Открытое занятие в старшей группе на тему: "Имя моё.". Конспект НОД в старшей группе на тему «Наши имена Открытое занятие я и мое имя

Мария Ершова

Программное содержание:

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Углубить понятия «Свидетельство о рождении», «Паспорт», «Однофамильцы.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: «Я и моя семья», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом.

Слайды, генеалогические деревья. Паспорт. Свидетельство о рождении.

Лупы 12 штук,12 листочков, 12фломастеров, 12 фото

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

– Здравствуйте дети:

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут Мария Алексеевна.

А как зовут каждого из вас?

Дети: (перечисляют имена)

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете об имени и зачем нам оно?

Может имя совсем не нужно?

Сколько у нас вопросов, попробуем вместе найти ответы.

Попрошу Ваню и Стёпу отойти в сторону и повернуться к нам спиной.

Представим, что у них нет имени. А теперь, Ксюша, попроси кого-то из мальчиков повернуться, но имени не называй.

Дети: / попытки детей позвать ребят, стоящих спиной /

Воспитатель: Ваня и Стёпа, возвращайтесь к нам.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(показать слайд с новорожденными малышами)

Дети: Они одинаковые.

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Отгадайте мои загадки.

Загадки.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои генеалогические деревья и назовите по именам своих родственников.

Дети: несколько детей называет по заранее составленным древам имена своих родителей, бабушек, дедушек


Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Ответы детей:---

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.

Ребята, а вы сами выбирали себе своё имя?

Ответ детей: нет

Кто даёт нам имя?

Ответ детей: родители

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя ласково»

Ксения- Ксюша

Саша – Сашенька

Маша – Машенька….

Физминутка

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Нам вдруг стало хорошо

И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Недавно я узнала, что в нашем городе живут ещё три Ершовых Марии Алексеевны, может такое быть? А вы встречали людей с такими же именами и фамилиями как у вас?

Ответ детей:---

На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи.

Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Воспитатель: Очень, очень давно имена были похожи на прозвища: Первяк, Третьяк, Одинец. Имена давали детям и по названию месяца, в котором родился ребёнок. Отгадайте, в каком месяце родилась: Мая, Августин, Октябрина.

Сейчас имена звучат по-другому. При рождении ребёнку давали имя и записывали в большие книги и никакого документа больше не выдавали.

(показать слайд с древней книгой)


Воспитатель: А сейчас, дети, у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас- детей?

Ответ детей: ---

Воспитатель: Свидетельство о рождении. (показать слайд)


Скажем все вместе: «свидетельство о рождении»

Кто из вас видел своё свидетельство о рождении? Что в него записывают?

Правильно, ваше имя и фамилию.

А вы знаете, какой главный документ у взрослых?

Давайте подойдём к столу. Рассмотрите паспорт. Чей это паспорт? Как вы догадались? Ответ: /по фото/

А ещё как можно узнать, чей паспорт?


Сравните, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении? Что записано в оба документа? А чем они отличаются?

Ответ: в паспорте много страничек, в нём записано много данных о человеке.

Итак, Документы подтверждают, что у каждого человека есть право на что?

Ответ:/на имя/

Воспитатель: В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии, имеется отпечаток пальца. (Показать слайд)

Как вы думаете, для чего?

А вот, оказывается, если у людей похожи имена, отчества и фамилии, то людей различают по отпечаткам пальцев. Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев?

Возьмите, пожалуйста, лупы, посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком пальца другого человека.

А сейчас посмотрите на руку соседа и сравните, похожи у вас рисунки на пальцах? Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется биометрия.

Сейчас я каждому из вас раздам по листочку и вы поставите в квадратик отпечаток своего пальца. Рассмотрите с помощью лупы рисунок на отпечатке.

А теперь посмотрите отпечатки друг у друга, сравните их.

Если рядом вы вклеите своё фото, напишете своё имя, то у вас получится настоящий биометрический паспорт.

(Дети пишут имена и вклеивают фотографии).



Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый из нас имеет на собственное имя. Узнали кто такие однофамильцы, тезка, что такое свидетельство о рождении, паспорт, биометрический паспорт.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Солнышко» в нём живут такие дружные ребята.

