Авария на платформе bp. Семь лет назад в мексиканском заливе произошла техногенная катастрофа. Взрыв нефтяной платформы

Нефтяная платформа Piper Alpha была построена в 1976 году. Она работала в связке еще с двумя платформами и прокачивала через себя на берег, приблизительно 25% добываемой нефти в Северном море. Катастрофа произошла 6 июля 1988 года. На платформе работало в момент происшествия 226 человек, 167 из них погибло.

Платформа Piper Alpha конструировалась изначально как нефтяная, но позднее была переоборудована еще и в газодобывающую. На платформе было установлено два насоса, качающих газоконденсат на берег. Утром один из них был остановлен на плановую профилактику. Предохранительный клапан сняли, поставили заглушку. Но выполнить все работы первая смена не успела, произошла пересменка. И тут встал второй насос. Он забился газогидратами, которые при определенной температуре и давлении кристаллизуются. В 21:55 дежурный менеджер включил первый насос. Из-за отсутствия предохранительного клапана давление резко начало расти, заглушку выбило и прогремел взрыв. Следом произошел второй взрыв.

Офис управления платформой находился за стенкой газовых насосов и хранилищ с газом. После первого взрыва система контроля аварийной сигнализации, а так же система связи с берегом и другими нефтяными платформами была уничтожена. План эвакуации и спасения, был основан на том, что все, кто находится в жилых блоках, должны были оставаться на своих местах до поступления распоряжения об эвакуации. Но офис управления был уничтожен взрывом, поэтому инструкций по эвакуации не последовало. Спаслись только те, кто смог прыгнуть в море и всплыть, их подобрали спасатели.

Из-за отсутствия связи с Piper Alpha, уже горящую платформу закачивали нефтью и газом с отдаленных платформ. Пожар, бушующий на платформе, от этого становился только сильнее. В результате платформа Piper Alpha была уничтожена. Нефтяная платформа принадлежала компании Occidental Petroleum. Все застрахованные потери составили около 3,4 млрд долларов.

2010 год был годом крупных природных и техногенных катастроф, унесших многие десятки,сотни и даже тысячи жизней. Первая и самая «кровавая жатва» случилась в начале года во внешне благополучном островном государстве:

Землетрясение на Гаити

12 января несколько сильных подземных толчков разрушили почти до основания столицу Гаити Порт-о-Пренс. Из-за того, что город строился без оглядки на возможность даже более слабых земелетрясений, погибло более 200 тыс. человек, более 300 тыс. было ранено, без крова осталось около 3 миллионов гаитян. Но гуманитарная катастрофа этим не закончилась: из-за разрухи и голода в стране началась эпидемия. К концу года более 100 тыс. человек были заражены холерой, счёт умерших в результате заболевания идёт на многие десятки.

Далее календарь принёс в апреле неслыханную в истории человечества авиакатастрофу, когда в одном разбившемся самолёте нашли свою смерть президент и едва ли не всё военное руководство достаточно крупного европейского государства.

Авиакатастрофа под Смоленском

10 апреля в 10.41 утра по московскому времени при заходе на посадку на аэродром Смоленск-Северный разбился президентский Ту-154 польских ВВС. Погибли 8 членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена, почти все высшее командование страны, ряд известных политиков, религиозных и общественных деятелей. Президент Качиньский и его окружение летели на траурные мероприятия, посвященные 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

Прошло менее месяца, и вновь беда случилась на территории России - в «угольной столице» Западной Сибири, городе Междуреченске Кемеровской области произошла авария всамой лучшей, показательно-образцовой с советских времён шахте.

Взрывы на шахте «Распадская»

В ночь с 8 на 9 мая на кузбасской шахте «Распадская», крупнейшей угольной шахте России, прогремели два взрыва. Погибло почти 100 человек — 76 жертв подтверждено официально, а еще 15 человек, считавшихся пропавшими без вести, в начале декабря признал погибшими суд Междуреченска. Спасательно-поисковые работы продолжались до конца мая. Следствие до конца года так и не смогло назвать причины трагедии, но шахтеры обвиняли владельцев шахты (40% акций угольной компании принадлежат Evraz Group Романа Абрамовича) в стремлении экономить на мерах безопасности.

