Церковь в истории протопресвитер иоанн мейендорф. Иоанн мейендорф - православие и современный мир. Научные труды, публикации

Соблазн полного отождествления с миром – с государством, с нацией, с партиями, с идеологиями, с политикой, с общественной деятельностью, с общественным успехом – есть всегдашний соблазн для церковных людей…

Чаще государство и различные идеологии навязываются Церкви сами и пользуются Церковью для своих целей.

Если Церковью пользуются другие, то она не может более выполнять своего служения Богу и миру.

Протопр. Иоанн Мейендорф. «Святейший Патриарх Тихон – служитель единства Церкви». 1990 г.



В оформлении обложки использована фреска «Пятидесятница» работы Е.П. Озолиной в церкви Трех Святителей Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде. Фото: Glen Mules



© Мейендорф М.А., 1992

© Переводчики, текст переводов, 2018

© Михайлов П.Б., предисловие, 2018

© ПСТГУ, составление, оформление, 2018

© ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Историческая теология отца Иоанна Мейендорфа

Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) – последний выдающийся представитель русского православного богословия в XX веке. Он завершает эпоху русского зарубежного богословия. Его имя находится в одном ряду с такими богословами, как протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, А.В. Карташев, В.Н. Лосский, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Николай Афанасьев, архиепископы Кассиан (Безобразов) и Василий (Кривошеин), протопресвитер Александр Шмеман. Единственным из них он дожил до начала церковного возрождения в России, в которое все они так верили и на которое каждый по-своему работал. Он стал его свидетелем и надеялся быть участником, однако скоропостижная кончина воспрепятствовала этому. Отец Иоанн принадлежит к поколению тех людей русской эмиграции, которые родились уже в изгнании. Его жизнь связана с Францией до самой середины века и с послевоенной Америкой, куда он переехал в 1950 году. Образование он завершил в Старом Свете, а полноценное применение его знания получили уже в Новом. Богословскую выучку о. Иоанн прошел в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже; здесь же прошли первые годы его преподавания. Научные дипломы и степени он получал в светских институтах Франции – в Сорбонне и в Практической школе высших исследований. В 1958 году он защитил в Сорбонне докторскую диссертацию, посвященную жизни и богословию свт. Григория Паламы.

За несколько лет до того И.Ф. Мейендорф женился, а годом ранее принял священство и вскоре переехал в Америку, став профессором церковной истории и патристики в Свято-Владимирской православной богословской семинарии в Нью-Йорке. С этим учебным заведением была связана вся его последующая жизнь; после смерти о. Александра Шмемана о. Иоанн стал его преемником на посту декана семинарии (1984–1992), оставив эту должность незадолго до собственной кончины. Годы, проведенные о. Иоанном Мейендорфом в Америке, стали временем интенсивных научных изысканий, творческого труда, преподавания, пастырских забот и активной международной церковной и академической деятельности.

Своей научной судьбой и многогранным церковным служением о. Иоанн Мейендорф явил образ православного историка и богослова, обладающего высоким авторитетом в самых разных слоях современной российской церковной аудитории, отмеченной большим разнообразием мнений, пристрастий и предпочтений. Если отвлечься от острых вопросов о Церкви в современном мире, освободиться от проблем взаимоотношений православия с другими христианскими конфессиями, то в академическом плане научную деятельность о. Иоанна следует отнести к исторической теологии. Вот в этом аспекте мы и попытаемся рассмотреть его творчество, а также проследить оказанное им влияние на современные церковные процессы.

Под исторической теологией понимается такой тип богословского исследования, в котором совмещаются два направления работы – историческое и богословское, причем их долевое соотношение у разных богословов варьируется; у одних историческое преобладает над богословским, у других, напротив, богословское имеет явное преимущество перед историческим. В лице о. Иоанна мы имеем счастливый случай естественного и сбалансированного сочетания прекрасного и академически безупречного историка с проницательным и церковным богословом. Определяющим признаком исторической теологии является присущий ей исторический характер, признание за историей важнейшего фактора религиозной жизни, собирающего в себе совокупность опыта священного. Применительно к христианскому богословию это означает принятие за отправную точку познания исторического факта пришествия Бога в мир, события Боговоплощения («богословие фактов», как любил его определять о. Иоанн вслед за о. Георгием Флоровским). История же охватывает и последующие судьбы христианской общины, включает в себя историю Церкви, историю богословия, опыт богообщения, присутствие Бога в мире и мира в Боге. Все богатство накопленного христианского опыта составляет церковное наследие, к которому постоянно обращается историческая теология для его изучения, восприятия, приобщения и тем самым продолжения в дальнейшей истории. Подавляющее большинство книг и статейных публикаций о. Иоанна Мейендорфа выполнены в ключе историко-теологического исследования. Два тысячелетия существования христианства представляют для него вселенную богословских смыслов и духовных прозрений. Пристальное изучение и актуализация этой истории для современности составляют основное содержание научных изысканий о. Иоанна.

