На какой стадии стресса происходит повышение внимания. Три стадии стресса: как их распознать на практике? Фазы психического состояния

Независимо от возраста, профессии и пола (хотя – более распространенное явление), каждый человек подвержен стрессу, которой у всех протекает одинаково. Поэтому, в психологии сложилось понятие «3 стадии стресса» – это тревога, сопротивление и истощение.

Понятие «стресс» ввел в психологию в 1936 году Ганс Селье. Считается, что и 3 стадии стресса – это его заслуга.

Главная причина стресса – что регулярное влияние негативных факторов, которые воспринимаются организмом, как опасные. Соответственно, человек реагирует на них неадекватно. Негативными факторами может быть что-угодно – физическое переутомление, заболевание, действия окружающих людей, ДТП и прочее.

Испытывая стресс, человек получает проблемы по здоровью – учащенное сердцебиение, сексуальные расстройства, повышенное артериальное давление, проблемы с желудком. Борьба со стрессом должна начинаться с первой стадии.

Фазы стресса

– Фаза 1. Реакция тревоги;

– Фаза 2. Стадия сопротивления;

– Фаза з. Стадия истощения.

Основные характеристики стадий стресса

Первая стадия стресса – это ощущение тревожности. Надпочечники вырабатывают норадреналин и адреналин – гормоны, подготавливающие организм к защите. Они влияют на иммунитет и работу пищеварения, поэтому человек, ощущая тревогу, становится уязвимым для болезней. Этим объяснятся тот факт, что человек, ощущая беспокойство, начинает много есть или же уходит в другую крайность – полностью может отказаться от пищи. В первом случае растягиваются стенки желудка, нагружается поджелудочная железа. Происходит сбой в работе ЖКТ, организм начинает вырабатывать чрезмерное количество ферментов, «разъедающих» изнутри кишечник. Во втором случае страдает желудок: вырабатывается желудочный сок, который начинает разъедать стенки слизистых, а это опасно развитием язвы.

Если рассматривать 3 стадии стресса, то первую стадию можно узнать по следующей симптоматике:

– агрессия;

– депрессивное состояние;

– раздражение;

– беспокойный сон;

– чрезмерный аппетит или же его потеря.

На стадии тревоги у человека плохо усваивается и выводится пища (нарушается естественное опорожнение кишечника).

Если стрессовая ситуация разрешается быстро или же человек может дать на стресс естественную реакцию (например, это может проявиться в виде драки, бегства), то стресс проходит самостоятельно. Если ее решение затягивается, то включается вторая стадия – резистентность или сопротивление. Организм адаптируется к окружающим обстоятельствам, начинается новый прилив сил, уходит депрессивность. Признаки психологического стресса притупляются. Почти полностью уходит раздражение и тревожность. Человек кажется снова адекватным и бодрым. Но через время влияние стрессора снова может проявиться. Тогда 3 стадии стресса напомнят о себе истощением. Он наступает, если стресс длится долгий период.

Если не дать адекватного выхода на стресс, резерв организма может истощиться. Тогда возможны болезни, травмы – вплоть до летальности (в тяжелых случаях).

Третья стадия напоминает первую, только при ней невозможно мобилизовать силы организма, лимит которых наступает. Организм «кричит о помощи», что выражается в появлении соматических расстройств, тяжелых болезней. У человека может начаться нервный срыв, и тяжелая депрессия. На фазе истощения стрессовая динамика уже необратимая. Человек не может выйти из своего состояния без посторонней помощи. Ему приходится принимать успокоительные, посещать психолога.

Человеку при стрессе нужна помощь. Начиная со второй стадии, без помощи врачей не обойтись. Терапия должна быть комплексной. Важно дать человеку психологическую поддержку, помочь ему изменить образ жизни. Перемены должны произойти кардинальные – например, должен измениться распорядок дня, сократиться количество алкоголя, повыситься физическая активность. Физическая нагрузка – один из лучших помощников .

Вконтакте

Осведомлён - значит вооружён. Перефразируя известную пословицу, познакомимся с этапами развития ✅СТРЕССА, чтобы меньше паниковать и сохранять спокойствие.

Стрессовое состояние знакомо почти каждому, и оно обычно становится основой для появления каких-либо психосоматических патологий. Человек в подобной ситуации нуждается в помощи, которая зависит от того, на какой стадии стресса будет начата терапия. Фаза влияет на подбор приемов, направленных на предупреждение прогрессирования состояния и избавление от его негативного влияния на организм.

