Балеты и их композиторы. Лучшие балеты мира: гениальная музыка, гениальная хореография…. Лучшие балеты мира: «Дон Кихот» Минкуса

  • Главная Добро пожаловать на сайт, ставящий своей целью сделать Вас как можно более здоровыми и красивыми! Здоровый образ в жизни в нашем мире давно уже не прихоть, а необходимость. Семья, учёба, работа, множество различных забот отнимают много сил – мы не можем позволить себе быть слабыми. Именно по этой причине мы и создали свой сайт – чтобы у Вас появилась вся необходимая информация для красивой, здоровой и комфортной жизни! Следите за нами в Twitter"е, подписывайтесь на RSS рассылку, заходите к нам, а мы в свою очередь будем писать для Вас о самых важных, самых актуальных и самых полезных темах.
  • Правильное питание Здоровое питание, бесспорно, является самой главной частью в построении здорового тела. Чрезмерное увлечение жирным, сладким, острым и солёным вредит нашему здоровью – это знают практически все. Однако, что нужно есть, когда и как – ответы на эти вопросы широкой аудитории, к сожалению, не знакомы. Мы же в своей рубрике попытаемся донести свои знания в этой области до всех желающих их получить.
  • Уход за телом Наша красота напрямую зависит от состояния нашего тела, поэтому мы должны уметь правильно за ним ухаживать. Постоянные стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка очень негативно влияют на нашу внешнюю оболочку, наше тело. И, конечно, нам необходима дополнительная помощь в борьбе за его красоту. В этой рубрике Вы найдете статьи, которые, как мы надеемся, смогут дать полезные советы по уходу за Вашим телом.
  • Упражнения Физические упражнения это то, чего многие пытаются избежать, но без чего невозможно достичь красоты и здоровья. Именно поэтому здесь находится рубрика, посвящённая здоровому спорту и правильному фитнесу. Физические нагрузки в нужном объёме и в нужной форме приносят видимые результаты, приносят нам нашу красоту. Чтобы узнать об этом объёме и форме предлагаем Вам регулярно читать наши статьи на эту тему.
  • Женские секреты В данном разделе специально вашему вниманию представлены советы и рекомендации, которые помогут вам стать еще красивее, укрепить здоровье и просто поднять себе настроение. Женщина – это великая тайна. Она полна загадок. Секретом остается, как ей удается выглядеть прекрасно при всей своей занятости: дом, работа, дети, муж. Не только прекрасной, но и жизнерадостной и здоровой. Такие секреты - это богатство любой женщины. Они передаются из поколения в поколения: от бабушек - мамам, от мам – дочкам. Из уст в уста тихо и незаметно разлетаются по миру и эпохам те полезные советы, которые помогают женщинам успевать все и сразу, без ущерба красоте и здоровью.

Самые знаменитые балеты мира

Балет по праву считает вершиной мирового театрального и хореографического искусства. В нем магия движения несет не просто эстетику человеческого тела, но повествует конкретную историю. Без единого слова артисты-танцовщики передают зрителю мысли и чувства своих персонажей, за каждым пируэтом и па скрывается определенное действие или значение. За годы существования этого искусства было создано великое множество прекрасных постановок, заслуживающих отдельного внимания. И все же существуют знаменитые балеты, которые вошли в историю мировой культуры на века.

Лебединое озеро. Когда речь идет о классическом русском балете, именно этот спектакль вспоминается в первую очередь. Впервые поставленный в 1877 году на сцене московского Большого театра, он со временем стал известен не только любителям классической хореографии, но и даже далеким от нее людям. Мало кто ни разу не слышал отдельные композиции из этого спектакля, в частности «Танец маленьких лебедей» или «Вальс». Этот балет был поставлен хореографом Вацлавом Резингером, а музыку к нему написал великий русский композитор Петр Чайковский. Впоследствии он не раз подвергался редактуре, но и по сей день остается в репертуаре российской и зарубежной балетных сцен.