Историческая теология характерна для традиционных христианских конфессий, прежде всего для православия и католичества. В меньшей степени она присуща протестантизму, что легко объяснимо, если принять во внимание, что для исторической теологии точкой отсчета служит Предание в его исторической протяженности и материальной конкретности. Как бы по-разному ни понимали Предание православные и католики, они согласны в одном: церковная история содержит нестираемые преломления Истины, как она явилась древним поколениям верных. Их опыт драгоценен для обеих традиций. Те и другие мыслят себя в единстве и преемстве со своими предками и предшественниками, обогащаясь полученным от них наследием. Потому так богата историко-теологическая традиция в обеих научных школах. Иначе воспринимается фактор истории протестантскими мыслителями и верующими. История, безусловно, имеет и для них свою ценность, однако точкой отсчета во всяком богословском суждении служит фактор личного опыта, непосредственного восприятия священного, которым одарен всякий человек. Поэтому здесь преимущество остается за другим типом богословского исследования, тем, что принято называть философской теологией; она явно преобладает в англо-американской и немецкой богословской науке, в значительной мере связанной с протестантизмом. Историческая теология в этой традиции сводится к специальной дисциплине «истории догматов» (Dogmengeschichte), носящей в основном отрицательный по отношению к истории характер.

Для исторической теологии характерен определенный набор принципов и основные области применения. Двойные обязательства – исторические и теологические – предписывают соблюдение требований, с одной стороны, добротного исторического исследования, с другой – применимости полученных в ходе исторического исследования результатов для установления вневременной богословской истины. Вместе с тем историческая теология несет на себе признаки собственной историчности, иными словами, она является частью той самой единой истории, которую сама же и изучает. В богословских категориях это означает ее непременную принадлежность церковной традиции; в этом отношении она оказывается составной частью того великого Предания, в изучение которого погружена. Закономерным следствием этого факта является принципиально церковный и конфессиональный характер исторической теологии. У нее же есть и преимущественные области познания. Это прежде всего и больше всего Священное Предание – его природа и судьбы – вопросы его развития и неизменности, наконец, это всегда болезненные вопросы вероучительной истины и инакомыслия.

Отец Иоанн Мейендорф по всем признакам принадлежит к богословской традиции исторической теологии, имеющей глубокие корни в русском православии. Среди его прямых предшественников – знаменитые богословы старшего поколения протоиерей Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и другие. С о. Георгием Мейендорфа связывали особенные отношения; влияние идей, важнейших публикаций и личного общения с ним имело для формирования о. Иоанна ключевое значение. Поэтому в одном из своих последних выступлений он признается: «Я являюсь абсолютно и почти безоговорочно учеником отца Георгия Флоровского…» Он действительно оказался наследником и продолжателем того дела, вдохновителем которого был о. Георгий Флоровский, всю свою жизнь стремившийся разгадать божественную загадку истории. Многолетние размышления привели о. Георгия к ясному пониманию богословия истории как наиболее полного постижения историчности мироздания, как главной характеристики существования человека . Его главный тезис таков: высший смысл истории – это смысл богословский, поскольку начало и конец истории, ее Альфа и Омега – это Божественный Логос, и этому пониманию соответствует развернутая им программа богословских исследований, получившая несколько неточное название «неопатристический синтез». Суть ее сводится к набору требований, стоящих перед богословской наукой: 1) историчность, 2) метафизичность, 3) экзистенциальность. Эта программа явно вписывается в рамки исторической теологии. В соответствии с этой программой работали и продолжают работать многие православные исследователи и богословы. Отец Иоанн Мейендорф – один из ее выдающихся сторонников и исполнителей.

Совершенно в духе о. Георгия он говорит о богословском призвании христианского историка и историчности богословского сознания. Сверстники и свидетели жизни о. Иоанна протоиерей Николай Лосский и протопресвитер Борис Бобринский вспоминают, как он «часто говорил, что богослов не может не быть историком, так как всякое догматическое определение, уточнение или церковное высказывание всегда рождается в определенном историческом контексте и отвечает на вызовы, искажающие чистоту православного созерцания и исповедания веры. Вместе с этим о. Иоанн считал, что историк церкви обязан быть богословом: если он не богослов, то он рискует не понять категорий, с которыми ему приходится иметь дело, и тогда его историческая наука будет чисто феноменологической и исключительно человеческой» . Этой двугранностью – историка и богослова – отмечена научная и духовная позиция о. Иоанна в ее единстве и непротиворечивости; обе стороны друг друга взаимно обогащают и обосновывают.

Отец Иоанн, с одной стороны, прекрасный историк, зарекомендовавший себя как проницательный наблюдатель близких и удаленных во времени процессов церковной жизни. Его историческая компетентность охватывала почти все времена и регионы истории христианства. Он обладал глубоким знанием древних источников, дошедших до нас на языках христианской древности, а также великолепно ориентировался в богатой научной традиции их изучения, которая сама по себе насчитывает уже почти полтысячи лет интенсивного развития. С другой стороны, он проницательный и яркий богослов, никогда не снимавший с себя этой высокой ответственности. И его понимание требований, стоящих перед православным богословием, осознание призвания христианской мысли были для него вполне ясными и неоднократно отчетливо им формулировались. Такое сочетание делает его вклад драгоценным достоянием православной науки.

Отцу Иоанну глубоко чужда охранительная позиция «повторительного» богословия, как он любил называть тот способ уклонения от богословской ответственности, приверженцы которого при решении всякой духовной или научной проблемы удовлетворяются ссылкой на древний авторитет или ограничиваются формальным воспроизведением древней богословской мудрости. Такому богословствованию присуща ложная консервативность; оно оказывается «закрытым» богословием. В действительности для подобного подхода историческая ценность древнего христианского наследия безразлична; при нем исторические факты воспринимаются как самодостаточные истины, лишенные внутреннего объема и собственной судьбы. Отец Иоанн придерживался принципиально иной позиции. Для него характерно богословие «открытое», отзывчивое на современные запросы, щедрое в своих ответах благодаря надежной опоре на неисчерпаемые богатства церковной традиции. Он высоко ценил свойство открытости в христианстве и повсюду в церковной истории обнаруживал ее признаки. Узкая историческая специализация в христианской науке, снимающая с себя призвание к истолкованию своего предмета, погружению в его подлинную реальность, а с другой стороны, освобождающая себя от отклика на беды современности, на скорби окружающего мира, как кажется, глубоко чужда о. Иоанну и как ученому, и как христианину.

