Роспись стен украинская тематика. Декоративное рисование «Букет в холодных тонах» (по мотивам украинской росписи). Петриковская роспись в России

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2016 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

О селе Петриковка

Живописная Петриковка была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком как зимовник. Хотя, местные жители уверены в том, что основателем села является атаман Войска Запорожского Петр Калнишевский.

не известен , CC BY-SA 3.0

Изначально Петриковка была «казенной государственной слободой» и поэтому никогда не знала крепостного гнета.

Зарождение традиции

Всё началось с домовых росписей. Вольные казачки придумали украшать яркими росписями свои белёные хаты, печи да стены внутри. Шло время, дожди смывали цветы, хату белили заново и на свежей побелке «вырастали» новые цветы и Жар-птицы, ещё краше прежних.

Татьяна Пата , CC BY-SA 3.0

Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, где жители могли продавать свои изделия. Это также способствовало развитию народного искусства.

Сюжеты

Петриковка была своеобразным культурным и общественным центром. Каждая хозяйка стремилась украсить своё жильё оригинальным рисунком, который выделил бы её хату на фоне других.

Александра Пикуш, фабрика петриковской росписи , CC BY-SA 3.0

Чем живописней и нарядней было убранство двора и хаты, тем благополучней и успешней считалась семья. Долгими зимними вечерами задумывались и подготавливались эскизы.

Роспись наносили на колодцы, посуду, домашнюю мебель. Рисовали птиц и цветы, разнообразием которых богат здешний край, по контуру наружных стен хаты пускали так называемые «бегунки», на потолке рисовались «малёвки».

Галина Назаренко , CC BY-SA 3.0

Очень популярным стало рисовать калину, «цыбульки», петухов, кукушек и сказочных жар-птиц, которые давали полёт фантазии при своём написании. Ещё рисовали фрукты и овощи, колоски и траву.

Конечно расписывали и домашнюю утварь - сундуки, народные инструменты, сеялки, сани, особенно развилась декоративная роспись по дереву, подлаковая роспись, надглазурная и подглазурная роспись фарфора. Постепенно была воссоздана технология росписи стекла, современные мастера расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи.

Развитие

Свое развитие роспись получила благодаря одарённости жителей села Петриковка - сельского учителя Стативы Александра Федосеевича (1898-1966). Он стал организатором Петриковской школы декоративного рисования (1936-1941 годы), в которой преподавала Т. А. Пата и её дочь Векла Кучеренко.

Наталья Статива-Жарко , CC BY-SA 3.0

Большой вклад в развитие росписи внесли заслуженные мастера народного творчества УССР и всех их многочисленных учеников, деятельность которых и привела к возрождению и всестороннему развитию этого искусства.

Роспись сегодня

Постепенно роспись стала настолько популярна, что была организована фабрика «Петриковская роспись». Художественная продукция её стала очень популярна в разных странах, особенно в России.

не известен , CC BY-SA 3.0

Фабрика работала до 2004 года там была художественная мастерская на 90 рабочих мест и творческая мастерская для 10 мастеров, при фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.

В 2004 году, 16 апреля, фабрика «Петриковская роспись» обанкротилась и прекратила свою работу.

В июле 2011 года фабрика Петриковской художественной росписи была уничтожена, имущество и оборудование снято и вывезено.

Сегодня работает Центр народного творчества «Петриковка» (в нём трудятся около 40 мастеров), работают предприятия серийно выпускающие сувенирную продукцию с петриковской росписью в Киеве, Днепропетровске.

Марфа Тимченко , CC BY-SA 3.0

Многие мастера в Петриковке работают в собственных, домашних мастерских, реализуют свою продукцию в художественных салонах, сувенирных магазинах, на фестивалях, ярмарках, обучают членов своих семей и всех желающих, либо преподают в школах и студиях, участвуют в официальных государственных мероприятиях.

Николай Самокиш , CC BY-SA 3.0

В Петриковке работает детская художественная школа им. Т. А. Паты, районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства, собрания петриковской росписи хранятся в краеведческих, исторических и художественных музеях на Украине и за её пределами организуются кружки петриковской росписи, проводятся выставки.

Роман Иванович , CC BY-SA 3.0

Традиции предков сохраняют люди, с детства впитавшие их, но по обстоятельствам проживающие далеко от родных мест. Об этом говорят работы самобытной художницы из Беларуси.