ИМЯ. МОЁ ИМЯ

Воспитатель : Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Необычное потому, что вместе со мной его будет проводить вот эта Кукла. Давайте с ней поздороваемся. Она пришла из сказки. Давайте познакомимся, я предлагаю вам назвать Кукле свои имена. Для этого встаньте в круг, кому из вас Кукла бросит мяч, тот и называет своё имя.

Игра : «Назови своё имя»

Кукла : Как красиво звучат ваши имена. А можно каждого из вас назвать грубо? (Да)

Воспитатель : А вы знаете, что назвав грубым именем, человека можно обидеть? (Знаем) . Я надеюсь, что вы никогда не будете называть друг друга грубыми именами.

Игра: «Назови ласково».

Кукла : Ой, ребята, какие у вас красивые имена. А у меня нет имени (начинает плакать).

Кто дал вам имя? (Родители)

Воспитатель: Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

Кукла :- А когда дают ребенку имя ? (Когда рождается)

Воспитатель :- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права , которые его защищают.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Появляются права .

Одно из этих прав - право на имя .

Кукла: Ребята, послушайте мою историю.

В моей сказочной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста. И большие и маленькие дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но большие люди были очень серьезные, очень занятые, они почти не позволяли себе шалить и играть, как маленькие. И ещё они часто говорят: «Я имею право…», «Это моё право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорил. Будто их и вовсе не было. Кроме того, никому не нравилось, что большие люди никогда не называли маленьких по именам. Обычно они обращались к ним так: «малыш, крошка, маленький, котенок». И больше всего им не нравилось, когда большие дразнили маленьких. Вот такая страна: права только у взрослых. Им только всё можно.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему наша гостья обижалась, когда её дразнили, обзывали? (ответы детей). А что вы чувствуете, когда вас дразнят, дают прозвища? (Ответы детей). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена. Как вы думаете, зачем людям имена? (Чтобы обращаться к человеку) . У каждого человека есть имя, оно выделяет его среди других людей. Обращаясь, мы называем друг друга по имени. Можно сказать : «Эй, Дай мне, пожалуйста, машинку!» - и вопрос прозвучит в пустоту. А можно попросить так : «ВОВА, дай мне, пожалуйста, машинку!» - Вова поймёт, что обращаются именно к нему и обязательно поделится с другом игрушкой.

Каждый ребёнок имеет право на собственное имя . При рождении родители выбирают имя своему ребёнку, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. У вас у каждого есть документ «Свидетельство о рождении» , где указаны имя и фамилия (показываю на доске свидетельство о рождении) .

Кукла : Ребята, у каждого из вас есть такой документ? А вот у меня нет ни документа ни имени.

Воспитатель : А знаете ли вы, милая Кукла, что каждое имя имеет свое особое значение и просто так имя не даётся?

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же имя наше значит.

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям?

По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) (Слайд 2)

По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) (Слайд 3)

По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) (Слайд 4)

По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка)

Воспитатель: Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно такое имя дали вам родители?

Воспитатель: А давайте посмотрим на нашу гостью повнимательнее и придумаем ей имя?! Как бы вы её назвали? Какая наша гостья?

Кукла: Спасибо, вам, ребята за имя, которое вы мне дали! Мне стало так радостно от этого! Давайте повеселимся?!

ИГРА «Девочки и мальчик».

(Текст сопровождается соответствующими движениями).

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают (приседают на корточки).

Воспитатель : «А у нас в группе есть девочки с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут? (Дети называют имена София Шеина и София Ширнина). Люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками ». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей) .

А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

Воспитатель : Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами .

Кукла : А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» . Будьте внимательны.

Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

Юля, Олег, Вова, Андрей.

Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель : Ребята давайте присядем. Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Воспитатель : Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя.

Сначала звали эту девочку ласково : Надюшка, Наденька. Девочка подростала и стали её называть Надеждой. Потом она выросла, стала взрослой. И называют её Надеждой Петровной. Отчество никто не придумывает, оно, как и фамилия переходит от отца. Мы растём, и растёт наше имя.

Кукла : Ребята, я очень хочу узнать, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (дети называют свои имена) .

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна,

И оттого, ты побереги его.

И вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя»!

Кукла : - Ребята, отгадайте загадку:

И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать. Что это? (Дети : Имя.)

Кукла: Я хочу запомнить ваши имена. Скажите вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки – истории. А сегодня я вернусь в свою волшебную страну и расскажу всем о том, с кем я познакомилась. А для этого я должна запомнить ваши имена. Мой знакомый волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нём чудо, которое рядом с нами. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их).

Кукла : ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя?

Мне очень понравилось быть у вас в гостях. Я думаю, что вы прославите свои имена и ими будут гордиться ваши родители, бабушки и дедушки. Молодцы! И теперь я с радостью могу отправляться в свою страну. До новых встреч !!!

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие.

Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что все люди и большие, и маленькие с самого рождения имеют право на имя.

Наша гостья тоже узнала своё имя и очень обрадовалась.

Ребята, так кто же дал вам имя? (Родители, мама и папа) .

Воспитатель : Кто такие тезки?

Дети : Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель : Кто такие однофамильцы?

Дети : Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель : Как называется праздник имени?

Дети : Именины или День Ангела.

Воспитатель : Какой документ подтверждает ваше право на имя ?

Дети : Свидетельство о рождении.

А что вам больше всего понравилось?

Ребята вы сегодня были молодцы! Хорошо поиграли и поработали!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №118 «Калинушка»

Конспект урока для 1 класса

«Я и моё имя»

подготовила:

воспитатель

Бовина Наталья Анатольевна

Архангельск – 2012г.

Цель: содействие самопринятию себя и своего имени.

Задачи

Образовательные:

    Закреплять представления детей об имени и отчестве.

    Продолжать учить детей обращаться друг к другу по имени, к взрослым - по имени и отчеству.

    Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных, отчества от имен собственных мужского рода.

Развивающие:

    Развивать зрительное восприятие, память, мелкую моторику через упражнение в копировании отдельных букв и слов.

Воспитательные:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения друг к другу, уважение к взрослым.

    Способствовать гармонизации осознания ребёнком своего имени.

Словарь

Активный: имена детей группы, семья, день рождения.

Пассивный: отчество, свидетельство о рождении.

Предварительная работа:

    Беседы с детьми «Все мы такие разные», «Что означает твоё имя», «Моё полное имя, фамилия, отчество», «Мой первый документ».

    Дидактические игры: «Угадай, кто позвал», «Имя растёт», «Отгадай отчество».

    Дидактические упражнения: «Раскрась имя», «Выложи своё имя», «Напиши как я».

    Поисковая деятельность детей и родителей – объяснение значений имён, оформление листа представления «Я и моё имя».

    Создание группового альбома «Я и моё имя».

Демонстрационный материал : кукла-малыш, свидетельство о рождении, шар-сердце, фотографии.

Раздаточный материал : атрибуты разных профессий, 1/2альбомного листа, фломастеры.

План:

1часть - 3 мин

2 часть – 17 мин

3 часть – 5 мин

Вопросы и задания:

    Как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

    О чём задумаются родители при рождении малыша?

    Как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

    Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

    Игра «Ласковые имена».

    Сказка для детей «Как растёт имя».

    Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ход занятия :

1 часть . Воспитатель: Я рада видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтоб такое настроение у нас у всех сохранилось до вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

Дети проходят на стулья.

Воспитатель: Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

2 часть . Воспитатель держит в руках куклу-малыша и рассказывает:

В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Воспитатель: Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Ваши родители тоже долго-долго думали, давайте посмотрим, что у них получилось. Почему вас так назвали?

Рассказы детей о своём имени.

Воспитатель: Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же наше имя значит?

Каждое имя что-то означает, как-то переводится: Лев – царь зверей, Маша – родная, Аделина - … и т.д. Что означает имя - Светлана?

Замечательно всем малышам в ваших семьях дали отличные имена. А как называется документ, в котором я могу узнать всё о вас?

Ответы детей: свидетельство о рождении.

Воспитатель: Что написано в этом документе? (показывает его)

Ответы детей: день рождения, имя ребёнка, имена родителей, страна и город рождения.

Воспитатель: Как вы думаете, свидетельство о рождении есть у всех? А зачем оно каждому человеку?