В его творчестве богословские прозрения находили свое подтверждение на историческом материале, а историческая интуиция руководствовалась богословскими ориентирами. Такова характерная для его научной методологии «двуприродность». В сложнейшем вопросе о содержании паламитских споров и их историческом значении, к чему мы теперь переходим, о. Иоанну удалось сформулировать хотя и вероятные, но очень правдоподобные гипотезы и объяснения. Понятно, что исторические догадки и подтвержденные предположения всегда оставляют место для уточнения и даже возможного последующего опровержения. Но существенно другое: богословское объяснение происходивших в прошлом драматических событий объясняет многое и в современности; оно способствует лучшему пониманию общего хода мировой истории. И этому отвечают главные труды о. Иоанна.

В качестве своей докторской диссертации в Сорбонне в 1958 году о. Иоанн представил развернутое исследование жизни, трудов и богословия великого православного святого XIV века – святителя Григория Паламы. Отметим мимоходом, что именно эта область исследований о. Иоанна составила его заслуженную славу как историка и богослова. Ему, в частности, принадлежит честь первого полного критического издания оригинального текста важнейшего произведения Паламы – «Триад в защиту священнобезмолвствующих», а также их перевод на французский язык и комментарии . С жизнью святителя Григория связан ключевой эпизод в истории православного богословия, в котором плотно переплелись философские, аскетические, общественные и исторические линии. Речь идет об эпизоде в церковной истории Византии, получившем название по имени этого святого – паламитские споры. Дискуссия развернулась вокруг вопроса о своеобразной методике православной молитвы, применявшейся как афонскими монахами, так и мирянами византийской столицы; по одному из элементов, точнее по высшему этапу этой молитвы – безмолвию (греч. ἡσυχία) – сама практика получила название исихастской, а вызванное ею более широкое явление – исихазм. Для исихастской молитвы было характерно сочетание психосоматических приемов с достоверным опытом духовного созерцания и приобщения к нетварному Божественному Свету. Своими корнями эта практика уходила в глубокую древность христианской духовности, однако у некоторых образованных людей и отдельных церковных иерархов той эпохи она вызывала подозрения. Григорий публично выступил на защиту этого учения, подведя под него богословское основание. Таким образом возник основной корпус его сложнейших богословских произведений. Паламитские споры завершились официальным церковным признанием правоты Паламы и его сторонников. Успех был закреплен на ряде авторитетных церковных соборов; памяти победителя был отведен особый день церковного почитания – второе воскресенье Великого поста. Эффект от победы сказался в разных областях церковной и общественной жизни Византийской империи. Отец Иоанн в ряде своих исследований показал, как торжество паламитов помимо прочего сказалось в политическом укреплении окраин православного мира, в частности, с этим он связывал такие, как кажется, удаленные события, как победа в Куликовской битве и последующее объединение Руси, централизация церковной власти и расцвет церковных искусств в творчестве Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. Однако достигнутая высота богословского учения на длительное время оказалась достоянием лишь немногих образованных богословов. В жизни православия оно продолжительное время оставалось почти незамеченным, хотя сама молитвенная практика сохранялась в различных православных общинах на протяжении столетий до новых расцветов православной духовности.

Несомненная научная и духовная заслуга о. Иоанна заключается в новом открытии паламитского богословия, в его развернутом изложении и широкой исторической интерпретации. В нем о. Иоанн видит «конструктивный ответ на вызов, брошенный христианству Новым временем, – личностно-бытийное богословие и освобожденную от платоновского спиритуализма аскетику, целиком включающую человека в новую жизнь» . Исторический подвиг паламизма имеет важное значение и для современного свидетельства православия; на основании этого синтеза богословия и духовной практики может быть построена современная стратегия православного богословия, которую принято называть неопаламизмом

Богослов, патролог и церковный историк (Православная Церковь в Америке)

Один из организаторов Всемирной федерации православной молодежи "Синдесмос " (1953). Секретарь (1953), затем президент (1954-1964) Синдесмоса.

Видный деятель экуменического движения . В течение многих лет был членом центрального комитета Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Около семи лет был модератором одной из ведущих комиссий ВСЦ "Вера и церковное устройство" ("Faith and Order").

В последние дни своей жизни отец Иоанн ежедневно причащался, незадолго до смерти над ним было совершено Таинство Елеоосвящения.

Скоропостижно скончался 22 июля года в монреальской больнице Девы Марии (Канада) от рака поджелудочной железы. Отпевал почившего в храме Свято-Владимирской Семинарии митрополит всей Америки и Канады Феодосий (Лазор) с собором сослужащих и при большом стечении молящихся. По просьбе самого о. Иоанна он был похоронен на ближайшем к Свято-Владимирской семинарии кладбище Оуклэнд в Йонкерсе.