Фотогалерея












Полезная информация

Петриковская роспись, «петриковка»
укр. «петриківка»

Всемирная известность

Петриковская роспись - всемирно известный художественный промысел, декоративно-орнаментальная народная живопись, образцы которой были найдены на территории современной Днепропетровской области Украины и стали известны благодаря работе Д. И. Яворницкого, Е. К. Эвенбах.

Развивалась в виде настенной живописи, а затем, в начале XX столетия, в связи с возросшим спросом на настенную роспись стали делать бумажные «малёвки» для оформления интерьера, декора предметов быта. Сформировалась как самостоятельный вид станковой декоративной графики и широко распространилась как самостоятельная художественная школа.

Общие традиции

Было время, когда славянские народы особо не делились по «пограничному принципу». Поэтому и сложилось много общих традиций.

Дом, как и одежду, украшали узорами. Роспись на доме и внутри его выполняла функцию украшения, оберега, молитвы к Богу.

Традиция домовой росписи существовала не только на Украине. В России она бытовала на Урале, Алтае, в Сибири, Вологодской области. Недавно был найден расписанный дом в Саратовской области (в с. Поповка Хвалынского района).

Петриковская роспись в России

Эту яркую роспись легко можно встретить в различных уголках большой России. Существуют курсы, обучающие росписи в этом стиле, о Петриковской росписи рассказывают студентам наряду с другими видами декоративно-прикладного искусства.

Выпускаются детские наборы из серии «Сделай сам» и книжки-раскраски, где в основу положено знакомство с яркой и самобытной Петриковской росписью.

Петриковская роспись в списке ЮНЕСКО

5 декабря 2013 года ЮНЕСКО приняло решение о включении Петриковской росписи в Список нематериального культурного наследия человечества.

Выставки «петриковки» в последние годы проводились в Европарламенте, а также в странах Евросоюза и Азии.

Символика в росписи

Народное искусство всегда символично. Символичны и многие мотивы петриковской орнаментики. Например, красные ягоды калины означают девичью красу, кукушка предсказывает, сколько предстоит прожить лет, петух знаменует наступление нового дня.

Краски тоже обладают символическим значением: теплые – красные,
оранжевые, желтые – передают радость бытия, а холодные – синие, фиолетовые, голубые – грусть, печаль,
задумчивость.

Чем расписывают

Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко. Ей присуще большое разнообразие колористических и композиционных решений, применяемых материалов и техник.

Может быть выполнена цветными глинами, растительными красителями, анилиновыми, масляными, акварельными, акриловыми красками, темперами, гуашью, с добавлением яичного желтка, молока, спирта, самодельными (особенно из кошачьей шерсти) и фабричными кисточками, а также пальцами, пипетками, камышовыми палочками, на светлом, цветном или чёрном фоне, часто у каждого мастера собственный почерк, подход к стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи.

Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи


Декоративная роспись - это один из видов декоративно-прикладного искусства, которое предусматривает сюжетные изображения и орнаменты, которые создаются средствами живописи на стенах и других частях архитектурных сооружений, а также на предметах быта. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.
Произведения декоративной росписи выполняют масляными, темперными, гуашевыми, акварельными красками и керамическими красителями с дальнейшим выжиганием в керамических печах.
Декоративная роспись является традиционными видом искусства, который издавна распространен в Украине. Он и в наши дни занимает видное место в творчестве народных художников.
Еще во времена расцвета Киевской Руси народные мастера украшали декоративной росписью интерьеры и экстерьеры зданий, домов, жилья князей и знати, предметы домашнего употребления, детские игрушки, оружие, музыкальные инструменты и т.п..
На протяжении многих столетий в разных регионах Украины формировались местные школы декоративной росписи со своим характером выполнения орнаментальных мотивов, большей частью растительных: цветов, деревьев, стеблей, плодов и.т.п. Немало мастеров рисуют в своих композициях зверей, птиц, людей, пейзажи и сложные композиции, в которых разные орнаментальные мотивы объединяются с изображением животных и людей. Звери, птицы, растения, цветы изображаются своеобразными: как реальными, так и родившимися творческим воображением и фантазией народных художников.

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК УКРАИНЫ - МАРИЯ ПРИМАЧЕНКО.
«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле...»