В том же апреле случилась настоящая экологическая катастрофа, связанная с добычей нефти в шельфовой зоне. Такой способ добычи подземных углеводородов из-под дна морского сочетает двойные риски, а потому таит в себе двойную угрозу - причём не только для добытчиков, но и для всего живого…

Разлив нефти в Мексиканском заливе

20 апреля на буровой платформе DeepwaterHorizon в Мексиканском заливе произошел взрыв, погибли 11 человек. А 22 апреля буровая, принадлежавшая компании British Petroleum, пошла ко дну. Из скважины в океан полилась нефть. За пять месяцев, которые понадобились BP, чтобы окончательно заглушить скважину, в залив вылилось почти 5 млн баррелей нефти. Эта утечка признана самой крупной в истории США, её негативное влияние на экологию региона будет чувствоваться несколько десятилетий.

К разряду катастроф вполне можно отнести и летнее буйство огненной стихии на территории европейской части России. Причиной страданий десятков тысяч людей в многочисленных зонах бедствия называют не только апокалиптическую жару, но и фактическую неготовность многих регионов к вполне прогнозируемым погодным аномалиям.

Летние пожары в России

С начала июля из-за небывалой жары, установившейся в Европейской части России, загорелись торфяники и леса. Общая площадь пожаров составила 8 млн гектаров. Полностью или частично сгорело около 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков. В огне погибло более 70 человек. Удушливый смог больше двух месяцев висел над Центральной Россией, смертность только в Москве выросла в два раза. Врачи говорят, что страшные последствия жаркого и дымного лета отразятся на всех детях, рожденных в 2010-м.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Как случился и как ликвидировали разлив нефти в Мексиканском заливе?

В 2010-ом году, 22 апреля, в акватории Мексиканского залива затонула принадлежавшая компании British Petroleum (BP) буровая платформа под названием Deepwater Horizon, с помощью которой ВР занималась добычей нефти на морском шельфе. Результатом этой катастрофы стала гибель одиннадцати человек и разлив нефти в Мексиканском заливе в количестве нескольких сотен тысяч тонн.

Компания понесла громадные убытки, что вынудило её начать продажу части своих активов во многих странах мира. Всего в результате этой чудовищной аварии в море, по оценкам специалистов, попало почти пять миллионов баррелей нефти-сырца.

Платформу Deepwater Horizon, предназначенную для сверхглубокого бурения, по заказу R&B Falcon Transocean Ltd. построила южнокорейская судостроительная компания Hundai Industries. На воду это крупное плавучее сооружение спустили в 2001-ом году, а спустя некоторое время её взял в аренду британский нефтегазовый концерн British Petroleum (BP). В дальнейшем срок аренды несколько раз продлевался, и последний подписанный договор давал возможность ВР эксплуатировать Deepwater Horizon до начала 2013-го года.

В феврале 2010-го британская компания начала разработку глубоководного месторождения под названием Макондо, расположенного на шельфе Мексиканского залива. Глубина пробуренной скважины составила полтора километра.

Краткое описание произошедшей аварии

Описанная выше платформа находилась в восьмидесяти километрах от побережья штата Луизиана (Соединенные Штаты Америки). 20 апреля 2010-го года на Deepwater Horizon начался пожар, который впоследствии спровоцировал её взрыв.

Платформа горела больше тридцати пяти часов. Тушением пожара занималась прибывшая на место аварии целая флотилия судов пожарного назначения, но безуспешно. Платформа скрылась в водах Мексиканского залива 22-го апреля.

В результате этой катастрофы одиннадцать человек пропали без вести (многие считают их погибшими, поскольку их тела искали вплоть до 24-го апреля, но они так и не были найдены). С горящей платформы удалось эвакуировать 115 человек обслуживающего персонала, семнадцать из них имели ранения различной степени тяжести. По прошествии некоторого времени, мировые информационные агентства сообщили, что в процессе ликвидации последствий этой грандиозной катастрофы умерло ещё два человека.

Работы по ликвидации последствий аварии на платформе Deepwater Horizon

Ликвидация последствий этой экологической катастрофы началась 20-го апреля и продолжалась вплоть до 19 сентября 2010-го года. По сведениям, полученным от одних специалистов, за этот период времени в море каждые сутки изливалось около пяти тысяч баррелей сырой нефти. Другие компетентные источники утверждали, что ежесуточный объем попадавшей в море нефти составлял до 100 тысяч баррелей.