Сочинения

  • St. Gregoire Palamas et la mystique orthodoxe. - Paris, 1959. 200 p. (Английский перевод - St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. - New York, 1974; русский перевод - в сборнике трудов протопресв. Иоанна Мейендорфа "История Церкви и восточно-христианская мистика". -М.: ДИ-ДИК; Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -576 с.).
  • Introduction a l"etude de Gregoire Palamas. - Paris, 1959 (Английский перевод - A Study of Gregory Palamas. - New York, 1964. 245 p.; русский перевод - Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. -СПб.: Византороссика, 1997. -480 с.).
  • L"Eglise Orthodoxe hier et aujourd"hui. - Paris, 1960. 200 p. (Итальянский, немецкий переводы - 1962, английский перевод - The Orthodox Church: Yesterday and Today. - New York, 1964).
  • Orthodoxie et Catholicite. - Paris: Seuil, 1965. 162 p. (сборник переводов отдельных статей на французский язык).
  • La Christologle Byzantine. - Paris, 1967.
  • Le Christ dans la Theologie Byzantine. - Paris, 1968.
  • Christ in the Eastern Christian Thought. - New York, 1969 (Русский перевод - Иисус Христос в восточном православном богословии. -М.: Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -318 с.).
  • Marriages: An Orthodox Perspective. - Tukahoe (N.Y.), 1970. 104 p. (2-е издание - 1970. 143 p.; русский вариант - Брак в Православии: В сборнике: Соловьев В. Смысл любви. Троицкий С. Христианская философия брака. Мейендорф Иоанн, прот. Брак в Православии. -М.: Путь, 1995. -285 с. (2-е издание сборника - М.: Путь, 2001; отдельное издание - Брак в Православии. -Клин: Христианская жизнь, 2000. -94 с.)).
  • Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. - New York: Fordham University Press, 1974 (Русский перевод - Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. -М.: Когелет, 2001. -432 с.; 2-е издание: Византийское богословие: Исторические и доктринальные темы. - Минск: Лучи Софии, 2001. 334 с.).
  • The Living Tradition. - New York, 1978. (Русский перевод - Живое предание: Свидетельство Православия в современном мире. -СПб.: РХГИ, 1997. -272 с.).
  • Православие в современном мире. -Нью-Йорк: Издательство В. Чалидзе, 1980 (2-е издание, дополненное - М.: Путь, 1997. -246 с.).
  • Byzantium and the Rise of Russia. - Cambridge, 1981 (Русский перевод - Византия и Московская Русь. - Париж, 1990; также переиздано в сборнике трудов протопресв. Иоанна Мейендорфа "История Церкви и восточно-христианская мистика". -М.: ДИ-ДИК; Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -576 с.).
  • Byzantine Legacy in the Orthodox Church. - New York, 1983.
  • Catholicity and the Church. - New York, 1983.
  • Введение в святоотеческое богословие. - Нью-Йорк, 1985 (2-е издание - Вильнюс; М.: Весть, 1992. 357 с.; 3-е издание - Клин: Христианская жизнь, 2001. 445 с.; 4-е издание - Минск: Лучи Софии, 2001. 384 с.).
  • Witness to the World. - New York, 1987.
  • Vision of Unity. - New York, 1987.
  • Imperial Unity and Christian Divisions. - New York, 1989.
  • Православие и современный мир (Лекции и статьи). -Минск: Лучи Софии, 1995. -111 с.
  • История Церкви и восточно-христианская мистика: Единство Империи и разделение христиан. Святой Григорий Палама и православная мистика. Византия и московская Русь / Пер. -М.: ДИ-ДИК; Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2000. -576 с.
  • Благословенная суббота / Протопресв. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, игум. Иларион (Алфеев). -М.: Крутицк. подворье; Об-во любителей церк.истории, 2001. -98 с. (один из авторов сборника).
  • Рим-Константинополь-Москва: Исторические и богословские исследования. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский ун-т, 2005. 319 с.
  • Введение в святоотеческое богословие. Минск: Лучи Софии, 2007. 384 с.
Пасхальная тайна: статьи по богословию Мейендорф Иоанн Феофилович

ОТЕЦ ИОАНН МЕЙЕНДОРФ: ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ НАУКЕ И СЛУЖЕНИЮ ЦЕРКВИ

ОТЕЦ ИОАНН МЕЙЕНДОРФ:

ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ НАУКЕ И СЛУЖЕНИЮ ЦЕРКВИ

22 июня 1992 г. после непродолжительной болезни скончался протопресвитер Иоанн Мейендорф - это случилось в Канаде, куда он обычно приезжал на лето со своей семьей и с друзьями. К тому времени он только что покинул пост декана и преподавателя Свято–Владимирской Православной Богословской семинарии в Крествуде, штат Нью–Йорк, собираясь переехать в Принстон. В этом тихом университетском городке он надеялся обрести покой и свободное время, которое ему хотелось полностью посвятить исследованиям и подготовке работ. Кроме того, отец Иоанн планировал чаще ездить в Россию, чтобы преподавать и иметь возможность общения с людьми и с Русской Православной Церковью; за несколько месяцев до кончины он успел еще раз побывать там. Однако Господь распорядился иначе…