Когда развивается стрессовое состояние

Формирование стресса вызывается физическими или психологическими причинами.

К первой группе относятся:

  • ожог;
  • перелом кости;
  • сильные боли;
  • оперативное вмешательство;
  • значительное переохлаждение или перегрев;
  • сепсис;
  • инфекционные заболевания, особенно трудно протекающие;
  • переутомление, тяжелая физическая профессиональная деятельность;
  • сильное загрязнение окружающей среды.

Психологические факторы весьма многообразны и делятся на две подгруппы: внутренние и внешние.

К первым относятся:

  • сильный и резкий испуг;
  • разочарование;
  • наличие внутреннего конфликта;
  • стремление к перфекционизму;
  • пессимизм;
  • дисбаланс между собственными ожиданиями человека и реальностью;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • давление со стороны окружающих;
  • чувство отсутствия чего-то важного в жизни;
  • невозможность самореализации и самовыражения.

Внешние факторы включают в себя:

  • действие угрозы жизни или здоровью;
  • нападение со стороны человека или животного;
  • конфликтные ситуации на работе или дома;
  • финансовые проблемы;
  • военное положение в стране;
  • катастрофы природного или техногенного вида;
  • бракоразводный процесс.

Фазы развития стресса

Состояние стресса различно по характеру и этиологии, но принцип его формирования однотипен. Над систематизацией основных стадий стресса работал Г. Селье, по его схеме ориентируются в терапии данного состояния. В связи с этим фазы именуются также триадой Селье.

Три стадии стресса называются: тревожной, резистентной и этапом истощения.

1 фаза – тревожная

Стресс начинается с этапа тревоги. Она состоит из реакции органов и систем на повышенную секрецию стрессовых гормонов, что готовит его к дальнейшей самозащите или побегу. Участие в формировании этой фазы принимают в первую очередь два гормона:

  • адреналин;
  • норадреналин.

Они синтезируются надпочечниками.

Участвуют пищеварительный тракт и иммунная система. Происходит резкое снижение способности организма сопротивляться действию патогенных факторов, что повышает шансы развития каких-либо заболеваний. Пропадает аппетит, пища хуже усваивается и нарушается ее выведение.

В это время также осуществляется мобилизация некоторых ресурсов, значительно улучшается восприятие информации, внимание и память. Наблюдается феномен гиперактивности мышления, когда происходит повышение способности к анализу ситуации и вариантов действий, процесс принятия какого-либо решения становится более эффективным.

2 фаза – резистентная

Когда завершается первая стадия развития стрессового состояния, начинается вторая – резистентная (сопротивления или адаптации). Организм функционирует в режиме, похожем на нормальный. Он словно привыкает к стресу, а психологические черты, представленные тревогой, повышенной возбудимостью и агрессией, малозаметны или отсутствуют. Активность всех систем повышена и находится на максимуме своих возможностей.

3 фаза – истощения

Заключительный в формировании стресса этап – истощение. Все мобилизованные резервы организма ослабевают, не выдерживая нагрузки.

Изменения психологического состояния делятся на два дополнительных этапа: расстройства и деструкции.

  • На первом происходит снижение продуктивности в какой-либо деятельности. Затрудняется процесс поступления и обработки информации, ухудшается память. В это время встречается несколько феноменов. Первый из них – блокада прошлого опыта, когда происходит ухудшение возможности получать ответ из собственной долговременной памяти. Другой феномен называется репродуктивизацией мышления. При этом человек вместо того, чтобы искать урегулирование какого-то вопроса, пытается вспомнить другие решения, которые принимал ранее. Последний феномен – уплощение мышления, когда утрачивается способность к подаче оригинальных идей и мыслей.
  • Второй этап – деструкция, когда происходят значительные нарушения в психических процессах. Возникает блокада восприятия, памяти и мышления, которую также называют интеллектуальным ступором, чередующимся с амнезией. Деструкция проходит по типу гипервозбуждения или гиперторможения. Первый вариант характеризуется хаотичным, импульсивным поведением без смысла. Для второй версии типично состояние оцепенения, когда человек просто перестает воспринимать себя как часть какой-то ситуации. Одновременно с этим физиологическое истощение становится причиной развития новых и обострения старых соматических патологий.

