовность вооруженных сил к немедленным действиям без перехода на режим военного времени стала одним из главных требований сегодняшней военной реформы, в рамках которой, в частности, были созданы межвидовые оперативно-стратегические командования, включая начинающее работу с 1 декабря ОСК «Север». НЦУО таким образом придает этой структуре военного управления завершенный вид, давая возможность в случае необходимости немедленно перейти на военный режим. Никто не может сказать, придется ли новой структуре работать по назначению, но само ее наличие позволяет надеяться, что желания проверять ее работоспособность «на себе» ни у кого не возникнет.

Михаил Евгеньевич Мизинцев (род. 10 сентября 1962, дер. Аверинская Сямженского района Вологодской области, РСФСР, СССР) - российский военачальник.

Начальник Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации с августа 2012 года, начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации с декабря 2014 года.

С 2017 года - генерал-полковник.

Биография

Михаил Евгеньевич Мизинцев родился 10 сентября 1962 года в деревне Аверинской Сямженского района Вологодской области, РСФСР, СССР. В 1980 году окончил Калининское суворовское военное училище. С 1980 по 1984 год проходил обучение в Киевском высшем общевойсковом командном училище. По окончании училища с 1984 по 1989 год - командир разведывательного взвода, командир разведывательной роты танкового полка танковой дивизии в Группе советских войск в Германии; потом в Западной группе войск с 1989 по 1990 год - начальник штаба - заместитель командира разведывательного батальона танковой дивизии общевойсковой армии. С 1990 по 1991 год - начальник разведки мотострелкового полка мотострелковой дивизии общевойсковой армии, с 1991 по 1993 год - командир мотострелкового батальона (горного) мотострелкового полка мотострелковой дивизии в Закавказском военном округе.

С 1993 по 1996 год - слушатель Военной академии имени М. В. Фрунзе. По окончании академии, с 1996 по 2001 год - старший офицер-оператор Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 2001 по 2003 год - слушатель Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. С 2003 по 2007 год - начальник группы Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ. С 2007 по 2010 год - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Московского военного округа, с 2010 по 2011 год - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Северо-Кавказского военного округа, с 2011 по 2012 год - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Южного военного округа.

В августе 2012 года назначен начальником Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. 22 февраля 2014 присвоено воинское звание «генерал-лейтенант».

После создания Национального центра управления обороной Российской Федерации в декабре 2014 года, Михаил Мизинцев является его начальником. 22 декабря 2014 года Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил личный штандарт начальнику Национального центра управления обороной генерал-лейтенанту Михаилу Мизинцеву.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени с изображением мечей
  • Орден Жукова
  • Орден Почёта
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени
  • Медали СССР
  • Медали РФ