Барон Иоанн Феофилович Мейендорф родился 17 февраля 1926 г. в Нейи–сюр–Сэн, под Парижем, в семье, принадлежавшей к балтийскому дворянству; рос он в русской эмигрантской среде. «Русский Париж» в те годы был самозамкнутым миром; центром духовной жизни для этого мира был собор св. Александра Невского на рю Дарю, и Иван с самых ранних лет прислуживал там в алтаре. Среди этих юных алтарников был и Саша Шмеман, который впоследствии станет преподавателем и деканом Свято-Владимирской Православной Богословской семинарии в Нью-Йорке. Им обоим предстояла схожая, если можно так выразиться, церковная «карьера», но каждый из них реализовал ее по–своему. В 1944 г., завершив среднее образование, Иоанн поступил в Свято–Сергиевский Богословский институт. Параллельно он поступил еще и в Парижский университет (Сорбонну). Окончив учебу в Свято–Сергиевском институте, он стал преподавать там греческий язык и церковную историю, а в 1958 г. защитил в Сорбонне докторскую диссертацию по Григорию Паламе. Годом позже его рукоположили в священники - во вторую Неделю Великого поста, посвященную свт. Григорию Паламе, и в том же году он вместе с семьей (в 1950 г. он женился на Марии Алексеевне Можайской) переехал в Соединенные Штаты, где собирался работать препо–давателем в Свято–Владимирской семинарии по приглашению своего друга о. Александра Шмемана, работавшего там с 1951 г. Многие коллеги из Свято–Сергиевского Института к тому времени уже перебрались туда, и первым из них был о. Георгий Флоровский, впрочем, покинувший Свято–Владимирскую семинарию в 1955 г. поличным и административным причинам.

Отец Иоанн мог бы избрать и чисто академическую карьеру, но важнейшим его призванием было служение Церкви. Преподавание в Свято–Владимирской семинарии и пастырское служение в Церкви он рассматривал как свою главную обязанность. Впрочем, он не прекращал и академической деятельности. Отец Иоанн занимал кафедру византийской истории в Фордхэмском Университете в Нью–Йорке и помимо этого читал лекции в других учебных заведениях. Он участвовал в международных научных конференциях, продолжал заниматься исследовательской работой и писал. Кроме того, он деятельно участвовал в жизни Церкви как на местном, так и на международном уровне: он был членом комиссии «Вера и церковное устройство» во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), где с 1967 по 1976 г. исполнял обязанности председателя, а также вместе с о. Александром Шмеманом сыграл ведущую роль в создании автокефальной Православной Церкви в Америке. Томос об автокефалии был дан русской Митрополии Русской Матерью–Церковью в 1970 г. Исторически Русская Церковь была единственной православной церковью в Америке, а ее первыми членами были настоящие американцы - аборигены Аляски. Но с самого начала к ней принадлежали и верующие диаспор (греки, арабы) - до того, как у них появились собственные «юрисдикции». Автокефалия учреждалась с целью восстановить изначальное каноническое единство Православной Церкви в этой стране. К сожалению, историческая реальность не всегда подчиняется каноническим принципам Церкви, а каноническое единство даже и по сей день остается в Америке не достигнутым…

Когда 13 декабря 1983 г. скончался о. Александр Шмеман, занимавший пост декана Свято–Владимирской семинарии с 1962 г., о. Иоанн был единодушно избран его преемником. Отец Иоанн воспринял избрание как крест, который нужно нести, поскольку сам он предпочитал исследовательскую и преподавательскую работу, а не хлопоты по практическим вопросам. Но, несмотря на это, он добросовестно исполнял административные обязанности наряду с академической деятельностью и с пастырским служением.

Одной из отличительных черт о. Иоанна как преподавателя и как автора научных работ была ясность стиля. Он никогда не был высокопарным или «благочестивым». Он обладал особым даром делать понятными сложные исторические и богословские вопросы. На лекциях он всегда предлагал задавать вопросы («Я хочу вопросов»). В годы, когда я учился в Семинарии (он тогда еще не был деканом), он часто приглашал студентов к себе домой, и мы вместе обсуждали любые темы: церковь, политику, культуру…

Проповеди о. Иоанна были сдержанными, и, давая духовные советы, он тоже всегда «крепко стоял на земле», не прибегая к благочестивому или богословскому жаргону. «Будь как ребенок», - сказал он одному человеку, спросившему его, как готовиться к исповеди.

Что меня еще поражало - это его интеллектуальная честность. Он с готовностью воспринимал критику, если она была обоснована. Я помню, как однажды он говорил об о. Иоанне Романидисе, раскритиковавшем его книгу о Паламе в двух пространных статьях, - что тот в некоторых вопросах был прав. Например, Романидис был не согласен с тем, что автор охарактеризовал Варлаама Калабрийского, первого противника Григория Паламы, как «номиналиста», и о. Иоанн согласился с ним.

Отец Иоанн всю свою жизнь проработал рука об руку с о. Александром Шмеманом - они были друзьями с раннего детства. У них было одинаковое отношение к богословию, унаследованное в основном от преподавателей Парижского Свято-Сергиевского института - в частности, от о. Киприана Керна и о. Николая Афанасьева. Их несхоластический подход к богословию, повышенное внимание к литургии - и в особенности к Евхаристии как средоточию жизни Церкви, - все это наложило свой отпечаток на богословские работы и о. Иоанна, и о. Александра. Но каждый из друзей пошел по своему особому пути. Отец Иоанн был ученым, а о. Александр - скорее человеком интуиции. Когда читаешь «Дневники» о. Александра , поражаешься, что он упоминает о своем друге не очень часто, а когда упоминает, то кажется, будто не хватает той самой теплоты, с которой о. Александр говорит о других близких людях. Я не могу найти этому объяснения. Кажется, что оба волей жизненных обстоятельств были вынуждены уделять время собственным обязанностям и сферам интересов. Отец Иоанн был больше связан с наукой, чем о. Александр, хотя никогда не писал чисто из академического интереса: центральной темой его сочинений всегда была Церковь и ее духовные корни. Одно можно сказать наверняка: они, без сомнения, уважали друг друга, и я сам видел, как был взволнован о. Иоанн сразу после кончины о. Александра. Духовное родство этих двух людей проявилось даже в последних словах, сказанных о. Иоанном перед смертью: «Евхаристия, Евхаристия…