Тушение пожара на нефтяной платформы Deepwater Horizon

Именно на этой цифре настаивал в мае 2010-го года министр внутренних дел Соединенных Штатов Америки.

Последствия аварии были ужасающими. В конце апреля нефтяное пятно добралось до устья американской реки Миссисипи, а в июле этого же года сырую нефть обнаружили на пляжах штата Техас. Подводный нефтяной шлейф опустился на глубину более километра и растянулся в длину на тридцать пять километров.

За 152 дня, пока велись ликвидационные работы, в Мексиканский залив через повреждённый ствол скважины попало почти пять миллионов баррелей черного золота, а общая площадь пятна загрязнения достигла семидесяти пяти тысяч квадратных километров.

После затопления платформы Deepwater Horizon сразу начались попытки герметизации нефтяной скважины, чтобы прекратить попадание нефти в водную среду и приступить к локализации и устранению уже попавшего в море сырья. Почти сразу после катастрофы на поврежденную трубную колонну специалистами были установлены заглушки.

Затем начались работы по монтажу и последующей установке стального купола, задачей которого было накрыть затонувшую платформу с целью предотвращения дальнейших нефтяных разливов. Однако с первой попытки установить купол не удалось. 13 мая было принято решение уменьшить его диаметр и повторить попытку.

Полностью нефтяную утечку удалось ликвидировать лишь четвертого августа, когда в поврежденную скважину удалось закачать буровую жидкость с цементом. Чтобы добиться полной герметичности скважины, ликвидаторы аварии были вынуждены пробурить еще две дополнительные скважины разгрузочного назначения, которые впоследствии также зацементировали. О том, что герметизация скважины полностью завершена, официально объявили 19-го сентября 2010-го года.

В ликвидации последствий катастрофы принимали участие многочисленные суда разного назначения – спасательные катера, баржи. Буксиры и даже принадлежащие ВР подводные лодки. На помощь им Соединенные Штаты выделили корабли и самолёты своих ВМФ и ВВС, а также множество единиц специальной военной техники. Что касается человеческого ресурса, то в этой грандиозной по своим масштабам работе принимали участие более тысячи человек, к которым в помощь было придано почти шесть тысяч военнослужащих американской Национальной гвардии.

Чтобы максимально ограничить площадь нефтяного загрязнения, были применены распыляемые диспергенты (активные вещества, способствующие осаждению нефтяных пятен). Помимо этого, были установлены многокилометровые боновые заграждения, которые локализовали зону аварийного разлива.

Нефть собирали механическим способом, причем как с применением специальных кораблей-нефтесборщиков, так и вручную – с помощью многочисленных добровольце, помогавших очищать загрязненное побережье. Помимо этого, был применен и термический способ ликвидации загрязнения, заключающийся в контролируемом выжигании нефти с водной поверхности.

Проведенное службой собственной безопасности ВР внутреннее расследование пришло к выводу, что причинами этой чудовищной аварии были погрешности конструкции платформы, ряд технических неисправностей и ошибки, допущенные рабочим персоналом.

Подготовленный отчёт подробно сообщал, что сотрудники, обслуживавшие плавучую буровую, при проверке герметичности пробуренной скважине неправильно истолковали показания приборов, измерявших давление.

Результатом этой ошибки стало заполнение потоком поднявшихся из забоя углеводородов системы вентиляции буровой платформы, и начался пожар. После произошедшего взрыва, из-за технических недостатков конструкции платформы, не случилось срабатывания противосбросового предохранителя, задачей которого было в автоматическом режиме дать сигнал на закупоривание ствола скважины.

В свою очередь, расследованием занималось и Бюро по управлению, охране и регулированию ресурсов океана, а также Береговая охрана Соединенных Штатов Америки. Результатом этого расследования стал опубликованный в середине сентября 2010-го года доклад. В нём были изложены тридцать пять причин, которые привели к катастрофе, причем в двадцати одной из них всю ответственность возложили на компанию BP.

Если говорить более детально, то, к примеру, основной причиной аварии в этом докладе назвали пренебрежительное отношение к нормам промышленной безопасности с целью экономии средств, затрачиваемых на разработку месторождения. Помимо этого, персонал буровой не имел исчерпывающей и полной информации о работах на скважине, и эта их неосведомлённость, наложившись на совершенные ошибки, привела к катастрофическим последствиям.