Щелкунчик. Нельзя обойти стороной и это творение отечественных гениев балета. Театрально-хореографическое представление по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» было поставлено в 1892 году в Мариинском театре Львом Ивановым, а музыку к нему написал все тот же Петр Чайковский. Этот балет был новаторским для того времени, он в некоторой степени отходил от канонов классической хореографии. В то же время «Щелкунчик» отличается яркой образностью героев, выразительной драматургией и великолепной проработанностью сюжета. Как и «Лебединое озеро», он успешно пережил революции, войны и другие социальные потрясения, произошедшие с Россией за век, и по сей день остается одним из величайших вкладов нашей страны в мировую культуру.

Жизель. Это потрясающее по своей драматургии представление о трагичной любви деревенской девушки Жизели к благородному графу Альфреду было впервые поставлено в 1841 году в Королевской академии музыке в Париже. В основу сюжета была положена немецкая легенда о призрачных невестах-виллисах в изложении Генриха Гейне, постановкой занимались хореографы Жан Коралли и Жюль Перро, а композитором выступил Адольф Адан. Благодаря превосходной драматургии, захватывающему сюжету, прекрасным декорациям и выразительной танцевальной составляющей представление имело феноменальный успех. Только за 1 год после первой постановки «Жизель» была поставлена 26 раз, за 18 лет этот балет выдержал целых 150 представлений.

Весна Священная. Поставленное в 1913 году представление на музыку Игоря Стравинского на первом показе ждал небывалый провал – и это при том, что самому композитору и хореографу Вацлаву Нижинскому создание этого балета стоило немалых усилий. Спектакль, описывающий языческий ритуал прихода весны с добровольным жертвоприношением девушки вызвал шквал негодования. Однако со временем публика смогла оценить и экспрессивную музыку, и отсутствие сюжета как такового, и хореографию, воспроизводившую древние культовые пляски. «Весна Священная» стала классикой мирового балета, а музыка из нее была внесена в список 27 композиций, отправленных на золотом диске «Вояджера-1» к внеземным цивилизациям.

La Petite Mort. Нельзя сказать, что известные балеты мира – явление исключительно прошлого. Голландский хореограф Иржи Килиан в 1989 году поставил цикл из бессюжетных представление «Белое и Черное», самой известной из которых оказалась «Маленькая смерть» на музыку Моцарта. Несмотря на то, что название представляет собой распространенный эвфемизм любовного экстаза и в самом танце действительно просматривается эротический подтекст, постановка не выглядит провокационной. Для нее характерна экспрессивная, «летящая» хореография – фирменный подчерк Килиана. В 2011 году это представление было показано и в России на сцене Мариинского театра.

Самые знаменитые балеты мира – это квинтэссенция мастерства композиторов, хореографов и самих артистов. В великолепные представления вкладывается огромное количество труда и творческой энергии. Овладеть этим искусством можно только с детства – и в этом вам поможет «Мастерская балета» Егора Симачева . В ней ведущие артисты российской балетной сцены передают подрастающему поколению не только «техническую часть», но и прививают любовь к величайшему проявлению хореографии.

Волшебное сценическое искусство, зародившееся в Италии в XVI веке, прошло немалый путь и к нашему времени стало популярным во всем мире. Многочисленные балетные школы и театральные труппы, чье количество увеличивается с каждым годом, бывают как классическими, так и современными.

Но если известных шоу-балетов десятки, и, по сути, они отличаются от других танцевальных ансамблей лишь уровнем мастерства, то национальные театры балета с многовековой историей можно пересчитать по пальцам.

Русский балет: Большой и Мариинский Театры

Нам с вами есть чем гордиться, ведь одним из лучших в мире является именно русский балет. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», знаменитые пластические балеты, появившиеся в нашей стране в начале XX века, сделали Россию второй родиной этого искусства и обеспечили нашим театрам нескончаемый поток благодарных зрителей со всего света.

В наши дни за звание лучшей соревнуются труппы Большого и Мариинского театров, чье мастерство совершенствуется день ото дня. Танцоров обе труппы отбирают среди воспитанников петербургской Академии имени А. Я. Вагановой, и с первых дней обучения все ее ученики мечтают однажды исполнить сольную партию на главной сцене страны.