Ответы детей: чтобы знать и не забывать свой день рождение, город в котором родился и т.д.

Воспитатель: Даже у Натальи Анатольевны есть оно.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит разминку:

«Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Воспитатель: Когда мы хотим сделать человеку приятно, доставить ему радость или хотим похвалить за что-нибудь, как мы его называем?

Ответы детей: ласково, с улыбкой.

Воспитатель: Дети, давайте, поиграем в игру «Ласковые имена».

Цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

Воспитатель: Ласковое имя лучше мягкого пирога!

Воспитатель: А теперь, ребята, я хочу вам рассказать сказку, которая называется «Как растёт имя».

Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

Перед детьми выставляется ряд фотографий воспитателя в разные жизненные этапы (1 год, 5 лет, 10 лет, 20 лет, взрослый возраст).

Воспитатель: Давным-давно… в городе Архангельске у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её Наташенька, мама звала Натальюшка, папа просто Туся. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Наташа, Наталья, друзья иногда называли Натали. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в детском саду и стала воспитателем. И теперь все зовут Наталья Анатольевна. Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией. Юленька, как тебя будут звать? А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна. Какое отчество у тебя? (обращается к ребёнку)

Дидактическое упражнение «Мы выросли».

Цель: упражнять детей в образовании отчества от имён собственных мужского рода.

Воспитатель: Дети, представим, что прошло много, много лет и мальчики и девочки превратились во взрослых людей и стали врачами и учителями, строителями и моряками.

Дети одевают атрибуты разных профессий и представляются (врачом парикмахером, актрисой, моряком, продавцом, военным).

Воспитатель: Наталья Анатольевна пришла на приём к главврачу больницы. Здравствуйте, я Наталья Анатольевна, а вы?

Дети: Я, Ярослав Васильевич, очень приятно. И т.д.

Воспитатель: Очень приятно было с вами со всеми познакомиться, уважаемые взрослые.

3 часть. Воспитатель: А сейчас пройдите к столам, мы с вами «взрослые» попробуем написать своё имя и прочитать его.

Дети выполняют задание (копируют с образца своё имя) и вместе с воспитателем читают его.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем нужны имена?

Ответы детей: чтобы обращаться друг другу, знать каждого и т.д.

Воспитатель: Будь же всегда достоин

Имени своего.

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

Список используемой литературы

    Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

    Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие – конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

    Курочкина И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. - М.: Просвещение, 2007.

    Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Мулько И.Ф., Заозерская Н.И. Учусь жить среди людей. Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста.- Изд. Пресс, 2001.

    С чего начинается Родина. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2003. (Серия «Вместе с детьми».)

    Шорыгина Т.А. Стихи и сказки об именах. М: ТЦ Сфера, 2002. (Серия «Вместе с детьми».)

    Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Методическая разработка.
Предмет: Окружающий мир
Класс ­3
УМК « Школа 21 века»
Учитель: Братанова Тамара Александровна,
МБОУ « Ташебинская НОШ» Республика Хакасия
Тема урока: Имя, отчество, фамилия.
Цели и задачи:
 познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий,
со значением имени для человека.
 развивать познавательные и творческие способности детей,
 формировать чувство сопричастности и позитивного
психологического микроклимата в группах;
 воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё
имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и
обычаям народа.
Тип урока:
 комбинированный,
Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание
ситуации успеха, игра.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения,
ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.
Оборудование:
1. Конспект урока, презентация.
2. Компьютер
3. Сообщения детей.
4. Карточки с заданиями.
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся получат более широкое представление об истории
образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения,
словарный запас, повысят самооценку.
Формирование УУД
Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текста;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение устанавливать аналогии;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.
Личностные УУД:
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие
для всех людей правила;
формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой
поступок совершить.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке;
формируем умение определять успешность своего задания в диалоге
с учителем.
1. Организационный момент (учитель).
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
Улыбнулись друг другу и нашим гостям.
2 Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Я хочу начать урок со стихотворения Юрия Благова. Вы
внимательно слушаете и подумайте о чём пойдет речь на
сегодняшнем уроке.?
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
­ назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
­ О чём спорили родители?
­Какие имена предлагали?
­На каком имени остановились?
­ Почему было выбрано это имя? _ (варианты ответов)
К концу урока мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
2. Новый материал.
­Как вы думаете какая тема нашего урока?
Имена
Мы живём в мире имён.
Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,
Имя как сладостный дар, от родных своих получает...
Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт
Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек
приходит в этот мир, его нарекают каким­либо именем.
­ Как вы думаете, что такое имя?
Ответы уч­ся.
А вот как объясняет нам это толковый словарь.
В современном толковом словаре русского языка (чтение из
словаря)