Мария Примаченко

Среди большого числа известных украинских народных художников в особенности яркой звездой вспыхнул талант народной художницы Украины, лауреата государственной премии имени Т. Г. Шевченко - Мари Примаченко. А жила и создавала Мария Примаченко в селе Болотня, что расположенное неподалеку от Киева. Ее композиции декоративные и оригинальные.

Орнаментальность - первооснова народного декоративного искусства, а симметрия в ней - закономерность организации цветных пятен и масс. У Марии Примаченко и композиция, и цвет несут глубокую содержательную нагрузку. В изображении цветов прослеживается неразрывная связь Марии Примаченко с народным воображением о добре и красоте в народном фольклоре.
Земля - сад, огород, поле сплошь покрытые замечательными цветами и плодами - это "Райские кусты": вечный образ счастья и мира. В своих цветах она идет от крестьянских вышивок, ковров, декоративной живописи "малевок". С ними ее картины-панно роднит также принцип строгой симметрии, повторение орнаментальных форм. В основе композиционных схем - неразрывный синтез декоративного и изобразительного, что свойственно и народному творчеству, и живописи МАРИИ ПРИМАЧЕНКО.
Большие синие астры в красном цвете воспринимаются торжественно и вместе с тем обыденно; белые, обведенные розовой краской, цветы в желтом горшке на синем фоне - это изысканность с признаками лиризма, сюжет с темно-красными георгинами в синем горшке на оранжевом фоне, подобно органной музыке, вызывает звуковые ассоциации торжественности и праздничности. Живопись цветов фантастически богата, в их изображении талант М. Примаченко излучает высшую правду искусства, фантазии.
Всю свою жизнь М. Примаченко рисовала, кроме цветов, еще зверей, рыб, птиц. Если бы собрать их вместе, то образовался бы большой, овеянной мечтой, замечательный сказочный мир. Осматривая созданный художницей мир зверей, ощущаешь ее внутреннюю целостность, соразмерность, завершенность. Примаченко населила мир домашними животными и лесными жителями, небесными птицами, болотными животными, океанской рыбой; зверями добрыми и улыбающимися, ласковыми и злыми, хищными, страшными; зверями, которые живут на Полесье, в далекой Африке ли в Киевском зоопарке; увиденными в книжке и родившимися воображением. Существуют они вместе в едином, нераздельном пространстве творческой фантазии художницы: смеясь и плача, дружа и враждуя, они образовывают многоликую, но гармоническую целостность, в которой уравновешенные добро и зло, красота и уродство, реальность и фантастичность, мир животных и мир людей.

(Сороки – белобоки» (1967)

«Подсолнухи» (1967)