Французский балет: Гранд-опера

Колыбель мирового балета, чье отношение к постановкам неизменно уже три века, и где существует лишь классический академический танец, а все остальное расценивается как преступление против искусства, является пределом мечтаний для всех танцоров мира.

Каждый год ее состав пополняется лишь тремя танцорами, которые прошли столько отборов, конкурсов и испытаний, сколько не снилось даже астронавтам. Билеты в Парижскую оперу недешевы, и позволить их себе могут лишь самые обеспеченные ценители искусства, однако зал полон во время каждого выступления, поскольку помимо самих французов сюда приезжают все европейцы, мечтающие полюбоваться классическим балетом.

Соединенные Штаты: Американский Театр Балета

Приобретший широкую известность после выхода «Черного лебедя», American Ballet Theatre был основан солистом русского Большого театра.

Имеющий собственную школу, балет не нанимает танцоров со стороны и обладает своеобразным русско-американским стилем. В постановках уживаются классические сюжеты, например знаменитый «Щелкунчик», и новые танцевальные направления. Многие ценители балета утверждают, что в ABT забыли о канонах, однако популярность этого театра растет год от года.

Великобритания: Бирмингемский королевский балет

Курируемый самой королевой, балет Лондона невелик по числу танцоров, однако отличается строгостью отбора участников и репертуара. Здесь не встретить современных веяний и жанровых отклонений. Быть может, именно поэтому, не выдержав суровых традиций, многие юные звезды этого балета покидают его и начинают создавать собственные труппы.

Попасть на представление королевского балета непросто, этого удостаиваются лишь самые знатные и богатые люди мира, однако раз в три месяца здесь организуются благотворительные вечера с открытым входом.

Австрийский балет: Венская опера

История Венской оперы насчитывает полтора века, и все это время первыми солистами труппы остаются русские танцоры. Известная своими ежегодными балами, которые не проходили лишь во время Второй мировой войны, Венская опера является самой посещаемой достопримечательностью Австрии . Сюда приходят и для того, чтобы полюбоваться талантливыми танцорами, и чтобы, глядя на соотечественников на сцене, с гордостью говорить на родном языке.

Достать сюда билеты очень просто: благодаря огромному залу и отсутствию перекупщиков можно делать это в день балета, исключением станут только дни премьер и открытия сезона.

Итак, если вы хотите увидеть классический балет, в исполнении самых талантливых танцоров, отправляйтесь в один из этих театров и наслаждайтесь старинным искусством.

Лебединое озеро

Балет – вид искусства, в котором основным выразительным средством является танец. Танцевальный сюжет тесно связан с музыкой и драматургической основой. Русский балет приобрел известность благодаря гениальным композиторам.

Самые известные балеты русских композиторов воплощали в музыкально-хореографических образах эмоции, всецело захватывающие зрителей.

Из наиболее знаменитых балетов можно выделить «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Премьера балета состоялась 4 марта 1877 года в Большом театре. Первыми постановщиками балета были Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно их имена связывают с постановкой знаменитых «лебединых» сцен. Предпосылкой для написания балета было посещение Чайковским имения в Черкасской области, где он много времени проводил на берегу озера. Там великий композитор и любовался белоснежными птицами. Балет «Лебединое озеро» по праву считается общепризнанным шедевром мировой балетной школы. А образ Белого Лебедя и сегодня остается символом русского балета.

Щелкунчик

«Энциклопедией классического балетного танца» часто называют и еще один балет Чайковского - «Спящая красавица». Постановщиком-хореографом балета явился опять же Мариус Петипа. Центральная фигура музыкально-танцевального действия – балерина. Сам балет поражает многообразием тщательно поставленных хореографических сцен. А вершиной этого танцевального великолепия – торжественная танцевальная миниатюра юной красавицы Авроры и принца Дезире.

Известные балеты недаром соотносят с именем Петра Ильича Чайковского. Еще одно произведение прославленного композитора - «Щелкунчик». Премьера балета успешно прошла в декабре 1892 года в Мариинском театре. Сценическое действие не оставляет зрителей равнодушными. В основу балета была взята одноименная сказка Гофмана с классическим сказочным сюжетом о противоборстве добра и зла.