Имя ­ наименование человека, даваемое ему при рождении и
отличающее его от других.
Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с
историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются,
исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и
понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому
прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские
имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось
человеку как примета, по которой его можно было выделить из
семьи и рода.
В одних случаях человек характеризовался по внешним
признакам или характеру, в других ­ по положению в семье, по
отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место
рождения, или вообще по сходству с каким­либо животным.
Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы
и определить, как получились эти имена.
Дети группируют на доске карточки с именами.
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. (Внешность человека)
Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)
Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
­ Ребята, на что похожи эти имена?
Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и
больше напоминают клички и прозвища. А как вы думаете, что же
произошло и почему современные русские имена совершенно
другие?
(Дети высказывают предположения.)
­Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю
Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.
­Кто может сказать, какое знаменательное событие
произошло на Руси в то время?
(Дети говорят о крещении Руси.)
До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих
богов: бога ветра, солнца, земли и т.д. Словом, люди видели богов
во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену
многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

­ А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения,
обращения в христианскую веру? Обряд крещения состоял в том,
что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они
трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и
старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские
священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так,
Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и
Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из
других языков европейских и восточных народов.
2.2 Работа с новой информацией
Наиболее популярными именами, которые родители дали
своим детям в 2015 году:
Среди мужских имен в России
традиционно лидирует имя Александр. На втором месте Максим,
затем идут Артем, Михаил, Даниил, Иван, Дмитрий, Кирилл,
Андрей и Егор.
Самыми популярными именами у новорожденных девочек стали
Софья и София. А имена Мария и Марья, которые считаются
самыми распространенными, в 2015 году заняли лишь второе
место. Следом идут Анна, Анастасия, Виктория, Елизавета,
Полина, Алиса, Дарья и Александра.
Редкие имена: Доброслав, Владамир, Святозар, Амелия, Евдокия,
Любава, Прасковья, Аксиния, Индира, Чеслава.
Итак, наши имена в основном греческого и римского
происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

2.3 Физминутка.
­Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для
этого выполним следующее задание.
Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя ­
присядьте, а если женское ­ руки поднимите вверх.
(Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Лена, Женя)
2.4 Выполнение задания на карточках.

1) ­ Перед вами карточки, на которых написаны полные и
сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина,
Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван)
­ Какое имя осталось без пары? (Нина)
­ Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.
2) Следующее задание ­ распределите имена на два столбика: имена
мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша)
Какие имен вы записали в оба столбика? (Женя, Валя, Саша)
Офтольмологическая физминутка для глаз.(Лови снежинку)
2.5Индивидуальная работа по заполнению своей ромашки:
1.На листах информация о значении имён. Прочти значение своего
имени.
2. На каждом лепестке напишите свое имя так, как называют вас
мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, а на последнем
лепестке так, как вы бы хотели, чтобы вас называли.
3. Защита своих работ. Оценивание и комментирование оценок.
Почему же в стихотворении мальчику дали имя Пётр?
2.5 Коллективная работа
­ А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь
Тань"
В первом классе восемь Тань ­
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: "Таня, встань!"
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...
­Как называют людей с одинаковым именем?
_Тёзка.
­Как же можно различить этих девочек­тёзок? (По фамилии)
­Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но
фамилию, которую носят члены его семьи.

Слово "фамилия" на латинском языке означает
"семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к
детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и
рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
­ Вот как об этом писал поэт Граудин.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва­деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаку Воинов ходил
Стрельцов сражался тоже.
***
­ Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько
предположений.)
Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также
образовались фамилии. Одни ­ от названия профессий, а другие...
Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли
некоторые фамилии.