Терапевтическая помощь при стрессовом состоянии

С первой стадией стресса человек справляется самостоятельно. Для этого ему нужен отдых, отграничение себя от стрессового фактора и здоровый сон.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

На второй и третьей стадии без сторонней помощи уже не обойтись . В соответствии с состоянием организма, причинами стресса и фазой психотерапевт разрабатывает схему регулярных встреч с больным, используя методики расслабления и восстановления душевного равновесия, которые, по его мнению, подходят пациенту. Также он дает рекомендации по коррекции образа жизни и упражнениям для выполнения дома. При необходимости врач назначает соответствующие лекарственные средства.

Стресс – неотъемлемая часть жизни, но степень его воздействия различна в зависимости от фазы. Для помощи человеку в этом состоянии необходимо воздействие на первопричины стресса и выбор методов лечения, соответствующих одной из трех стадий. Немаловажна и профилактика, включающая в себя поддержание правильного питания, нормального цикла сна и бодрствования, а также соблюдение баланса между работой и отдыхом.опубликовано .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Стадии стресса

В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Стадия мобилизации, напряжения или тревоги. Организм задействует все свои защитные силы. Активизируются все функциональные системы и резервы психики. Субъективно эта стадия воспринимается как волнение, «мандраж». Такое состояние свойственно многим людям перед экзаменом, ответственной встречей, стартом, операцией. Необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато «перегоранием». Перегорание можно определить как преждевременное истощение и нехватку ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. Но излишнее спокойствие также не пойдет на пользу, так как оно не даст мобилизоваться организму в той степени, которая достаточна для преодоления проблемной ситуации.

На этой стадии в организме человека усиливаются анаболические процессы, и прежде всего протеосинтез и образование РНК, а также отмечается усиление иммунологической сопротивляемости.

Стадия 2. Стадия адаптации. Активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизированном состоянии. Организм и стресс-фактор сосуществуют вместе в противостоянии. Между ними создается «стратегический паритет».

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление стрессу приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу. Развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Стресс становится патологическим, потому что отсутствуют как психические, так и физические ресурсы. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов. Это особенно вероятно, если стресс-фактор продолжает влиять. Возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт). Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, что требует соответствующей медикаментозной терапии и помощи врача-психиатра-психотерапевта.

Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Они определяются характеристиками организма: во-первых, генетически обусловленными возможностями и функциональными параметрами и, во-вторых, тем, был ли опыт подобных воздействий, наличествуют ли навыки преодоления стресса и каков уровень владения ими.

Патофизиологами был поставлен жестокий эксперимент – к счастью, не на людях. Вот в чем он заключался: немолодого уже петуха забрали из курятника, в котором он провел значительную часть своей жизни, но не умертвили, а посадили рядом – да так, что сквозь прозрачную стену он мог видеть все, что происходит в его бывших владениях. Оставшихся куриц не оставили в одиночестве: к ним запустили молодого петуха. Наблюдая за тем, что творил с курицами новый петух, старый очень беспокоился и переживал, но ничего сделать не мог. И через пару дней умер. На вскрытии было установлено, что причиной смерти явился инфаркт: обострилась свойственная пожилому возрасту патология – ишемическая болезнь сердца – и сердце не выдержало.

Грустная история – птичку, безусловно, жалко. Но благодаря бессердечности патофизиологов многое стало понятно о механизмах того, что сокращает жизнь людей и животных. «Злые» ученые смоделировали колоссальный стресс-фактор и убедительно продемонстрировали его влияние на пернатом. Так что петух погиб во благо научного прогресса человечества.

К фатальному развитию событий привел так называемый динамический стереотип. Он руководил совокупностью рефлекторных механизмов, которые определяли поведение пернатого. И нервная система петуха просто не могла направлять его действия иначе: это похоже на движение по лыжне, которая давно проложена и по ней легко и удобно катиться. Адаптационной альтернативы для приспособления к новым условиям жизни у животного не было. Совокупность рефлексов, сложившихся в привычку постоянного нахождения среди соплеменниц и единоличного властвования над ними, настолько глубоко укоренилась в незатейливой нервной системе петуха, что невозможность восстановления прежних рефлекторных связей вызвала сильнейший сбой в работе организма и привела к кончине.

В ходе эволюции животного мира в нервной системе у представителей Homo Sapiens появилась так называемая промежуточная переменная между стимулом (проще говоря, ситуацией) и реакцией (поведением человека и его организма). Это – когниции, мысли, или система оценки ситуации. И если у животных активизирующее событие, т. е. внешний стимул, порождает непосредственный ответ на него в виде активного сопротивления или бегства, то у человека существует колоссальный адаптационный ресурс в виде совокупности мыслей, позволяющий оценить произошедшее, принять оптимальное решение и выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. (А бедняга петух, между прочим, активно пытался изменить ситуацию, да только злые экспериментаторы не дали ему этого сделать – замуровали недоступной прозрачной стенкой и обрекли его на тщетные попытки вернуться назад. В реальных условиях, возможно, все было бы совершенно иначе.)

