Проскомидия о упокоении. О поминовении

Поминовение на Проскомидии (о здравии или о упокоении) — это то же самое, что и заказная записка. За поминаемого вынимается частица из просфоры и погружается в Чашу со Святыми Тайнами (Телом и Кровью Господа Иисуса Христа). Таким образом верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и отпущение грехов. О поминовении Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог. Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются. Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная). Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный». Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи. Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым по желанию прихожанина. Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») г оворит о том, что Она наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах. В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву. Панихида служится перед кануном особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком. Во многих монастырях существует особая треба поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия; не Егора, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.…

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд - представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника - Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Дискос, потир, звездица, копие, лжица

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша - потир.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части - символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть - живущие священнослужители, вторая - все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба - символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон )

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон )

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон )

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие - люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия - все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

Посмотрите видео о проскомидии

Самой важной церковной службой является обедня, или литургия, где совершается таинство причащения. Для данного обряда необходимо обязательно красное виноградное вино, а также хлеб, или просфора. Готовятся они обязательно до начала литургии особым способом. Для этого священник вместе с диаконом, облачившись в нарядные священные одежды, совершают на жертвеннике, алтаре, особые действия и читают специальные молитвы.

Можно сделать вывод: перед Литургией необходимы определенные приготовления, которые по своей природе являются очень важными. Вот именно они и называются проскомидией .

Проскомидия бывает о здравии, а также о упокоении.

Поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир – высшее поминовение в Церкви. За поминавшихся на проскомидии совершается бескровная жертва, они тоже участвуют в Литургии.

Записка

В церковной терминологии существует такое понятие, как записка на проскомидию. Что же это такое?

Перед Литургией все желающие могут подать определенное прошение, записанное на бумаге о тех людях, за которых будет молиться священник. Не раз все видели, что из кусочка хлеба, который дает священник на таинстве Евхаристии, как будто изъят кусочек. Таких дырок по всей просфоре будет ровно столько, сколько имен занесено в записку. Все эти мякиши собираются на дискосе, во время литургии они находятся рядом с Агнцем (большой просфорой), а после такие символические «души» погружаются в чашу с вином. При этом священнослужитель должен читать особую молитву.

Важно то, что в записку можно вносить имена только православных крещенных людей.

Существуют также простая и заказная записки. Сведения об этом необходимо уточнять непосредственно в самой церкви. Однако в общем, согласно простой записке, имя человека просто будет вынуто на проскомидии, согласно заказной – еще и будет звучать на молебне.

Виды записок

Существует два вида записок. Первый – может быть заказана проскомидия о здравии . Перед началом служения необходимо на специальный листок, который чаще всего будет находиться около свечного прилавка, записать имена людей, за здравие которых нужно помолиться.

По такому же документу совершается проскомидия о упокоении . Записывая имена людей, важно внимательно читать надписи сверху и не перепутать листочки. Если же необходимо заказать поминовение на проскомидии, подать записку можно еще с вечера, просто указав нужное число.

Не следует поминать в записках (требах):

Не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);

Самоубийц;

- ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас; ο убежденных атеистах и богоборцах, даже если они были крещены в Православие.


У мощей святителя Феодосия Черниговского нес послушание иеромонах Алексий (ныне он прославлен как местночтимый святой), будущий старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры. Как-то он утомился и задремал у раки. Во сне ему явился святитель Феодосий и благодарил за труды. Он просил помянуть на литургии его родителей иерея Никиту и Марию. Когда иеромонах Алексий спросил святого, как он может просить молитв священника, когда сам стоит пред престолом Божиим, святитель Феодосий ответил: «Приношение на литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов рассказывает о том, что после смерти нерадивого монаха, страдавшего сребролюбием, он повелел отслужить по усопшему 30 заупокойных литургий, а братии творить общую молитву о нем. И вот после совершения последней литургии этот монах явился своему родному брату и сказал: «Доселе брат я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете».

Людям, которые недавно стали ходить в храм, бывает сложно понять смысл церковных служб. Одним из священнодействий, вызывающих много вопросов, является проскомидия . Как она проходит, чем этот обряд отличается от простой молитвы за близких, мы рассмотрим ниже.

Проскомидия – что это?

Проскомидией называют первую часть Божественной литургии (или обедни ). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии () . Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан . Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» - от греческого «дар».

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные и заказные . Когда мы подаём обычную записку , на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

Порядок проведения проскомидии

Проскомидия проходит в алтаре скрытно от прихожан, за закрытыми Царскими вратами. Так же скрытно пришёл в наш мир Иисус Христос. В это время читаются Часы по Часослову. Перед совершением обряда читаются входные молитвы, иерей облачается в специальные одежды и омывает руки.