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК - ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР.
Совсем другой мы видим у народной художницы Екатерину Билокур. Она рисовала масляными красками, но ее живопись матовая, краски не блестят, мазки мелкие, часто проступает холст, фон чистый, цвет синий или голубой.
Подрамник Екатерина Билокур использовала один для многих картин, холст закрепляла шпагатом. После окончания работы художница снимала картину, а на ее м
есто крепила другой холст. Этот прием аналогичный креплению холста у вышивальщиц. Эти приемы работы свидетельствуют о тесной связи методов работы художницы и вышивальщиц, которые формировалось на протяжении столетий. Основное у Екатерины Билокур - это хлеб и цветы. Цветы, изображенные в венке, растут от весны к глубокой осени. На картинах художницы сосуществуют насекомые, птицы, деревья, цветы, фрукты, овощи, хлеб и немало другого. Все растительное царство живое, динамическое. Колос, цветы, фрукты, овощи - это не просто объекты отображения, а растительные символы, образы жизни. Немало композиций традиционно симметричные, что является характерной особенностью древнего народного и прикладного искусства. Но симметрия эта своеобразная - она проходит большей частью по диагонали, ее правая часть не всегда повторяет левую. Другая характерная особенность в творчества художницы связанная с архаичностью. В центре многих картин, на самом видном месте изображены хлеб, зерно, пшеничные колоски. Одна из ее картин так и называется "Царь-колос". Е. Билокур, кроме масла, рисовала и акварелью. Правда, по ее собственному определению, это была живопись для нее менее любимый и желательный. Как известно из высказываний художницы, людей рисовать она любила меньшее, чем цветы, а пейзажи, выполненные акварелью, находятся на периферии ее творчества. Как определяют ведущие специалисты по изобразительному искусству, наилучшими в творчества Е. Билокур являются цветы и плоды, которые оживают на холсте, так как наделенные трепетным колоритом, в котором мирно сосуществуют все цвета радуги. Как вспоминают очевидцы, художница брала каждый цветок, растеньице, ставила их в стакан с водой и рисовала с натуры. В ее картинах нет перспективного изображения предметов, а есть динамичность, которая сближает ее произведения с давним искусством иконописи. Все элементы на картинах Билокур идеально нарисованны с мельчайшими деталями: прожилками листочков, стеблей, тычинок цветов. И хотя количество элементов -- цветов, растений, листков, овощей, фруктов - впечатляющая, композиция не распадается, а держится вместе, оставляя впечатления завершенного, замкнутого мира, при этом ни одна деталь картины не теряется, а наоборот, выигрывает среди себе подобных. Рисовала Екатерина Билокур тоненькими кисточками, часто самодельными, В отличие от всех профессионалов, которые рисовало от больших, общих цветных пятен к мелким деталям, художница делала все наоборот: от маленьких деталей - к целому, общему, законченному произведению. Художница тоненькой кисточкой, будто иглой, рисовала цветок к цветку, пока вся картина не была завершенной. Эта техника подобна украинской вышивке, если деталь к детали, цветок к цветку - постепенно рождается завершенное произведение. Живопись Екатерины Билокур - это будто вышивка масляными красками на холсте. Украинская народная вышивка венчает собою весь продолжительный процесс от выращивания лена к тканью холста и вышивание. В давность женщины своими силами сеяли лен, присматривали его, снимали волокно, изготовляли нити, ткали холст, отбеливали его, а завершением этого процесса было вышивание. Е. Билокур, за ее собственным признанием, пряла, ткала, белила и вышивала также. Существует глубокая родственность между живописью Е. Билокур и вышивкой. Если у художницы композиция разрасталась и выходила за пределы рамы, она совершала довольно своеобразно: снимала холст и дошивала к нему дополнительный, не грунтований кусок, делала это грубыми нитями, не маскируя шва. Таких работ у Екатерины Билокур есть несколько.
Для Е. Билокур холст - это материал, к которого можно дошивать дополнительные куски ткани в неограниченном количестве. ее живопись венчает и раскрывает идею холста как вышивки народных мастеров, как современных, так и тех, что жили и создавали много веков поэтому. Таким образом, в масляной живописи гениальной художницы происходит внутренняя связь между объектами отображения и средствами отображение, плоскостью, на которой все творится, и красками. Выявление этих связей разрешает проследить виток творчества в народных традициях, которые своим корнем достигают глубокой давности.