Среди прочих причин аварии в докладе назвали неудачную конструкцию самой скважины, в которой не было предусмотрено достаточное количество барьеров, препятствующих подъему со дна нефти и газа, недостаточное цементирование обсадных укрепляющих колонн, а также внесенные в проект разработки скважины в самый последний момент изменения.

Частично вина была возложена на собственников Deepwater Horizon, компанию Transocean Ltd и на компанию Halliburton, которая выступала подрядной организации при подводном цементированим этой скважины.

Судебное разбирательство и назначенные компенсации

Судебный процесс, рассматривавший дело о разливе нефти в Мексиканском разливе, ответчиком на котором выступала британская корпорация BP, был начат 25-го февраля 2013-го года. Местом его проведения был выбран Новый Орлеан (США). Помимо исков, выставленных федеральными властями страны, британской компании также вчинили отдельные иски пострадавшие от последствий катастрофы американские штаты и муниципалитеты.

Результатом рассмотрения Федеральным судом в американском Нью-Орлеане стало утверждение размера штрафа, который ВР должна выплатить истцам, пострадавшим от последствий нефтяного разлива в Мексиканском заливе 2010-го года.

Общая сумма штрафа составила четыре миллиарда пятьсот миллионов долларов США. BP был дан срок на выплату этой суммы – пять лет.

Около двух миллиардов четырехсот миллионов долларов должны быть переведены на счета Национального фонда дикой природы и рыбных ресурсов США, 350 миллионов долларов – на счета американской Национальной академии наук. Помимо этого, 525 миллионов должно быть выплачено в течение трех лет в качестве компенсации по искам, выдвинутым в адрес ВР Комиссией по биржам и ценным бумагам Соединенных Штатов Америки.

ВР подала несколько апелляций, но Апелляционный суд США 25-го декабря 2013-го года вынес постановление, что британская корпорация должна продолжать назначенные Федеральным судом выплаты, несмотря на то, что в деле есть факты недоказанности наличия убытков у некоторых истцов, причиненные разливом нефти в Мексиканском заливе. С самого начала свою вину в произошедшей аварии в BP признавали лишь частично, часть ответственности возлагая на владельца платформы Deepwater Horizon компанию Transocean и подрядную организацию Halliburton.

В свою очередь, компания Transocean Ltd в конце 2012-го года дала свое согласие на выплату американским властям суммы в один миллиард четыреста миллионов долларов, но никакой своей ответственности за произошедшее в Мексиканском заливе в 2010-ом не признает, настаивая на полной виновности в этой катастрофе британской BP.

Экологические последствия катастрофы

В результате этой аварии одна треть акватории Мексиканского залива была закрыта для рыбного промысла с полным запретом на ловлю рыбы в этом районе.

Длина побережья от Луизианы до Флориды, загрязненного в результате аварийного нефтяного разлива, составила одну тысячу сто миль. Погибло множество морских обитателей и птиц. На берегу было обнаружено почти шесть сотен мертвых морских черепах, более ста дельфинов, больше шести тысяч различных морских птиц, а также большое количество погибших млекопитающих других видов.

Результатом это нефтяного разлива в течение нескольких лет, прошедших со дня аварии, стало увеличение смертности среди таких морских обитателей, как дельфины и киты. По предварительным оценкам специалистов – экологов, смертность, к примеру, дельфинов – афалин возросла в пятьдесят раз.

Колоссальный урон был нанесен расположенным в акватории этого залива тропическим коралловым рифам.

Более того, разлившаяся в результате катастрофы нефть просочилась даже в воды и болота находящих на побережье заповедников, которые играют очень значимую роль в поддержании нормальной естественной жизни местной животной фауны и прилетающих сюда на зиму перелётных птиц. Проведенные в последнее время экологические исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время акватория Мексиканского залива практически полностью справилась с причиненным в 2010-ом году ущербом.

Океанологи США, тщательно следившие все это время за ростом образующих тропические рифы кораллов, которые в загрязненной нефтью воде жить попросту не могут, пришли к выводу, что размножение этих морских живых организмов возобновилось, и рост вернулся на прежний уровень. Что касается биологов, то ими было отмечено небольшое увеличение значения средней температуры воды в этой морской акватории.