Балет «Ромео и Джульетта»

Еще один из самых знаменитых балетов двадцатого века – «Ромео и Джульетта», произведение русского композитора Сергея Прокофьева. Балет был поставлен по одноименному творению Шекспира. Замечательная музыка и изумительная хореография принесли балету мировую популярность. Премьера шедевра состоялась в Чехословакии в 1938 году. Но наибольшую известность приобрела постановка, впервые представленная в Ленинграде в 1940 году.

Выдающийся русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев создал еще одно известное творение - «Золушка». С. Прокофьева по праву называют «мастером музыкального портрета». Так тонко он с помощью музыки передал характер и переживания героев. Музыку к «Золушке» Прокофьев писал четыре года. Премьера «Золушки» состоялась в Большом театре в ноябре 1945 года. Постановщиком балета был Ростислав Захаров, роль Золушки исполняла Ольга Лепешинская, а впоследствии, Галина Уланова.

В список известных балетов русских композиторов внесено и произведение Игоря Стравинского «Весна Священная». Предпосылкой создания балета послужил сон композитора. В нем он увидел танцующую молодую девушку среди окружающих ее старцев. Для пробуждения весенней природы девушка танцует, теряя силы, и умирает. Душа девушки возрождается в «Светлое Воскрешение природы».

«Весна Священная» уже в космосе

Премьера балета прошла в Париже на Елисейских полях в мае 1913 года. Но нельзя сказать, что она была успешной. Зрители не поняли оригинальности музыки и танцев и освистали артистов. «Весна Священная», как одно из 27 музыкальных произведений, была записана на пластинку «Вояджера» и отправлена в космическое пространство для внеземных цивилизаций.

Мировой классический балет немыслим без русских композиторов. Именно русская балетная школа явилась локомотивом мирового искусства. Она славится на весь мир, затрагивая тончайшие струны души каждого зрителя.

Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой романтизма в музыке. Композиторы балетной музыки 17- 19-го веков, включая Жан-Батиста Люлли и Петра Ильича Чайковского, были преимущественно во Франции и России. Тем не менее, с увеличением международной известности Чайковский при жизни увидел распространение балетной музыкальной композициии балета в целом во всём западном мире.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Абсолютный слух о балете "Спящая красавица"

    ✪ Dona nobis pacem Даруй нам мир I S Bach Месса h-moll Татарский театр оперы и балета 2015

    ✪ ♫ Классическая музыка для детей (Classical music for children).

    Субтитры

История

  • Примерно до второй половины 19-го века роль музыки в балете была вторичной, с главным упором на танец, в то время как сама музыка была простым заимствованием из танцевальных мелодий. Написание "музыки балета" раньше было работой музыкальных ремесленников, а не мастеров. Например, критики русского композитора Петра Ильича Чайковского воспринимали его писание балетной музыки как нечто низменное.
    С самых ранних балетов до времен Жан-Батист Люлли (1632-1687), музыка из балета была неотличима от бальной танцевальной музыки. Люлли создал отдельный стиль, в котором музыка рассказывала бы историю. Первый "Балет действия» был поставлен в 1717 году. Это была история, рассказанная без слов. Первопроходцем был Джон Уивер (1673-1760). Оба Люлли и Жан-Филипп Рамо написали "оперу - балет", где действие исполнялось частично танцами, частично пением, но балетная музыка стала постепенно менее важным.
    Следующий большой шаг произошёл в первые годы девятнадцатого века, когда солистами стала применяться специальная жёсткая балетная обувь - пуанты. Это позволило использовать более дробный стиль музыки. В 1832-м году знаменитая балерина Мария Тальони (1804-1884) впервые продемонстрировала танец на пуантах. Это было в "Сильфиде". Теперь стало возможным, чтобы музыка стала более выразительной.Постепенно танцы стали более смелыми, с подъемами балерин в воздух мужчинами.
    До времени Чайковского композитор балета не отделялся от композитора симфоний. Музыка балета была сопровождением для сольного и ансамблевого танца. Балет Чайковского "Лебединое озеро" был первым музыкальным балетным произведением, который был создан симфоническим композитором. По инициативе Чайковского балетные композиторы уже не писали простые и легкие танцевальные части. Теперь уже основное внимание в балете уделялось не только танцу; композиция вслед за танцами приняла равное значение. В конце 19 века Мариус Петипа хореограф русского балета и танца, работал с такими композитором как Цезарь Пуни в создании балетных шедевров, которые оба хвастались как сложным танцем, так и сложной музыкой. Петипа работал с Чайковским, сотрудничая с композитором в его работах "Спящая красавица" и "Щелкунчик", или косвенно, через новую редакцию "Лебединого озера" Чайковского после смерти композитора.
    Во многих случаях по-прежнему короткие балетные сцены использовались в операх для смены пейзажа или костюма. Пожалуй, самым известным примером балетной музыки как части оперы является "Танец часов" из оперы "Джоконда" (1876) Амилькаре Понкьелли.
    Кардинальное изменение в настроении произошло, когда был создан балет Игоря Стравинского "Весна священная" (1913).