ПАРАСКА ХОМА - ХУДОЖНИЦА С ИВАНО-ФРАНКОВЩИНЫ

В западных областях Украины народная живопись не приобрела такого распространения, как в центральной и южной Украине. Но сюжетно-декоративное рисование Прасковьи Хомы - художницы с Ивано-Франковщины - обозначенно высоким профессиональным уровнем художественного мастерства, яркой творческой индивидуальностью автора.
Процесс формирования творческой индивидуальности П.Хомы был сложным и продолжительным. С детства она восхищалась рисованием и вышивкой. Вышивкой Прасковья Хома разукрашивала бытовые вещи и одежда. Первые ее самостоятельные рисунки увидели мир в 1968 году. Это такие творческие композиции, как "Золотое лето", "Поля", "Солнце всходит" и т.п..
Художница живёт в селе, работает в поле, и потому одной из основ ее творчества является ежедневное общение с природой, людьми и другими источниками, которые питают творческое воображение художницы, - народными пересказами, легендами, песнями, на которые так богата Гуцульщина, Свои композиции П. Хома объединяет в серии, которые состоят из 10-15 малёвок и раскрывают определенный замысел автора. Изображая окружающий мир, художница не идет путем натуралистического копирования, она свободно и творчески осмысливает натуру, достигая символической образ-ности, большой художественной выразительности. Поэтическое творчество на-рода, история родного края, не раз вдохновляла Прасковью Хому на создание оригинальных сюжетных произведений.
Такой является ее "Бондаривна". Композиция произведения выполненная в виде венка, внутри которого изображенная девушка-крестьянка в национальной одежде Покутья XVIII ст. Творчество Прасковьи Хомы следует рассматривать как интерпретацию современности, выраженную персонификацией изображаемых цветов, композиционным порядком малёвок, символикой цветов. Синтез реального мира и оптимистичной народной символики помогает автору раскрыть заложенное в произведении содержание. Примером этого могут служить композиции "Новогодняя фантазия", "Жар-птица", "Георгины", "Папоротник цветет". В особенности интересное последнее произведение. Радость бытия, творческой работы ощущаются в мажорном звучании красно-вишневого цвета фона. В большинства малёвок мастерица придерживает традиционной для украинской народной живописи композиционной схемы вазона ("Цветы в корзине", "Гвоздики в вазоне", "Ромашки") или дерева жизни ("Гвоздики в венке", "Цветы в солнечный день"), но есть и композиции, подчиненные теме движения. Многочисленная группа листьев воссоздает сюжеты известных в народе песен, сказок, поэтических произведений. Сюда относятся такие композиции, как "Соловьиная песня", "Бархатцы", "Ой вербиченько", "Любисток", "Лесная песня". Для них, как и для большинства произведений народного искусства, характерна свободная симметрия, композиционная уравновешенность, которая достигается ритмическим чередованием цветов. Живопись художницы глубоко народна и вместе с тем ярко индивидуальный. Рисует П.Хома акварельными красками, иногда использует зеленую тушь, разбавленную гуашью. Сначала она делает карандашом набросок всей малёвки, а после выполняет ее в цвету. Характер композиции, величина цветов, их форма и цвет раскрывается автором в зависимости от темы произведения. Мастерица делает это виртуозно и быстро, поэтому складывается впечатление, будто у нее в памяти вызрел готовый эскиз всего рисунка, продуманный к наименьшим деталям, которые она механически воссоздает на бумаге.

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА - СЕСТРЫ ИРИНА И СОФИЯ ГОМЕНЮК

Знакомясь с уманской росписью, следует отметить прежде всего народных мастеров - сестер Ирину и Софью Гоменюк, которые являются яркими представителями этого вида народного искусства. Мастерицы ощутили, выстрадали и отобразили в своих произведениях, любая по-своему, ту совершенную эстетичную гармонию, которая никогда не бывает в природе. Такие произведения И. Гоменюк, как "Степные маки" и "Степной сорняк" - наиболее характерные для уманской народной росписи. Здесь свое видение природы и свое художественное звучание. Довольно свободная компановка на плоскости элементов (цветов, листков, стеблей и т.п.), отсутствие строгой симметрии, характерный ритм элементов, которые создают впечатление, что стебли сорняка на картине "Степной сорняк" свободно движутся под дыханием ветра. В другой картине "Степные маки", по характеру более статичной в центральной части, также присутствует динамика, в особенности в правом и левом верхнем крае. Элементы росписи большей частью направленные вверх, создают определенный ритм, который характерный для всей картины.

Цвета росписи насыщены, яркие, сочные.

ФЕДОР ПАНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕТРИКОВСКОЙ ШКОЛЫ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