2.5 Работа в группах
Класс делится на группы, и каждая группа получает список
фамилий.
1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский,
Рязанцев.
(От места проживания)
2 группа: Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов.
(От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или
характер).
3 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин.
(По названиям животных и растений)
4 группа: Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От
отчества)
5 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников,
Купцов, Солдатов. (От рода деятельности)
6 группа: Вознесенский, Рождественский, Успенский,
Воздвиженский.
(Служители церкви получали свои фамилии от названий
церковных праздников или тех храмов, где они служили.)
­ А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям?
Почему?
­ Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища?
­ Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные
имена и фамилии­ псевдонимы? Для чего?(Журналисты,
писатели, певцы, политики Например, Корней Чуковский -
оа Даниил Хармс - Даниил
Никол й Вас льевич Корнейчук в,
Иванович Ювачёв, Ленин - Владимир Ильич Ульянов)
иа
аа
3. Подведение итогов.
­ Соберите пословицу. Коллективно у доски.(Слова расклеены по
всему классу)

Красит, не имя, а, человека, имя, человек
Не имя красит человека, а человек имя.
Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши
имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас
зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что
каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с
чем­то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали
разные люди в разные времена.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и
знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей
страны.
­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?
­ Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?
­ Что больше всего вам запомнилось?
4.К вам на парты приземлился безликий инопланетянин,
раскрасьте его по вашему настроению и придумайте ему имя жителя
22 века
5.Оценка учителя
Спасибо за урок!
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ текста учебника, придумать историю о том,
как возникли фамилии
Пескарёв, Печников, Веселов или своя фамилия (на выбор).
2.6 Работа с учебником. (с.41­42)
­ Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и
поговорим о былинных героях.
Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". ­ Как зовут
богатырей?
­ Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие
фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев,
Попов)

­ А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?
Послушайте слова былины и ответ прояснится.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается...
­ Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")
­ Как вы думаете, зачем современному человеку отчество?


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»
Автор: Ушанова Анна Владимировна, воспитатель «МБДОУ «Детский сад №205» г. Нижний Новгород
Аннотация: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Я и моё имя". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Я и моё имя»
Цель: формирование представления о важности права на имя.
Задачи:
- знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
-развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
-активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.
Материал:
- иллюстрации: «Все имеют равные права», «Имя».
- «Свидетельство о рождении» (ребенка).
- Документ «Конвенция о правах ребенка».
Предварительная работа с родителями:
- составление с ребенком генеалогического древа, рассказа на тему «Мое семья», «Моё имя»
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
Друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Доброе утро, дети. Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом (дети передают цветок)
Воспитатель: Ребята, когда вы здоровались, то произносили что … ИМЯ. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
1. Имена.
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена бывают ласкательные и грубые. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Васька, Ванька, Танька. Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Феденька», а к другому «Марина Витальевна»? Кто они?
Дети: «Феденька» - это мальчик, а «Марина Витальевна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Ваня», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
А теперь я предлагаю немного размяться (дети встают в круг на физкультминутку).
Физкультминутка «ДОМ ИМЁН»
Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)
И ладошки покажите (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)
В этом доме мы живем! (руки вверху)

2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени? Послушайте внимательно стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!

Воспитатель: Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении» (Показ документа).

В этом документе записаны: имя, отчество, фамилия ребенка, число, месяц, год рождения ребенка, место рождения, фамилия имя отчество мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.
Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Воспитатель: А вам нравятся ваши имена?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте посмотрим ваши альбомы, которые вы приготовили с родителями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, имя расти не может.
Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Послушайте внимательно одну историю
Это было давно… Звали эту девочку ласково: Аня, Анечка, Анюта. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Анечка. Мои дети называют меня «мама». Друзья зовут Аннушкой. А в детском саду я для всех Анна Владимировна.
Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Вовочка в школе станет Владимиром, Катенька–Екатериной, Лиза - Елизаветой
Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)
4. Разгадывание загадок
Воспитатель: Ребята, я приготовила загадки про имена. Давайте послушаем, и попробуем их разгадать:
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли … (Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
5. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.
Спасибо, ребята, у меня есть право сказать, что вы молодцы.