Музыка была экспрессионистской и нестройной, движения были сильно стилизованы. В 1924 году Джордж Антейл написал "Механический балет". Это подходило для фильма движущихся объектов, но не для танцоров, хотя было новаторством в использовании джазовой музыки. С этой отправной точки музыка балета делится на два направления - модернизм и джазовый танец. Джордж Гершвин попытался восполнить этот пробел с его амбициозной партитурой к фильму "Давайте потанцуем" (1937), составляющей более часа музыки, которая охватила рассудочный и технически отбиваемый ногой джаз и румбу. Одна из сцен была сочинена специально для балерины Гарриет Хоктор.
Многие говорят, джаз - танец лучше всего представлен хореографом Джеромом Роббинсом, который работал с Леонардом Бернстайном в "Вестсайдской истории" (1957). В некоторых отношениях это возвращение к «опере-балету", так как в основном сюжет рассказан в словах. Модернизм лучше всего представлен Сергеем Прокофьевым в балете "Ромео и Джульетта". Здесь пример чистого балета, и нет никакого влияния от джаза или любого другого вида популярной музыки. Еще одним направлением в истории балетной музыки является тенденция к творческой адаптации старой музыки. Отторино Респиги обработал произведения Джоаккино Россини (1792-1868) и их совместный ряд в балете называется "Волшебная лавка", премьера которой состоялась в 1919 году. Балетная аудитория предпочитает романтическую музыку, так что новые балеты coчетаются со старыми работами посредством новой хореографии. Известным примером является "Сон" - музыка Феликса Мендельсона, адаптированная Джоном Ланчбери.

Композиторы балета

В начале XIX века балетмейстеры ставили спектакли на собранную музыку, чаще всего скомпонованную из популярных и хорошо известных публике оперных фрагментов и песенных мелодий. Первым, кто попытался изменить существующую практику, стал композитор Жан-Мадлен Шнейцхоффер . За это он подвергался немалой критике начиная с первого своего сочинения - балета «Прозерпина» (1818):

Музыка принадлежит молодому человеку, который, судя по увертюре и некоторым мотивам балета, заслуживает поощрения. Но я твёрдо верю (а опыт поддерживает моё мнение), что умело подобранные к ситуациям мотивы всегда лучше служат намерениям хореографа и яснее раскрывают его замысел, нежели музыка почти полностью новая, которая, вместо того чтобы пояснять пантомиму, сама ждёт пояснений.

Несмотря на нападки критиков, вслед за Шнейцхоффером от традиции создания балетных партитур, собранных из музыкальных фрагментов на мотивы других известных (чаще всего оперных) произведений, начали отходить и другие композиторы - Фердинан Герольд , Фроманталь Галеви , и, в первую очередь - и затем плодотворно работавший с Мариусом Петипа , при создании своих партитур чётко следовал указаниям хореографа-постановщика и его плану - вплоть до количества тактов в каждом номере. В случае с Сен-Леоном ему даже приходилось использовал мелодии, заданные балетмейстером: согласно воспоминаниям Карла Вальца Сен-Леон, сам скрипач и музыкант, не раз насвистывал Минкусу мотивы, которые тот «лихорадочно переводил на нотные знаки».