В англоязычной литературе иногда употребляется термин «bur-nout», что переводится на русский как синдром «выгорания». Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, по мнению ряда специалистов, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением с людьми. Специфика их деятельности такова, что они испытывают воздействие постоянного, хронического стресса: сотрудники офисов, попадающие под прессинг клиентов, медицинский персонал, продавцы и т. п. В результате у многих развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса. Естественно, эти сотрудники начинают терять работоспособность. Существенную роль в развитии этого болезненного состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с людьми со сложным характером, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. А возможности человеческого организма небезграничны. До какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает как бы через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает истощение. В работах отечественного психолога и психиатра Владимира Николаевича Мясищева убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние – невроз. Если заставлять истощенный организм работать, возникает состояние, которое можно выразить словами: «надо, хочу, но не могу», т. е. человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому. Действительно, как говорят: «Стресс выбирает себе в жертву тех, кто делает все сверх меры, не учитывая своих сил».

Вопрос № 55 . Стресс: стадии развития и способы преодоления.

Стресс (Г.Селье) - неспецифический ответ организ­ма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Селье удалось установить, что на неблагоприятные воз­действия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защит­ной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависи­мости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежут­ке между воздействием и ответом организма развертываются определенные про­цессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного про­цесса.

Стадии стресса:

1. непосредственная реакция на воздействие , требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобили­зации) - осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, пли функциональной, мобилизации резервов, без глу­бинных структурных перестроек.

2. период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) - на данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организ­ма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирова­ние организма на воздействующие факторы среды.

3. нару­шение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адапта­ции) - поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные пере­стройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальней­шее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществ­ляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптиро­ваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря нему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса.

Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятель­ности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в си­туациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляет­ся с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать пра­вильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса боль­шинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсив­ный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протека­ния психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космическо­го корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана би­лось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта - Э. Армстронга - достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта - Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энерго­системы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной инфор­мации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повыси­лась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, ко­гда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стрес­са, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, извсстных как реакции тре­воги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощуще­ние служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хро­ническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по на­правленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобили­зующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги не­адекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.

1. нор­мальная тревога

2. патологическая тревога

Нормальная, ситуативная, невротическая, психотическая и др.

Тревога - единое, по сути, явле­ние, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при пси­хопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выражен­ные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответ­ственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь меж­ду тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обна­ружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «че­ловек-среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превыша­ет средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выра­женном нарушении сбалансированности в системе «человек-среда», когда про­исходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возраста­ет, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адап­тации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни.

Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологи­ческими показателями, следует учитывать, что тревога - это, прежде всего субъек­тивное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организ­ма на воздействие окружающей среды.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особен­ности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и веро­ятностью развития негативных последствий. Рассмотрим психологические меха­низмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оп­тимизации эмоционального состояния.

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложней­ших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к при­кладным проблемам. В курсе общей психологии мы познакомимся с данной про­блемой лишь в общем виде, поскольку при изучении других дисциплин вы не­однократно будете возвращаться к ней.

Существует много подходов к исследованию как регуля­ции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.

Ф. Б. Березин : адаптация про­текает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере; психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации челове­ка, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адап­тации в целом. Березин также считает, что механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин отно­сит механизмы противостояния тревоге - разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита - это специальная регулятив­ная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы созна­ния от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и не­адекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты:

    препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;

    позволяющие фиксировать тревогу;

    снижающие уровень побуждений;

    устраняющие тревогу.

Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологиче­ской защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и дру­гим негативным состояниям. Более тоги, было установлено, что существует опре­деленная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая фор­ма защиты. Березиным было также обнаружено, что нарушение механизмов пси­хической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут при­водить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с веге­тативной и гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом сле­дует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологиче­ской защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапря­жением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация - это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других ~ психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. пове­дение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противопо­ложному результату.

Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с ши­роким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность - это состояние индивида, созда­ваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные клас­сификации наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует опре­деленная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определен­ное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потреб­ностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пре­делов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватно­сти поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результа­те некоего конфликта, который принято называть интрапсихичвским конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихичсского конфликта несо­вместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.

Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. Вероятность возникновения интрапсихического конфлик­та в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Мно­гочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссо­нанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.

Интеграция поведения - это система взаимосвязи между элементами психи­ческой структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Интеграция поведения реализуется через такие психоло­гические образования, как установка, отношение, ролевые структуры. Интрапсихичсский конфликт отношений, которые формируются на основе ролевых и лич­ностных установок, может приводить к дезорганизации поведения и нарушению сложившихся струкур личности - «я-образа», «я-концепции», самооценки. При этом дезорганизация поведения будет сопровождаться негативным эмоциональ­ным фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами и обеспечивают осуществле­ние некоторых регуляторных функций, при этом интеграция эмоций в единую систему определяет характер эмоционального состояния.

Построение интегрированного поведения - существенная часть адаптацион­ного процесса. Нарушение поведения на любом уровне интеграции сопровожда­ется снижением качества психической адаптации, возрастанием фрустрационной напряженности и соответствующими физиологическими сдвигами. В зависимо­сти от того, насколько наше поведение интегрировано, т. е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению.

Одним из важнейших составных элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения, а следовательно, и на процесс адаптации в це­лом, является «я-концепция». «Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Как следует из данного определения, «я-концепция» - это система отношений человека к себе и окружаю­щим его предметам, людям и другим явлениям. Всю информацию, которую чело­век получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы таких от­ношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация - угрозу или одобрение, - чело­век строит свое поведение. Неслучайно принято считать, что «я-концепция» со­ставляет ядро системы саморегуляции человека. В основе «я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания). В свою очередь, исследования мотивации показали зависимость между характером мотивации и выбором пове­денческих стратегий, а также особенностями адаптации к условиям изменяющей­ся среды. При преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревоги, и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождает­ся проявлением тревоги.

В. Н. Мясищев - авторе концепции отношений личности. По мнению Мясищева, система отношений составляет ядро личности. Эта система формиру­ется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действитель­ности. Данная концепция нашла широкое применение в медицинской психоло­гии, особенно в области исследования и лечения неврозов.

Неврозы - эта группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмо­ционального напряжения. Главная причина невроза - нарушение системы регу­ляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками и взглядами личности и внешней действительностью, т. е. в основе такого наруше­ния лежит интрапсихический конфликт.

Невроз, являясь нервно-психическим расстройством, сопровождается вегета­тивными проявлениями: мышечным напряжением, тремором, нарушениями ра­боты сердца, тревогой, чувством подавленности, головными болями, слабостью. Причем эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Прежде всего изменяется сон. Он становится поверхностным, человек легко просыпается. Постепенно изменяется чувствительность человека к внешним раздражителям. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шумы обычно­го уровня могут стать непереносимыми. Повышенная чувствительность выступа­ет, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разре­шить ситуацию. С другой стороны, повышенная чувствительность делает челове­ка более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринима­лись.

Однако главной особенностью невроза является конфликт. Конфликт обнару­живается в основе большинства неврозов и всегда сопровождается чрезвычайно интенсивными переживаниями. Переживания могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травми­рующая ситуация, и др. В то же время следует отметить, что переживания стано­вятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для челове­ка. Поэтому большинство эмоциональных, или интрансихических, конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны.

Эмоциональный стресс чаще всего ока­зывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс явля­ется неотделимой частью социальной адаптации человека. В результате наших многолетних экспериментальных исследований этой проблемы мы пришли к вы­воду о том, что существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти харак­теристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориен­тацию, ориентацию на требования ближайшего окружения.

Все эти характеристики при детальном изучении оказались взаимосвязаны друг с другом. Более того, они формируют одну интегральную характеристику, которая была названа нами личностным адаптационным потенциалом. Данная характеристика рассматривается нами как системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной сре­ды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.

Р. М. Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек опреде­лит свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать нега­тивных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напря­жения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значитель­ной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взве­шивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматри­вается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчастные случаи, от которых можно было опра­виться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоцио­нального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это раз­витие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной сте­пени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспита­нии подрастающего поколения, и от много другого.

Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Гранов­ской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реа­лизации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к суже­нию сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, вол­нение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит за­блуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учить­ся правильно, выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоцио­нально напряженной ситуации.

Еще один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослабле­нии мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение вни­мания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельно­сти, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах.