Приготовление Агнца

Для пекут пять просфор, что должно напомнить православным христианам о пяти хлебах, которыми Иисус Христос накормил пять тысяч человек. Это символ духовного насыщения, которое можно получить только через Спасителя. Непосредственно для таинства евхаристии используют только одну из просфор – Агнца. Как Иисус разламывал на всех учеников один хлеб, так и Агнца должно хватить на всех причащающихся.

Священник подходит к жертвеннику и вырезает из агничной просфоры четырехугольную часть, которая и зовётся Агнец (ягнёнок). В ветхозаветные времена ягнёнка приносили в жертву Богу, чтобы искупить совершённый грех. За чужие прегрешения страдало чистое, невинное, кроткое существо. Агнецом Божим назвал Иисуса Христа Иоанн Креститель, ведь Он сошёл в наш мир не жить, а умереть за нас.

Эта часть обряда символизирует одновременно рождение и смерть Спасителя. Вырезанную часть просфоры кладут на дискос, который есть одновременно ясли и гроб Господень. Священник протыкает копьём правую часть агнца, как воин проткнул копьём ребро Иисуса Христа. После этого в потир (специальную чашу) наливают вино, разбавленное водой, как символ пролитой на кресте крови.

Вынимание частиц из других просфор

Остальные просфоры на проскомидии также имеют свой смысл .

  • Вторая просфора называется Богородничной. Из неё вынимают треугольную частичку в знак поминовения Матери Божьей и кладут на дискос справа от Агнца.
  • Третья – «девятичинная». Из неё изымают девять частей, символизирующих всех святых, и кладут слева от Агнца.
  • Из четвёртой просфоры вынимают две части: одну за всех живущих священнослужителей, вторую – за здравие всех живых православных мирян. Их кладут ниже Агнца.
  • Последней священник кладёт на дискос часть, изъятую из пятой просфоры. Она символизирует поминовение всех усопших.

Теперь приходит черёд малых просфор, поданных прихожанами. Из них вынимается количество частиц, соответствующее числу имён в прилагающейся записке. Зачитываются имена, читается молитва за здравие живых и упокоение усопших. Частицы помещаются на дискос.

Все частицы, вынутые из просфор, символизируют собой Единую Церковь, земную и небесную, в центре которой находится Иисус Христос. Здесь и святые, и заблудшие, и живые, и мёртвые, пребывающие во здравии и болящие, даже забывшие о Боге, отказавшиеся от Него – все те, кто Богу не безразличен, за кого мы молимся.

Частицы по окончании Литургии опускаются в вино. Это знак того, что все, находящиеся рядом со Спасителем, будут омыты его кровью от греха и прощены.

В конце обряда на дискос устанавливают звездницу, напоминающую верующим о Вифлеемской Звезде. Дискос и потир с вином накрывают тремя полотнами, которые символизируют одновременно и пелёнки младенца Иисуса, и погребальные пелены. Конец проскомидии означает смерть Иисуса Христа, конец его земной жизни.

Иерей кадит алтарь, изображая этим благоухание ладана, принесённого волхвами в дар младенцу. Он молит Бога принять дары в виде смоченных в вине просфор, помянуть тех, кто принёс их и тех, ради кого они были преподнесены.

Затем он открывает Царские Врата, что символизирует Воскресение Господне, вхождение его в Царство Небесное и одновременно – наше спасение. Так начинается торжественная часть литургии.

В православии считается, что поминовение близких на проскомидии обладает огромной силой. Благодаря этому обряду излечиваются неизлечимо больные, обретают спасение усопшие. Однако она отличается от простой и за упокой.

Во время проскомидии на дискосе собирается вся Церковь, через кровь Иисуса Христа стираются границы между жизнью и смертью, Небесным Царством и земным. Вынимая частицу просфоры и называя имя, мы приносим в жертву Богу своих близких, как принёс себя в жертву Иисус Христос. Вместе с ним они символически умирают для грешной жизни и воскресают для жизни вечной, исцелённой, духовной. Именно для такой жизни был создан человек изначально, ещё до совершения первородного греха. Благодаря Спасителю, мы обретаем шанс снова войти в неё.

Проскомидия - это самое важное поминовение о живых и усопших.

На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год, 5 лет?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: "Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год/ 5 лет

О здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.

"О упокоении" и "О здравии" подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке.

поминальные записки всегда платные

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Р азница такого поминания только во времени - периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

СОРОКОУСТ

сорок Литургий подряд

6 месяцев

поминание о здравии / упокоении на всех литургиях в течение шести месяцев

1 год

поминание о здравии / упокоении

на всех литургиях в течение одного года

5 лет

поминание о здравии / упокоении

на всех литургиях в течение

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях - чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется "седминами и сороковинами". "Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами".

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа , совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.
В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.
После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.
Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.
Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.


«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приноси- мая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.