Такая практика не соответствовала принципам того же Шнейцхоффера, который дорожил своей репутацией самостоятельного автора и при создании партитур всегда работал отдельно от хореографа (исключение было сделано лишь при создании балета «Сильфида » совместно с

в XVI веке, прошло немалый путь и к нашему времени стало популярным во всем мире. Многочисленные балетные школы и театральные труппы, чье количество увеличивается с каждым годом, бывают как классическими, так и современными.

Но если известных шоу-балетов десятки, и, по сути, они отличаются от других танцевальных ансамблей лишь уровнем мастерства, то национальные театры балета с многовековой историей можно пересчитать по пальцам.

Русский балет: Большой и Мариинский Театры

Нам с вами есть чем гордиться, ведь одним из лучших в мире является именно русский балет. «Лебединое озеро», «Щелкунчик», знаменитые пластические балеты, появившиеся в нашей стране в начале XX века, сделали Россию второй родиной этого искусства и обеспечили нашим театрам нескончаемый поток благодарных зрителей со всего света.

В наши дни за звание лучшей соревнуются труппы Большого и Мариинского театров, чье мастерство совершенствуется день ото дня. Танцоров обе труппы отбирают среди воспитанников петербургской Академии имени А. Я. Вагановой, и с первых дней обучения все ее ученики мечтают однажды исполнить сольную партию на главной сцене страны.

Французский балет: Гранд-опера

Колыбель мирового балета, чье отношение к постановкам неизменно уже три века, и где существует лишь классический академический танец, а все остальное расценивается как преступление против искусства, является пределом мечтаний для всех танцоров мира.

Каждый год ее состав пополняется лишь тремя танцорами, которые прошли столько отборов, конкурсов и испытаний, сколько не снилось даже астронавтам. Билеты в Парижскую оперу недешевы, и позволить их себе могут лишь самые обеспеченные ценители искусства, однако зал полон во время каждого выступления, поскольку помимо самих французов сюда приезжают все европейцы, мечтающие полюбоваться классическим балетом.

Соединенные Штаты: Американский Театр Балета

Приобретший широкую известность после выхода «Черного лебедя», American Ballet Theatre был основан солистом русского Большого театра.

Имеющий собственную школу, балет не нанимает танцоров со стороны и обладает своеобразным русско-американским стилем. В постановках уживаются классические сюжеты, например знаменитый «Щелкунчик», и новые танцевальные направления. Многие ценители балета утверждают, что в ABT забыли о канонах, однако популярность этого театра растет год от года.

Великобритания: Бирмингемский королевский балет

Курируемый самой королевой, балет Лондона невелик по числу танцоров, однако отличается строгостью отбора участников и репертуара. Здесь не встретить современных веяний и жанровых отклонений. Быть может, именно поэтому, не выдержав суровых традиций, многие юные звезды этого балета покидают его и начинают создавать собственные труппы.

Попасть на представление королевского балета непросто, этого удостаиваются лишь самые знатные и богатые люди мира, однако раз в три месяца здесь организуются благотворительные вечера с открытым входом.

Австрийский балет: Венская опера

История Венской оперы насчитывает полтора века, и все это время первыми солистами труппы остаются русские танцоры. Известная своими ежегодными балами, которые не проходили лишь во время Второй мировой войны, Венская опера является самой посещаемой достопримечательностью Австрии . Сюда приходят и для того, чтобы полюбоваться талантливыми танцорами, и чтобы, глядя на соотечественников на сцене, с гордостью говорить на родном языке.

Достать сюда билеты очень просто: благодаря огромному залу и отсутствию перекупщиков можно делать это в день балета, исключением станут только дни премьер и открытия сезона.

Итак, если вы хотите увидеть классический балет, в исполнении самых талантливых танцоров, отправляйтесь в один из этих театров и наслаждайтесь старинным искусством.