Грановская выделяет еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее подготов­ленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и со­хранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем са­мым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

В современном мире стало модно все проблемы списывать на стресс. С другой стороны, стресс действительно является одной из причин многих психосоматических заболеваний. Стрессу подвержены все группы населения, независимо от возраста, пола, профессии. Длительный стресс приводит к повышению давления, нарушению сердечного ритма, проблемам желудочно-кишечного тракта, головным болям, снижению сексуального влечения.

Причины стресса в появлении ситуаций, которые воспринимаются психикой как опасные. При этом нормальная реакция организма становится невозможной. Запускаются механизмы, призванные мобилизовать все силы. Это приводит к появлению психосоматических симптомов. Механизм реализации стресса — гормональный. Стресс начинается с выброса адреналина и норадреналина. Реакция организма на стресс всех людей одинакова. В 1936 году стадии стресса описал Ганс Селье.

  • Стадия тревоги

Эта стадия является реакцией на выделившиеся гормоны, направлена на подготовку к бегству или защите. В ее формировании участвуют гормоны надпочечников: адреналин и норадреналин, а также иммунная и пищеварительная системы. На стадии тревоги сопротивляемость организма к болезням снижается. Аппетит нарушается, усвоение пищи вызывает проблемы. В случае быстрого разрешения ситуации эти изменения проходят бесследно. Если же стрессовая ситуация длительна, а решение проблемы не возникает, то наступает истощение организма. Очень сильные стрессы, особенно физиологического характера (такие как ожоги, боль, перегрев, переохлаждение) могут даже привести к смертельному исходу.

Переход стресса к этой стадии возможен только, если силы организма справляются со стрессом. В этой стадии стресса функционирование организма продолжается, и оно почти неотличимо от нормального. При этом психологические и физиологические стрессы переводятся на высокий уровень, и силы организма мобилизуются. Психологическими проявлениями стресса являются: возбудимость, тревога. Эти состояния, как правило, уменьшаются или совсем исчезает. Однако нужно помнить, что возможности организма не бесконечны, и при продолжении разного воздействия может наступить следующая стадия стресса.

  • Стадия истощения

По некоторым особенностям эта стадия сходна с первой стадией. Однако в этом случае мобилизация сил организма становится невозможной. Физиологические и психологические симптомы на этой стадии являются криком о помощи, и если не оказать помощь человеку на стадии истощения, то могут появиться соматические заболевания и психологические расстройства. При продолжающем действии стрессора наступает декомпенсация организма, возможны заболевания и даже смерть. Декомпенсация организма может проявляться в форме тяжелой депрессии и нервного срыва. Развитие стресса на этой стадии необратимо. Выход из стрессового состояния возможен только при врачебной помощи.

Причины стресса

Традиционно причины стресса делят на две большие группы: физиологические и психологические. К физиологическим причинам относят травмирующие действия и неблагоприятные условия среды: холод, жара, дефицит пищи и воды, травмы, угроза жизни. В современных условиях чаще всего встречаются психологические причины стресса. Выделяют эмоциональную и информационную формы стресса. Их объединяет между собой отсутствие прямой угрозы жизни и здоровью, а также длительность воздействия и невозможность естественной реакции на стресс. Непомерная рабочая нагрузка, постоянные конфликты, необходимость творческих решений, монотонный труд, высокая ответственность — все это приводит к напряжению резервов организма. В большинстве случаев психосоматические заболевания развиваются как исход психологического воздействия.

Последнее время выделяется еще одна причина стресса: загрязнение воздуха, воды и пищи. Стресс может вызвать проживание в высотных домах, постоянное пользование транспортом, большое количество электроприборов и бытовой техники, изменения ритма бодрствования и сна.

Какими бы ни были причины стресса, важно то, что стрессоры пагубно влияют на человека.

На первой стадии человек может самостоятельно справиться со стрессом, а начиная со второй, ему необходима помощь. Терапия стресса должна быть комплексной и включать в себя как лечебные мероприятия, так и психологическую помощь, а также изменение образа жизни.

При биологическом стрессе достаточно ограничить или устранить травмирующие факторы. При отсутствии длительных гормональных нарушений организм вполне справляется с восстановлением. Для устранения психологических причин необходим комплекс лечебных мероприятий.

Стресс чаще всего вызывается обычным образом жизни. Посмотрите на себя со стороны. Если вас постоянно мучает чувство тревоги, вы работаете на износ, питаетесь неправильно, спите менее 8 часов в день, что вам нужно изменение образа жизни. Вы в одном шаге от стресса.