Из книги Введение в святоотеческое богословие автора Мейендорф Иоанн Феофилович

ВВЕДЕНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Иоанн

автора Автор неизвестен

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

1:4 - 4:21 Христианский подход к служению в церкви 1:4-9 Благодарение за полноту благословения Христова В разделах, посвященных благодарению, Павел часто заранее обозначает темы, которых считает необходимым коснуться в своем послании. И он не перестает благодарить Бога,

Из книги «Несвятые святые» и другие рассказы автора Тихон (Шевкунов)

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

Отец Иоанн Кронштадтский ОТЦА ИОАННА я видел в Кронштадте. Он служил Литургию. Я удивлялся силе его молитвы, и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его, и все стояли со страхом Божиим. И не дивно: Дух Святой влечет к Себе сердца

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

В. Коваль. Жизнь, посвященная науке

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

Преподобный отец наш Иоанн Карпафский Краткое сведение о св. Иоанне Карпафском О св. отце нашем Иоанне Карпафском, кто он был, в какое время процветал, где совершал течение подвижничества, и все прочее, касающееся его, ничего не известно. Вот только что свидетельствует о

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЕЦ НАШ ИОАНН КАРПАФСКИЙ КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕ О СВ. ИОАННЕ КАРПАФСКОМ.О Св. Отце нашем Иоанне Карпафском, кто он был, в какое время процветал, где совершал течение подвижничества, и все прочее, касающееся его, ничего неизвестно. Вот только что свидетельствует о

Из книги Православное богословие на рубеже столетий автора Алфеев Иларион

1. Протопресвитер Иоанн Мейендорф

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

Из книги Святой праведный Иоанн Кронштадтский автора Маркова Анна А.

Митрополит Вениамин (Федченков) Отец Иоанн Приступать к воспоминаниям о приснопамятном отце Иоанне мне всегда бывало особенно трудно: слишком он был высок; а я – грешный. И лишь ради пользы других принимаюсь за описание моих личных впечатлений о нем. Начинаю писать в

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Протопресвитер Иоанн Мейендорф ПАСХАЛЬНАЯ ТАЙНА: статьи по богословию Для ученого нет истины там, где нет доказательства. Для богослова Бог вездесущ: Его нет лишь в том, что иллюзорно. Протопр. Иоанн Мейендорф. «О литургическом восприятии пространства и времени» УДК

Из книги Живое предание XX века. О святых и подвижниках нашего времени автора Никифорова Александра Юрьевна

Отец Иоанн Мейендорф как историк Среди многочисленных публикаций о. Иоанна на исторические темы, связанные с Церковью и с богословием, совершенно особое место занимают две его исторические монографии «Единство Империи и разделения христиан» (см. выше) и «Византия и

Из книги Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.) автора Скурат Константин Ефимович

Отец Иоанн Мейендорф как человек Церкви Отец Иоанн был не просто ученым, погруженным в свои богословские и исторические штудии - ему был присущ живой интерес к жизни современной Церкви, он чувствовал свою ответственность за нее. Он был активным членом ВСЦ и на протяжении

Из книги автора

Америка. Крествуд. Отец Иоанн – Какой самый счастливый период вашего творчества?– Работа в Америке под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Это был глубокий богослов, историк, византолог. Постройку семинарского храма в Крествуде начинал еще отец

Из книги автора

прп. Иоанн Кассиан Римлянин - отец востока и запада Житие Иоанн со вздохом отвечал: я никогда не исполнял своей воли, и никого не научал тому, чего сам не делал (Из предсмертного наставления аввы Иоанна в изложении преподобного Кассиана. - 66) Преподобный Иоанн Кассиан

МЕЙЕНДОРФ ИОАНН ФЕОФИЛОВИЧ - православный богослов, византинист, церковный историк, протопресвитер, барон.

Из ро-да Мейендорфов . Ро-дил-ся в се-мье русских эмиг-ран-тов. В дет-ст-ве при-слу-жи-вал чте-цом и ипо-диа-коном при митрополите Евлогии (Ге-ор-ги-ев-ском) в Алек-сан-д-ро-Нев-ском со-бо-ре в Па-ри-же. Окон-чил ис-то-ри-ко-фило-ло-гический факультет Сор-бон-ны (1948 год), Православный Свято-Сергиевский богословский ин-сти-тут (1949 год), Прак-тическую шко-лу выс-ших ис-сле-до-ва-ний (1954 год). В Свято-Сер-ги-ев-ском институте слу-шал лек-ции епископа Кассиана (Без-обра-зо-ва), ар-химандрита Киприана (Кер-на), про-то-прес-ви-те-ров В.В. Зеньковского и Н.Н. Афанасьева, а так-же А.В. Карташёва, В.В. Вейдле. Од-на-ко главным сво-им учи-те-лем Мейендорф счи-тал протоирея Г. Флоровского, от ко-то-ро-го ус-во-ил лю-бовь к свя-то-отеческому на-сле-дию и по-ни-ма-ние важ-но-сти осу-ще-ст-в-ле-ния в бо-го-слов-ском твор-че-ст-ве так называемого не-опат-ри-стического син-те-за. Пре-по-да-вал в Свя-то-Сер-ги-ев-ском институте греческий язык и ис-то-рию Церк-ви (1950-1959 годы). Из-брав об-ла-стью на-уччных ис-сле-до-ва-ний ис-то-рию и бо-го-слов-ское со-дер-жа-ние исихазма, за-щи-тил в Сор-бон-не дис-сер-та-цию о бо-го-сло-вии святейшего Григория Паламы, по-лу-чил док-тор-скую сте-пень (1958 год). Один из ини-циа-то-ров соз-да-ния Синдесмоса (с 1953 года его пер-вый ге-не-раль-ный сек-ре-тарь, в 1954-1964 годах пред-се-да-тель).