Даже высказывались предположения, что температура Гольфстрима понизилась на десять градусов, что привело к его разделению на отдельные подводные течения. Стоит отметить, что с тех пор, как произошел этот грандиозный аварийный нефтяной разлив, кое-какие погодные аномалии были отмечены синоптиками (взять хотя бы аномальные зимние морозы в европейских странах).

Однако, на сегодняшний момент мировая наука так и не пришла к единому мнению по вопросу того, явилась эта экологическая катастрофа первопричиной описанных климатических изменений или нет. Нет согласия в научной среде и по поводу влияния этой аварии на Гольфстрим. В любом случае, катастрофы такого масштаба бесследно не проходят, и повторения таких инцидентов глобального масштаба следует ни в коем случае не допускать.

18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море затонула буровая платформа "Кольская", на которой находились 67 человек. Спасти удалось лишь 14. Буровые и нефтяные платформы - довольно сложные инженерные конструкции, которые постоянно подвергаются разного рода рискам - от стихийных бедствий до ошибок эксплуатации. Добыче газа и нефти на морском шельфе неизбежно сопутствуют различного рода аварии. Причин таких катастроф множество. Это штормы, ураганы, аварийные взрывы, пожары, ошибки персонала, поломки оборудования. Каждая отдельная авария разворачивается по своему собственному сценарию. Вести.Ru вспоминают семь самых тяжелых аварий.

"Кольская"

Буксировка "Кольской" с западного побережья Камчатки к Сахалину началась 11 декабря 2011 года. На борту находились 67 человек. Через пять дней караван в Охотском море попал в полосу штормов. На платформе сорвало обтекатель носовой опоры, оказалась повреждена обшивка корпуса, образовался крен. 18 декабря капитан подал сигнал бедствия. Спасти из воды живыми удалось только 14 человек. Тела 17 погибших были подняты из воды. Остальные 36 считаются пропавшими без вести.

"Бохай-II"

25 ноября 1979 года во время буксировки в открытом море китайская буровая платформа "Бохай -II" попала в 10-балльный шторм. В результате затопления насосного помещения платформа перевернулась и затонула. Погибли 72 человека.

Alexander Keilland

В марте 1980 года в Северном море разломилась и опрокинулась норвежская буровая платформа Alexander Keilland. Из 212 человек, находившихся на платформе, погибло 123. Как заявили эксперты причина катастрофы — "усталость металла".

Ocean Ranger

В сентябре 1982 года недалеко от берегов Канады перевернулась и затонула американская нефтяная буровая платформа Ocean Ranger. Причина — небывалый ураган. Ударами 15-метровых волн были разбиты окна и затоплены жилые помещения. Сверхнадежная полупогруженная в океан железобетонная конструкция весом десятки тысяч тонн, считавшаяся абсолютно непотопляемой, получила опасный крен. На платформе находились 84 человека. Никому не удалось спастись, в результате десяти дней поисков были найдены тела всего лишь 22 погибших.

Piper Alpha

В июле 1988 года недалеко от Англии произошла крупнейшая катастрофа в истории — на нефтедобывающей платформе Occidental Petroleum"s Piper Alpha в результате взрыва, последовавшего за утечкой газа, погибли 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Piper Alpha — единственная в мире полностью сгоревшая платформа.

Р-56 Petrobras

16 марта 2001 г ода у берегов Бразилии взорвалась Р-56 - крупнейшая нефтяная платформа в мире, которая принадлежала фирме Petrobras. Погибли 10 нефтяников. 20 марта после серии разрушительных взрывов платформа затонула, нанеся непоправимый ущерб окружающей среде.

Deepwater Horizon

Самой крупной мировой экологической катастрофой на сегодняшний день признана авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon, произошедшая 20 апреля 2010 года, в 80 км от побережья штата Луизиана в Мексиканском заливе на месторождении компании ВР. Во время взрыва и пожара на платформе погибли 11 и пострадали 17 человек. За 152 дня борьбы с последствиями аварии в Мексиканский залив вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло 75 тысяч квадратных километров.