Главным центром украинской декоративной живописи, где сложилась своя школа, является село Петриковка на Днепропетровщине. Рисунки петриковских мастериц и мастеров - это импровизации выполнены легко и виртуозно, преимущественно на белом фоне. Художники используют самодельные кисти, анилиновые, акварельные, темперные или гуашевые краски, разбавленные на яичном желтке. Петриковская роспись широко известна не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
В чем же основные приемы выполнения рисунка и средства, благодаря которым достигается эмоциональная выразительность этих произведений? Выдающийся композиционный принцип любого произведения - организация пространства. Относительно петриковской росписи, следует подчеркнуть, что именно организация пространства играет здесь главную роль, но ни в одном случае не механическое заполнение его. В произведениях лучших мастеров петриковской росписи белый фон приобретает содержательность и активность. Он трактуется как одно из средств художественной выразительности, значение которого далеко не ограничивается функцией подсвечивания краски и усиление ее формы и звучности. Этот белый цвет, в котором стебли и листья, цветы и бутоны именно "прозревают", а не просто нанизываются на условную линию схемы. Отсюда и эта удивительная техническая упругость "вазонов", "бегунков", "букетов", которые как бы излучают жизненную силу, без какого-либо натурализма выражая своей красотой глубокие идеи постоянного движения природы, суть вечных процессов воспроизведения. Композициям классической петриковской росписи присуща равновесная масштабность мотивов относительно соседних элементов и целого листа, четкий ладовый интервал (а не постепенная, едва заметная растяжка) в нарастании размеров отдельных элементов, которая напоминает аккордовые созвучия в народной диатонической музыке. Важная роль принадлежит гармоническому контрасту. Острое чередуется с округлым, прямая линия - с волнистой, большие элементы - с мелкими и т.п., основные краски спектра сопоставляются с дополнительными.
Так, главная цветовая гамма классической петриковской росписи - красно-зеленая, а побочная - желто-синяя. Средства выразительности очень лаконич-ные, зато используются они в полную силу. Лишь из двух-трех первоэлементов (линия, оттиск, пятно) получается многообразие мотивов, хотя в каждой отдельной работе их количество также ограничено. И живая импровизация дает бесчисленное количество вариантов. Одним из ярчайший представителей прославленной петриковской декоративной росписи есть Федор Панко - художник талантливый и самобытный. Родился он в селе Петрикивка. С детства художник наблюдал красоту южной степи и обворожительность и неповторимость народного искусства росписи. Подробно изучив традиционную петриковскую роспись, мастер не ограничился лишь традиционными элементами, он пристально изучает в натуре разнообразные растения и цветы и создает новые орнаментальные мотивы: колоски разных злаков, цветы подсолнуха, горох, хмель, пушистую головку одуванчика и т.п.. Беря из натуры формы реальных птиц - павлина, петуха или фазана, он иногда объединяет отдельные элементы и создает образ сказочной жар-птицы. Художник восхищается скромной и незаметной серой кукушкой и часто рисует ее на веточке с ягодами красной калины - символом девичьей красоты.
О способности автора изобразительными средствами создавать сложные психологические сюжеты проговаривает серия живописных панно, выполненных темперой на картоне, объединенных общей темой "Легенда про петриковскую вишню". Интересно проследить, как удачно осуществляет свой замысел художник, используя эмоциональное влияние цветов в этой серии. Они то гармонично спокойные, тональные в сцене свидания влюбленных, то тревожные, контрастные в картине, посвященной годам тяжелого времени. А на последнем, заключительном панно серии, на синем, спокойно-величественном фоне неба изображена бело-красная петриковская вишня, выросшая на могиле влюбленных. Она стоит, будто древнее дерево жизни, будто символ победы над смертью. Такое образное освещение темы - безусловно, новое явление в искусстве петриковцев.
Интересным явлением в творчества художника является разнообразие деревянной посуды, росписью которого он продолжил традиции старинного петриковского искусства и вместе с тем стал новым и современным. Это тарелки, декорированные орнаментом, ложки, блюдо с писанками и т.п.. Следует заметить интересные технические поиски мастера в этой области: Здесь имеет место и подлаковая роспись, и роспись темперой без лака, и специальный лак для столовой посуды. Со временем Федор Панко все большее восхищался творчеством Тараса Шевченко, Олеся Гончара, украинскими песнями, легендами, фольклором. Он выполнил два портрета Т.Шевченко: на первом изобразил Великого Кобзаря в шапке и кожухе на фоне красных цветов, а на второй - в вышитой рубашке среди расцветших подсолнухов. Панно "Гайдамак" написано в красной гамме на фоне красного дерева. В холодной зеленоватой тональности выполненное панно "Ревет и стонет Днепр широкий" - своеобразный образец декоративного жанра. Интересным своей пластичностью и ритмикой является декоративное панно "Журавли и подсолнухи".
В лирическом ключе раскрыты поэтические образы женщин из поэмы Кобзаря "Лилея" и "Тополь". Портретами Т.Шевченко, органически связанными с цветочным орнаментом, мастер украсил декоративную вазу и тарелку из дерева. Несколько декоративных ваз Федор Панко расписал по сюжетами Шевченкових стихов - "Течет вода из-под явора", "Сычи в роще перекликались" и т.п.. Даже бандуру художник расписал по любимым сюжетом многих поэтических произведений Т. Шевченко - "Кукушки на калине". Ф. Панко попробовал использовать петриковскую роспись для оформления интерьеров, а также других архитектурных сооружений.





ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ТАТЬЯНА ПАТА, ЕЕ УЧЕНИКИ


Самым известным мастером из числа представителей старшего поколения была Татьяна Акимовна Пата (1884 - 1976). С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты, изготавливать мальовки, панно, рисованные ковры. В 19 лет она вышла замуж, но через 11 лет, в 1914 году, ее муж погиб на фронте, оставив вдову с 4-мя маленькими детьми. Тяжелая доля досталась художнице:войны, голодоморы, борьба с бедностью.
Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан, а также по всей Украине и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества. Среди других мастериц старшего поколения манера росписи Татьяны Паты отличалась живописностью, новациями, поэтичностью в создании образов растительных композиций.
Целую плеяду мастеров декоративной росписи, с творческой деятельностью которых связан новый этап развития народного искусства Украины, воспитала заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата. Она обогатила традиционный петрикивский орнамент новыми оригинальными композициями и своеобразным колористичним решением. К когорте ее учеников принадлежат народный художник Марфа Тимченко, заслуженный мастер народного творчества Федор Панко, Вера Павленко, Галина Павленко-Черниченко. Каждый из них принес свой почерк, свое творческое кредо. Жизнерадостность, красота и лиризм, художественная выразительность характеризует произведения мастеров Киевщины Анни Собачко-Шостак, Прасковьи Власенко. Для творчества Анни Собачко-Шостак характерная неисчерпаемая фантазия при создании сложных орнаментальных композиций, в которых среди роскошных цветов изображенные птицы, рыбы, фантастические существа,

которые органически вплетенные в растительный орнамент.

А спорим, вы почти ничего не знаете об украинской национальной декоративной росписи? А ведь некоторые виды известны далеко за пределами нашей страны. Предлагаем вам расширить свой кругозор и, возможно, открыть для себя что-то новое.

Косовская роспись

Родилась в украинских Карпатах, в городе Косов, Ивано-Франковской области. Стремительное развитие соледобывающей промышленности стимулировало появление и разных видов декоративного ремесла в этом регионе. В частности керамики и декоративной росписи. На изделиях в стиле народного примитивизма можно найти растительные мотивы; изображения птиц, зверей и другие традиционные рисунки. Характерные цвета для этого вида росписи белый, зеленый и охра.

Изделия с Косовской росписью можно приобрести, побывав в туре , а также других поездках, которые следуют через сувенирные рынки в городе Косов и Яремче.

Петриковская роспись

Начинала свой "путь" в качестве настенной живописи на стенах домов поселка Петриковка, что в Днепропетровской области. Основа Петриковской росписи – растительный орнамент в стиле украинского барокко. До своего банкротства в поселке работала и одноименная фабрика, которая к сожалению, прекратила существование в 2004 году. Но, несмотря на это, в 2013 году Министерство культуры Украины включило Петриковскую роспись в перечень объектов нематериального культурного наследия Украины. Сегодня в Петриковке можно посетить Центр народного искусства «Петриковка» и музей, в фондах которого насчитывается около 2500 предметов искусства. Регулярно проводятся мастер-классы и экскурсии.

Если вы хотите приобрести изделия с Петриковской росписью, отправляйтесь в тур .

Опошнянская роспись

Родом из Полтавской области. Известна Опошнянская керамика еще с XVII века. Опошнянские орнаменты отличаются особой жизнерадостностью и яркостью. В рисунке обязательно присутствует огибающая линия, изделия покрываются ангобом (специальным глиняным слоем). На поверхностях изделий рисуются ягоды, листья, каракули (кривульки), цветы, бабочки, сердечки, ветки и другие. Опошнянская роспись была также включена в перечень бъектов нематериального культурного наследия Украины.

Приобрести керамические изделия можно в туре .

Бубновская роспись

Может быть более известна под кодовым названием "Бубновская керамика". Этот вид декоративного искусства был распространен в Винницкой области, в городе Гайсин. По сравнению с вышеупомянутыми художественными ремеслами, Бубновская роспись имеет печальную судьбу. После смерти основных ее «идеологов» братьев Герасименко, она постепенно теряет свою популярность. И сегодня о ней знают не многие. Увидеть экспозицию Бубновской керамики можно в Музее-усадьбе братьев Герасименко (с. Новоселовка, Винницкой области). Среди других видов росписи ее отличают растительные диковинные орнаменты и желто-коричневые, белые, голубые и серые приглушенные цвета.