В 1959 году в Па-ри-же ру-ко-по-ло-жен в диа-ко-ны, в свя-щен-ни-ки. В том же го-ду пе-ре-ехал в США. В Свя-то-Вла-ди-мир-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии в Нью-Йор-ке, где стал про-фес-со-ром пат-ро-ло-гии и ис-то-рии Церк-ви, про-дол-жал раз-ви-вать на-учные тра-ди-ции Свя-то-Сер-ги-ев-ского института. Пре-по-да-вал так-же в ря-де американских университетов: Ко-лум-бий-ском, Гар-вард-ском , Фор-дем-ском и других. Член Ис-пол-ни-тель-но-го ко-ми-те-та США по ви-зантийским ис-сле-до-ва-ни-ям. Мейендорф был при-нят в клир Русской ми-тро-по-лии в Аме-ри-ке; с 1964 года про-тои-е-рей. Ак-тив-но уча-ст-во-вал в про-цес-се ус-та-нов-ле-ния ав-то-ке-фа-лии Православной церкви в Америке (1970 год). Пе-ре-во-дил пра-во-слав-ное бо-го-слу-же-ние на английский язык. В 1960-1970-е годы при-ни-мал дея-тель-ное уча-стие в ра-бо-те Всемирного совета церквей, при этом кри-ти-ко-вал ру-ко-во-дство ВСЦ за ли-бе-раль-ный под-ход в ре-ше-нии бо-го-слов-ских во-про-сов и за из-лиш-нюю по-ли-ти-за-цию эку-ме-нического дви-же-ния. По-сле смер-ти про-то-прес-ви-те-ра А. Шмемана Мейендорф стал его пре-ем-ни-ком в долж-но-сти де-ка-на (ру-ко-во-ди-те-ля) Свя-то-Вла-ди-мир-ской се-ми-на-рии (1984-1992 годы). С 1990 года про-то-прес-ви-тер. В по-след-ние го-ды жиз-ни Мейендорф по-лу-чил воз-мож-ность ре-гу-ляр-но бы-вать в Рос-сии. За несколько ме-ся-цев до смер-ти ос-та-вил долж-ность де-ка-на, стре-мясь це-ли-ком по-свя-тить се-бя цер-ков-но-на-учной ра-бо-те.

Мейендорф из-вес-тен как ве-ду-щий спе-циа-лист в об-лас-ти ис-то-ри-ко-бо-го-слов-ско-го ана-ли-за иси-хаз-ма. В 1959 году он под-го-то-вил пер-вое из-да-ние важ-ней-ше-го тек-ста ви-зантийского иси-хаз-ма - «Три-ад в за-щи-ту свя-щен-но-без-молв-ст-вую-щих» святейшего Гри-го-рия Па-ла-мы, в том же го-ду отдельной мо-но-гра-фи-ей вы-шла его док-тор-ская дис-сер-та-ция - «Introduction а̀ l’е́tude de Grе́goire Pala-mas» («Вве-де-ние в изу-че-ние Гри-го-рия Па-ла-мы»). Эти тру-ды Мейендорфа вы-све-ти-ли в на-сле-дии святейшего Гри-го-рия син-тез свя-то-отеческого уче-ния о раз-ли-че-нии в Бо-ге сущ-но-сти и энер-гий, о дос-туп-ных для хри-стиа-ни-на пу-тях бо-го-по-зна-ния, о так называемой ум-ной мо-лит-ве. Ис-сле-до-ва-ние иси-ха-ст-ско-го дви-же-ния, в том числе в его про-ти-во-пос-тав-лен-но-сти западно-ев-ропейскому гу-ма-низ-му, Мейендорф про-дол-жил в пе-ри-од жиз-ни в США. Кро-ме то-го, основными об-лас-тя-ми его на-учных ис-сле-до-ва-ний в это вре-мя ста-ли христология, ли-тур-гическое бо-го-сло-вие (та-ин-ст-ва Ев-ха-ри-стии и бра-ка). В 1980-е годы он об-ра-тил-ся к те-ме иси-ха-ст-ских влия-ний в славянском ми-ре, пре-ж-де все-го на Ру-си («Ви-зан-тия и воз-вы-ше-ние Ру-си», 1981 год). По-след-ний боль-шой труд Мейендорфа - «Един-ст-во Им-пе-рии и раз-де-ле-ние хри-сти-ан. Цер-ковь в 450-680 годы по-сле Рождества Христова» (1988 год).

Сочинения:

St. Grégoire Palamas et la mystique or-thodoxe. P., 1959;

Byzantine hesychasm: his-torical, theological and social problems. L., 1974;

Жи-вое пре-да-ние: Сви-де-тель-ст-во Пра-во-сла-вия в со-вре-мен-ном ми-ре. СПб., 1997;

Ии-сус Хри-стос в вос-точ-ном пра-во-слав-ном бо-го-сло-вии. М., 2000;

Вве-де-ние в свя-то-оте-че-ское бо-го-сло-вие. Минск, 2001;

Ви-зан-тий-ское бо-го-сло-вие: Ис-то-ри-че-ские на-прав-ле-ния и ве-ро-уче-ние. М., 2001;

Ис-то-рия Церк-ви и вос-точ-но-хри-сти-ан-ская мис-ти-ка. М., 2003;

Рим - Кон-стан-ти-но-поль - Мо-ск-ва. Ис-то-ри-че-ские и бо-го-слов-ские ис-сле-до-ва-ния. М., 2007.