Если бы ситуацию не удалось взять под контроль, масштабы последствий могли быть катастрофическими если не для всего мира, то, по крайней мере, для всего Атлантического океана.

20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе случилась одна из самых серьезных экологических трагедий за всю историю данного региона. В результате взрыва на нефтяной платформе компании BP - погибли 11 человек, еще известно о 17 пострадавших.

Последствия аварии до сих пор оказывают разрушительное влияние на животный мир. После катастрофы, в результате которой в воду попало около 5 000 000 баррелей нефти, сильно возросла смертность среди 14 видов животных, распространенных в районе залива. Нефть никуда ни пропала, она находится на дне залива, ее вымывает на берег и приносит водой в болото. По некоторым сведениям с апреля 2010 года было обнаружено 900 мертвых или выброшенных на берег дельфинов. Данное число значительно превышает зафиксированное ранее за такой же период продолжительности жизни.

Дельфины, которые живут в районах залива, загрязненных нефтью, страдают от многочисленных заболеваний печени и легких, отличаются вялостью и малой массой тела. Тот факт, что дельфины, находящиеся на вершине пищевых цепочек имеют столь многочисленные проблемы со здоровьем, свидетельствуют о глубоком ущербе, нанесенном экологии. После аварии в районе Мексиканского залива каждый год находили около 500 мертвых черепах, что является значительным увеличением по сравнению с обычными показателями.

Кроме того ученые выявили повышенное содержание токсичных веществ в крови у птиц, которые проводят зиму на побережье рядом с заливом, а в крови у кашалотов, часто заплывающих к тому месту, где произошла авария, зафиксировано аномальное высокое содержание хрома и никеля - металлов, оказывающих разрушительное воздействие на клетки.

Причиной разлива нефти на платформе, где британская нефтяная компания British Petroleum занималась бурением на скважине Макондо, стал взрыв, в результате которого погибли 11 человек. Остановить утечку удалось лишь спустя 5 месяцев. За это время в воду попало около 760 000 000 литров нефти. Образовалось одно из самых больших пятен в истории США. Разлив угрожает сотням километров береговой линии, а началось все с взрыва на платформе.

Почти тысячи судов боролись за то, что бы локализовать нефтяное пятно, подпитываемое из вскрытой скважины. Сырая нефть поступала со дна океана. Никто не мог предсказать произошедших событий.

На вышке было более ста человек и люди прыгали за борт. Нужно было незамедлительно действовать. Происшествие произошло в 213-и километрах от базы береговой охраны и 190 километров от спасательной базы вертолетов береговой охраны. Летевшие на помощь спасатели увидели зарево огня еще за 145 км до объекта, что еще раз подтверждало серьезность ситуации.

Когда платформа Deepwater Horizon затонула на глубине 1,5 км, ни каких знаков того, что из скважины и ее вертикальной трубы идет нефть - не было. Похоже, что утечка каким-то образом прекратилась. Пока огонь уничтожал нефть на поверхности моря, спасатели беспокоились о том, что трагедия еще не окончена. Скважина-то не закупорена.
Серьезность трагедии доходит до пика - с глубин залива начинает появляться нефть и это быстро усугубляет дело. Формируется пятно, которое становится самым большим загрязнением в мексиканском заливе за все времена.

Пиарщики нефтяного гиганта утверждают, что последствия аварии практически ликвидированы, но моряки, работающие в заливе, могут с этим поспорить. Их нынешний улов - безглазые креветки и рыбы-мутанты. Ничего подобного раньше не наблюдалось.

Креветки без глаз, рыбы с тяжелыми повреждениями, крабы с невиданными ранее пятнами - перестали быть дековеными. Мутантов и больных обитателей залива рыбаки ловят сотнями килограммов. Ночные уловы в 400 фунтов креветок могут содержать 100 или даже 200 фунтов креветок без глаз.

Ученые даже боятся предположить, какие еще сюрпризы преподнесет им катастрофа четырехлетней давности. Но они твердо уверены, что для того, что бы полностью очистить мексиканский залив, уйдет, по меньшей мере, 10 лет. Однако, у BP, немного иная точка зрения. Виновная в аварии нефтяная компания тратит миллионы долларов на рекламные ролики. Их цель показать, что залив очищен, а морепродукты безопасны. Видеокадры экологов и свидетельства местных жителей говорят об обратном.