Незапланированные расходы и натяжные потолки. Расходы, не заложены в бюджет и невыполненные обязательства Способы расчетов непредвиденных затрат

Краткое содержание темы . Экономическое содержание и сущность расходов бюджетов. Расходные обязательства. Бюджетные обязательства. Бюджетные ассигнования.

Виды бюджетных расходов. Запланированные и незапланированные (внезапные) расходы. Текущие и капитальные расходы. Расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов федерации, расходы местных бюджетов.

Экономическое содержание и сущность расходов бюджета

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.

В соответствие с БК РФ расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами , которые представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Понятие «расходное обязательство» было введено в БК РФ в 2004 г. в связи с реформой разграничения полномочий органов власти различных уровней.

Методология формирования расходов бюджетов значительно меняется в условиях необходимости повышения результативности бюджетных расходов. Введен целый ряд новых терминов, среди которых - бюджетные ассигнования , это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

    оказание государственных (муниципальных) услуг , в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

    социальное обеспечение населения ;

    предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

    предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

    предоставление межбюджетных трансфертов ;

    предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права ;

    обслуживание государственного (муниципального) долга ;

    исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Основными из этого перечня являются бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения (включающие в том числе бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств).

При этом определяется, что:

    государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления);

    государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг;

    публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

    публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств - это используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Таким образом, создается правовая основа для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки: «расходное обязательство - бюджетное ассигнование - государственное (муниципальное) задание».

Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно – территориальным устройством государства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождают ту или иную систему расходов конкретного бюджета на определенном этапе общественного развития. По своему материально – вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование статей расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, должно базироваться на единых:

    методологических основах;

    нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;

    нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Указанные методологические и нормативные основы устанавливаются Правительством РФ. Органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления законодательством передано право с учетом имеющихся финансовых возможностей увеличивать такие нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Существуют определенные требования общеэкономического характера к определению структуры бюджетных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

В течение бюджетного года могут возникнуть преувеличены и незапланированные потребности в бюджетных средствах. Как и в случае с недополучением доходов, размер незапланированной потребности является важным для определения ее серьезности. Такая незапланированная потребность может повлиять на политические решения, которые необходимо принять для решения проблемы.

Внебюджетные расходы - это, как правило, потребность в средствах, которые необходимо выделить, но которые не были заложены в бюджет. К таким потребностям можно отнести средства, необходимые для устранения последствий стихийных бедствий (наводнения, землетрясения и др..) или техногенных катастроф (выброс жидких токсичных отходов в грунтовые воды, реку, систему водозабора).

Невыполненные обязательства можно охарактеризовать как конкретные законные или, в некоторых случаях, "потенциальные" или моральные обязательства органа власти для решения проблемы непредвиденной финансового кризиса. Сюда можно отнести неблагоприятное судебное решение, по которому устанавливается финансовое обязательство органа власти. Бюджет любой страны или конкретного города сталкивается с непредвиденными расходами в течение года. Большинство органов власти, особенно небольшого масштаба, уже имеют отработанную систему решения таких проблем. Взвешенная юридическая база является важной составляющей любого политического решения, по которому устанавливается круг ответственности органа власти и определяется система, по которой можно найти необходимые пути выхода из негативных ситуаций. В подавляющем большинстве случаев, финансовые риски оценить несложно; с ними можно справиться, оставаясь в рамках бюджетного процесса. Можно использовать стандартный набор инструментов оценки и управления рисками.

Перед кризисом

Во-первых, для решения проблемы непредвиденных расходов до наступления кризиса, должна существовать четкая юридическая база. Во-вторых, риск, которому подвергается бюджет, имеет оцениваться и осознаваться на стадии формирования бюджета. Хорошо сбалансированные бюджетные системы предусматривают резервные фонды для непредвиденных расходов для покрытия рисков, которые относятся к гарантиям органов власти и влияния изменений на обменные курсы стоимости обслуживания долга.

Практическое правило заключается в том, что резервный фонд для непредвиденных расходов не должен превышать 1-3% общей суммы бюджета. Хорошо сбалансированный бюджет делает различные предположения при анализе потенциального экономического влияния на бюджет. Среднесрочный влияние на стоимость обслуживания долга с учетом изменения обменных курсов и процентных ставок должен периодически оцениваться. Предположения относительно поступлений и оттока капитала имеют тщательно проверяться для принятия во внимание возможных изменений во внешней среде. Экономические риски, ассоциированные с потенциальными обязательствами также должны оцениваться. Все факторы, перечисленные выше, влияют на размер резервного фонда для непредвиденных расходов.

Преодоление кризиса

В мировой практике для решения проблемы незаложенных в бюджет расходов и невыполненных обязательств, используют методы, которые отличаются друг от друга и зависят от размеров расходов и ситуации в стране. Прежде всего - это корректировка бюджета. Если сумма расходов невелика, то одним из первых этапов является внесение изменений в бюджет. Это означает уменьшение расходов в других местах в бюджете для компенсации непредвиденных расходов. Такая мера, как правило, требует юридического согласования. Может применяться перепрограммирования, если сумма небольшая и если есть соответствующие полномочия. Преодолеть кризис можно путем:

1. Использование резервного фонда для непредвиденных расходов. Это может быть первым вариантом решения проблемы, при условии того, что резервный фонд существует и покрывает размер и природу расходов. Изменения в бюджет могут и не вноситься, но соответствующий совет должен быть информированным об использовании фонда.

2. Использование непредвиденного ассигнования, наступает после запроса дополнительного ассигнования. Данная методика широко используется в развитых странах, где дефицит и его обслуживание не являются самыми главными проблемами. Это позволяет временно использовать средства, выделенные под другие программы до тех пор, когда конечная стоимость может быть использована в качестве основы для дополнительного ассигнования.

3. Использование "фонда на черный день". Правительства некоторых государств основывают на долгосрочной основе "фонд на черный день" для финансирования непредвиденных нужд. Как правило, этот фонд задействуется, когда доходы превышают расходы (часто в результате непредвиденных доходов, например. Дол резервов природных ресурсов или приватизация активов). Создание таких фондов является еще одним средством преодоления дефицита доходов.

4. Долг. Взятие долговых обязательств для распределения больших расходов на длительный период времени.

5. Повышение налогов и другие доходы.

Не существует какой-то одной формулы для решения проблемы преодоления кризиса. Чаще всего, решением является сочетание некоторых из перечисленных выше инструментов, чтобы проблема была решена всесторонне.

Однако, все развитые бюджетные системы определенным образом закладывают решения в бюджет, - или расходы зависят от существующих ассигнований, или в бюджет вносятся изменения.

Привет, друзья! Как вы уже поняли, разговор пойдет о планировании бюджета на отдыхе. Благодаря многочисленным отзывам, форумам и тематическим ресурсам, туристы могут определиться с денежной суммой для поездки, но незапланированные расходы существуют всегда. Давайте рассмотрим несколько примеров, которые помогут вам избежать незапланированные расходы на отдыхе .

Очень часто туристы даже не задумываются в какой ситуации придется заплатить лишнее, а различные уловки поджидают их буквально на всем пути следования.

Аэропорт

Если первой точкой вашего маршрута становится аэропорт, вы должны знать обо всех «подводных камнях» предоставления услуг.

Билеты

В самом начале пути можно по-глупому потратиться, покупая билеты в кассе. Дело в том, что, развивая систему интернет-магазинов, некоторые авиакомпании не хотят платить лишние деньги сотрудникам-продавцам, и за покупку документов «на месте» включают в счет 10-15 евро. Так что гораздо проще и распечатать посадочный талон на принтере.

Другая известная уловка – багажное отделение. Здесь правила быстро меняются: например, если несколько лет назад, можно было бесплатно взять с собой 2 чемодана, теперь вам придется ограничиться одним либо заплатить за второе багажное место.

Многие лоукостеры и вовсе не включают провоз багажа в билет, и за каждую сумку придется платить отдельно (багаж, кстати, еще и очень тщательно взвешивают – не самая приятная процедура). Перед тем, как сдать свои вещи в багаж, обязательно взвесьте их.

Кстати, не поленитесь упаковать ваш чемодан в дополнительный чехол из пленки. За такую услугу в некоторых аэропортах берут слишком много.
Многие туристы не заморачиваются изготовлением мумии, рассчитывая на «надежные» замки с кодом, и даже не догадываются, как легко можно открыть чемодан, независимо от качества повешенного замка.

В самолете

Оказавшись в самолете, будьте готовы к тому, что за каждое «апчхи» тоже придется платить. Большинство авиакомпаний в эконом-классе бесплатно подают только плохенькие бутерброды, а чтобы посмотреть фильм, придется арендовать плеер за отдельную плату. О бесплатном алкоголе не может быть и речи, а при посадке вам могут вместо теплого пледа дать многостраничное меню со списком услуг.

О плюсах и минусах полетов бюджетными авиалиниями, я уже рассказывала .

Отель

При заселении в отель тоже не расслабляйтесь. Во-первых, не все российские банковские карты работают за рубежом, а за каждое снятие наличных придется заплатить 3-15 евро. Во многих гостиницах за возможность оплатить счет кредиткой тоже придется добавить – от трех до десяти евро.

Какие еще вас поджидают траты, как думаете? Например, точка доступа в Интернет в отеле. Во многих местах сумма за пользование ею мелко вписана в правила заселения, и заплатить придется, даже если вы не пользовались компьютером вообще.

Кроме того, обратите внимание на минибар и холодильник в номере. Если минибар запломбирован, открыв его, вы должны будете заплатить за весь набор. Если пломбы нет, поищите рядом листочек с ценами напитков – в некоторых отелях вам нужно просто отметить, что и сколько вы выпили. А если чего-то из списка недостает или некоторые заявленные продукты в холодильнике отсутствуют – сообщите об этом администратору.

Пользование сейфом в номере часто бывает платным, о чем на сайте отеля информации нет.

В ресторане

Другая возможность потратить деньги за «мелкий шрифт» открывается в ресторанах. Чаевые официантам в некоторых заведениях автоматически вписываются в счет. Кроме того, возможно, придется отдельно заплатить за музыку.

И, конечно, не забудьте о таком понятии, как минимальная сумма заказа – оно очень широко распространено. Будьте внимательны, и, если возникают вопросы, немедленно обращайтесь к метрдотелю.

Отдельно стоит сказать о закусках. Сев за столик в уютном зале, вы можете сразу получить несколько тарелок с закусками. Но стоит вам прикоснуться к одной из оливок, стоимость всего набора тут же будет включена в счет.

И еще… Рестораны в отелях и экскурсии на ресепшене всегда дороже, чем в городе, а валюту лучше обменять в банке, чем в отеле или аэропорту.

Благодарю за внимание!