, Американской Русской Митрополии , Православной Церкви в Америке . Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Православной Церкви в Америке ( год).

влияние

образование

Старший научный сотрудник при Центре исследований Византии Гарвардского университета, профессор истории Византии в Фордемском университете. Читал лекции в Колумбийском университете.

иерархия

экуменизм

воззрения

В программной статье «Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству» призвал «исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью».

О. Иоанн Мейендорф находит, что православные и монофизиты «разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же» у православных, католиков «и у не-халкидонских Церквей», - считает о. Иоанн Мейендорф.

Как многократно заявлял о. Иоанн Мейендорф, для него не существует проблемы в признании Святыми отцами Церкви людей грешных, и даже исповедующих иную веру. Так, в статье «Халкидониты и не-халкидониты» он лживо объявляет св. Исаака Сирина несторианином, но великодушно не отказывает ему в праве именоваться православным святым.

При этом о. Иоанн Мейендорф считает, что сохраняет верность Преданию, хотя видит эту верность «не в словесной преемственности и не в простом повторении текстов Писания, умиротворяющих заявлениях или мнениях отцов Церкви». Он допускает самое широкое «принятие новых взглядов, богословских подходов и вбирание в себя разных умонастроений и философских концепций», одобряет католическую работу по сочинению новых догматов.

патологическая речь

дискурс

полемика против числа Таинств

приемы патологической речи

аппроксимация

Приемом аппроксимации о. Иоанн Мейендорф пользуется, например, в своей диссертации «Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение». У него точные богословские термины: сущность, ипостась, энергия (благодать) в некоторых случаях заключены в кавычки, что делает совершенно невозможным установление их смысла. Выражает ли этим автор сомнение, или указывает на какое-то иносказательное значение, или это мнимые сущность, ипостась, энергия? Едва ли. Вернее допустить, что о. Мейендорф указывает на невозможность точного соответствия между термином и самим существом дела. А это уже совершенно определенная, хотя и адогматическая позиция.

«Я являюсь абсолютно и почти (?) безоговорочно учеником отца Георгия Флоровского » . Можно сказать либо «абсолютно», либо «почти безоговорочно».

штампы

воцерковление

ругательные слова

гетто

цитаты

Половина всех средневековых византийских патриархов – тех, которые не были формально осуждены за ересь, – были причислены Церковью к лику святых.

В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже «имеют право» на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого Св. отца.

Движущей силой (поступков св. Григория Паламы) была верность догматическому Православию в том виде, в каком он его себе представлял.

Св. Григорий Палама «произнося проповеди, иногда пользуется традиционными идеалистическими штампами о необходимости оставить любовь к телу и любить только душу.

основные сочинения

  • Meyendorff, John Fr. Introduction à l"étude de Grégoire Palamas (1959)
    • Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение (1997).
  • Meyendorff, John Fr. Christ in Eastern Christian Thought (1969) рус. пер. «Иисус Христос в восточном православном богословии» (2000)
  • Meyendorff, John Fr. Byzantine theology (1974), рус. пер. «Византийское богословие» (2001);
  • Meyendorff, John Fr. Byzantine and the Rise of Russia (1980), рус. пер. «Византия и Московская Русь» (2000)
  • Мейендорф, Иоанн о. Введение в святоотеческое богословие (1985)
    • Мейендорф, Иоанн о. Ларисы Волохонской . - М.: , 1992. - 360 с. - ISBN 5-89942-253-X.
    • Мейендорф, Иоанн о. Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций / Пер. Ларисы Волохонской . - Минск: Лучи Софии , 2007. - 384 с. - 5 533 экз. - ISBN 5-89942-253-X.
  • Meyendorff, John Fr. Imperial Unity and Christian Divisions: The Church 451-680 A.D. (1989)
    • Единство империи и разделение христиан (2000)
сборники статей
  • Мейендорф, Иоанн о. Православие в современном мире (1981).
  • Мейендорф, Иоанн о. Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - 112 с. - 10 000 экз.
    • Мейендорф, Иоанн о. Лекции, читанные в Белорусском Экзархате Московского Патриархата (1992) // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 4-56. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
    • Мейендорф, Иоанн о. Православное богословие в современном мире // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 57-78. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
    • Мейендорф, Иоанн о. Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современной истории // Православие и современный мир. Лекции и статьи / Сост. А. А. Петрашкевич. - Минск: Лучи Софии , 1995. - С. 79-111. - 112 с. - ISBN 985-6171-03-2.
статьи
  • Meyendorff, John Fr. Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon // Greek Orthodox Theological Review. - 1964. - № 10. - P. 16-30.
  • Meyendorff, John Fr. A Consultation between ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. - 1964. - № 8. - P. 149-152.
  • Мейендорф, Иоанн о. Халкидониты и монофизиты после Халкидона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата . - 1965. - № 52. - С. 223-236.
  • Meyendorff, John Fr. ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. - 1967. - № 11. - P. 150-151.
  • Meyendorff, John Fr. Chalcedonians and non-Chalcedonians: The Last Steps to Unity // St Vladimir’s Theological Quarterly. - 1989. - № 33. - P. 319-329
    • Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству //