Виды рекреационных комплексов. Научная электронная библиотека Управление развитием туристско рекреационного комплекса

Наличие на территории Иркутской области уникальных природно-рекреационных ресурсов, включающих, в первую очередь, озеро Байкал, значительный культурно-исторический потенциал, наличие туристской инфраструктуры и туристских кадров, более чем 50-летний опыт приема туристов являются базовыми условиями для развития туристско-рекреационной сферы в регионе.

В 2015 году в Иркутской области осуществляло деятельность 88 туроператоров и 245 турагентств, 219 гостиниц (из них 70 – в городе Иркутске), 30 лечебно-оздоровительных организаций, 165 домов отдыха, баз отдыха и турбаз. По итогам 2015 года общий турпоток в Иркутской области, по сравнению с 2014 годом, вырос на 8% и составил 1 411,5 тыс. человек, в том числе количество иностранных туристов, посетивших Иркутскую область в 2015 году, составило 128,8 тыс. человек.

Цивилизованное поэтапное закрытие ОАО «БЦБК», проведение рекультивации накопленных промышленных отходов и санация территории, реализация в Иркутской области проекта по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Ворота Байкала» создают все необходимые предпосылки для развития туризма на оз. Байкал.

ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» в Иркутской области была создана постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля
2007 года № 72. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 2 346,9 га. Приоритетными направлениями развития являются деловой, спортивный, экскурсионный, лечебно-оздоровительный, событийный, водный и круизный туризм.

8 сентября 2010 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 692 «Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области», которое предусматривает создание ОЭЗ ТРТ на территории муниципального образования Слюдянский район (горнолыжный курорт «Гора Соболиная» и местность «Мангутай»).



Первый этап проекта создания ОЭЗ ТРТ на территории Иркутской области реализуется на участке «Гора Соболиная» муниципального образования Слюдянский район. Общий объем государственных вложений на создание ОЭЗ ТРТ на участке «Гора Соболиная» – 2,25 млрд. руб., расходование осуществляется в соответствии с установленными соглашением сторон пропорциями: 1,126 млрд. руб. (50 %) – за счет средств федерального бюджета и 1,126 млрд. руб. (50 %) – за счет средств областного бюджета.

В настоящее время резидентами особой экономической зоны являются – ООО БГК «Гора Соболиная» (создание центра туризма на базе горнолыжного курорта), ООО «Илим Байкал» (создание туристического комплекса), ООО «Байкал Аква» (проект строительства и эксплуатации туристско-рекреационного комплекса), ООО «Гринвальд-Байкал» и ООО «Уют +».

В рамках развития ОЭЗ ТРТ планируется построить необходимые объекты инфраструктуры, включая эксплуатационно-технические базы, сети водопровода, бытовой канализации, теплоснабжения, электроснабжения, внутриплощадочные информационно-коммуникационные сети и сети информационно-вычислительной связи.

Помимо особой экономической зоны, развитие туристско-рекреационного комплекса осуществляется и на других привлекательных для туристов территориях – город Иркутск, районы: Иркутский, Слюдянский, Ольхонский.

Иркутск – один из старейших городов за Уралом, образованный в 1661 году. Это город-музей, в котором соседствуют уникальные памятники деревянного и церковного зодчества XVII-XIX вв. с редчайшими памятниками археологии эпохи неолита – бронзового века (8-2 тыс. лет до н.э.). В 1998 году центр города включен Комиссией по России по делам ЮНЕСКО в «Предварительный список всемирного наследия по Российской Федерации», как уникальный градостроительный комплекс памятников археологии, истории, архитектуры.

Город является «входными воротами Байкала», более 80 % туристов, посещающих озеро Байкал, прилетают в Иркутск. Город расположен на кратчайших международных транзитных коридорах, связывающих Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Иркутск - ядро формируемой городской агломерации «Байкальский луч». Здесь самая высокая плотность населения (2185 чел./км2, в среднем по поселениям Иркутского района – 8 чел./км2) и наиболее густая сеть дорог, комплексная транспортная система с едиными аэропортом, железнодорожным узлом-терминалом, речным портом-терминалом.

Рекреационный потенциал Иркутского района один из самых высоких в области (1818,1 тыс. чел./дней). Географически выгодное положение п. Листвянка (ближайшая точка прибытия туристов на Байкал) обуславливает необходимость развития данной территории как «визитной карточки» Иркутской области и центра делового туризма на Байкале. Перспективы района связаны с развитием зимних и летних активных видов отдыха, физкультурно-оздоровительных и досуговых программ, познавательного, делового и экологического туризма, а также с перепрофилированием участка особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в п. Большое Голоустное под создание детского международного туристического лагеря «Байкал».

Высокую рекреационную привлекательность Слюдянского района создают озеро Байкал, склоны Хамар-Дабана, памятник инженерного искусства – Кругобайкальская железная дорога, благоприятные климатические условия и значительное количество солнечных дней. Всего на территории Слюдянского района выделено 8 зон туристской активности. Из них опорными являются следующие: Байкальская (Солзан –Утулик), Слюдянская (Сухой ручей – Култук), Новоснежная - Мурино, Кругобайкальская (Култук – порт Байкал), Мангутай. Второстепенные зоны: Быстринская (Быстрая –Тибельти), Пик Черского (Долина реки Слюдянка-метеостанция), отроги Хамар – Дабана.

Перспективы территории связаны с развитием курортно - оздоровительного и водноспортивного, культурно-исторического, экологического, гастрономического видов туризма. А также имеется потенциал по развитию агротуризма, экстремального и паломнического туризма в связи с развернутым строительством монастырского комплекса в Култуке, Быстрой и Тибельти.

Ольхонский район является одним из самых благоприятных районов для развития туристско-рекреационной деятельности в Иркутской области. Перспективы туризма в районе связаны с использованием и развитием природно - ресурсного потенциала Курминского и Бугульдейского направлений, что позволит более равномерно распределить туристический поток по территории Ольхонского района, развитием этно и эко туризма, сельского и событийного туризма.

Развитие туристско-рекреационного комплекса на прибайкальских территориях запланировано в рамках реализации проекта по созданию туристско-рекреационного кластера «Байкальское созвездие». Концепция предполагает строительство и реконструкцию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, повышение взаимосвязи региональных рекреационных зон с областным центром по основным магистралям движения туристских потоков: г. Иркутск – пос. Листвянка – КБЖД – пос. Выдрино (Республика Бурятия), г. Иркутск – пос. Еланцы – о. Ольхон, г. Иркутск – пос. Большое Голоустное, г. Иркутск – г. Байкальск – пос. Аршан, п. Монды (Республика Бурятия) – п. Ханх (Монголия).

Туристско-рекреационный кластер «Байкальское созвездие» выступит в роли экономической точки роста для населенных пунктов прибайкальской территории, позволит значительно расширить туристские потоки между Россией, Монголией и Китаем (в рамках международных туристских маршрутов «Великий Чайный путь» и «Байкал-Хубсугул», «Восточное кольцо»), а также свяжет единым туристским продуктом Иркутскую область и Республику Бурятия, а также особые экономические зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» (Иркутская область) и «Байкальская гавань» (Республика Бурятия).

Развитие туризма на оз. Байкал невозможно без организации системы водных туристских маршрутов и создания соответствующей инфраструктуры (развитие современного наливного флота и судосборочных и судоремонтных производств, строительство причальных сооружений в местах отдыха туристов и инфраструктуры для сбора хозяйственно-бытовых и подсланевых вод с маломерных судов).

Формирование туристско-рекреационного комплекса на базе Байкальской природной территории непосредственно связано также с развитием научно-исследовательского комплекса и разработкой экологически чистых технологий. Уникальность озера Байкал способствует росту интереса к нему со стороны ведущих мировых ученых и исследователей, что определяет перспективы развития научно-познавательного и экологического туризма и создания крупного научно-исследовательского комплекса (п. Листвянка, Иркутский район), который будет заниматься исследованиями оз. Байкал, разработкой экологически чистых технологий.

Необходимо отметить, что туристские ресурсы в Иркутской области сосредоточены не только на территориях, прилегающих к озеру Байкал, но и в других районах области: северных территориях (Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский районы), восточных территориях (Казачинско-Ленский и Бодайбинский районы), Усть-Ордынском Бурятском округе («Золотые пески» Братского моря), Тофалария (Нижнеудинский район), что закреплено в Схеме территориального развития Иркутской области.

В Иркутской области расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн хлоридных натриевых вод, разведано около 300 источников и скважин с лечебной водой, имеется 7 крупных грязевых озер с иловыми, сапропелевыми и торфяными пелоидами. В связи с этим целесообразно также предусмотреть развитие санаторно-курортного направления по созданию в регионе лечебно-оздоровительных комплексов и санаториев.

Основными задачами развития туризма являются:

Развитие и модернизация существующей базовой и туристской инфраструктуры, формирование и развитие на территории области туристско-рекреационных кластеров;

Развитие государственно-частного партнерства и привлечение инвесторов в туристическую отрасль Иркутской области путем комплексного подхода в создании для них комфортных условий ведения бизнеса в разных областях (законодательство, налогообложение, земельные вопросы, инфраструктура);

Создание комфортной и доступной туристской среды, повышение качества туристических услуг;

Формирование комплексных туристических продуктов с максимальным использованием туристско-рекреационного потенциала региона;

Формирование положительного туристского имиджа региона, формирование и продвижение межрегионального бренда «Байкал» и турвозможностей региона на мировой туристский рынок;

Поддержка и развитие санаторно-курортного комплекса;

Развитие всесезонного туризма на территории Иркутской области.

Рассматривается категория «рекреационно-туристский комплекс» относительно региональной системы управления. Сложность данной категории обусловлена включением в нее двух составляющих - туризма и территории. В работе раскрываются основные понятия, характеристики, виды и причины возникновения рекреационно-туристских комплексов.

Туризм сегодня - один из самых прибыльных видов бизнеса в мире после экспорта нефти и автомобилей. В связи с этим задача эффективного управления туристско-рекреационной сферой в России становится в настоящий момент одной из приоритетных, в том числе и для ее регионов. Особенно это касается территорий традиционно специализирующихся на туризме. Государство заинтересовано в развитии таких территорий ввиду их уникальности по выполнению функций оздоровления и отдыха населения.

Система управления туризмом включает субъект и объект управления. Неоднозначность и многогранность понятия объекта управления туризмом предопределяют сложность управления им.

Теория управления в ее классическом виде предлагает достаточно четкое определение объекта управления - «го, на что направлена познавательная или иная деятельность) .

Объектом управления выступает рекреационно-туристский комплекс региона (субъекта РФ), который состоит из двух подсистем - «регион» и «туризм». Их сложность и неоднозначность, протекающие и связанные с ними явления, отношения и процессы обусловливают трудность и противоречивость изучаемого объекта.

Термин «регион) насчитывает более 100 толкований. Официальное определение данного термина содержат Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президентом РФ от 3 июня 1996 г. В них под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий.

Известный специалист в области региональной экономики Н.Н. Некрасов рассматривает регион как «крупную территорию страны с более или менее однородными природными условиями, а, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной социальной инфраструктурой) .

В определении В.С. Бильчака и В.Ф. Захарова подчеркивается значимость именно фактора управляемости регионального развития: «Регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика)».

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.

Исходя из перечисленных определений, можно выделить основные черты регионов:

1) единство и целостность региона;
2) общность и единство экономики; комплексность хозяйства;
3) наличие определенного контингента населения, обладающего соответствующим уровнем образования, квалификации и традиционно сложившимися навыками производства;
4) выход на рынок и использованием имеющихся ресурсов, таких, как труд, земля и капитал;
5) специализация;
6) управляемость, то есть наличие политико-административных органов управления.

В основе формирования экономической категории «рекреационно-туристский комплекс) (РТК) лежат как теоретические исследования сферы туризма, так и исторический опыт становления санаторно-курортного и туристско-экскурсионного обслуживания в России и ее регионах, а также других странах.

Туризм сегодня - понятие многогранное. Явление, процесс, отрасль, система, комплекс - все эти характеристики можно соотнести с термином «туризм». Обширны и взаимосвязи туризма с различными сферами деятельности - политика, экономика, экология, медицина, культура, социальная сфера и др.

Вопрос о том, как рассматривать сферу туризма, остается спорным до сих пор. Одни исследователи выделяет ее в отдельную отрасль, другие - в группу отраслей.

Рассматривая туризм как группу отраслей, необходимо определиться, какие отрасли к нему относить. Возможны два варианты:

1) включить отрасли, непосредственно обслуживающие туристов;
2) включить обслуживающие отрасли и отрасли материального производства, ориентированные на рынок туризма.

Некоторые исследователи утверждают, что туриндустрии как таковой не существует, так как нет производства и особого продукта. Ключевым моментом здесь выступает то, что лишь небольшая часть предприятий специализируется на производстве товаров и услуг исключительно для туристов, большинство же из них удовлетворяют потребности и местных резидентов, и, следовательно, можно говорить лишь о туристской специализации деятельности национальной или региональной экономики.

Наиболее близкой и необходимой в рамках исследуемой проблемы для нас выступает точка зрения ряда исследователей, рассматривающая категорию «гуризм> как рекреационно-туристский комплекс (РТК), в более ранних работах можно встретить понятие «территориально-рекреационный комплекс) (ТРК), поскольку в нашей стране дореформенный период характеризовался преобладанием рекреационных услуг в общей структуре туризма. РТК представляется наиболее оптимальной категорией по следующим причинам:

1. Исходя из современного понимания значения, функций и роли туризма, его влияния на различные сферы деятельности, нельзя ограничиваться рамками одной отрасли.
2. РТК имеет под собой два начала - территорию и сам рекреационно-туристский комплекс, который она содержит. Именно сегодня в условиях свободной конкуренции в рамках современной маркетинговой концепции производства важно увидеть залог успешного развития туризма не в эффективной работе отдельного предприятия или отрасли, а в совместной работе, политике и стратегии всех участников создания и реализации туристского продукта. Конкретное государство, регион или район выступает первичным туристским продуктом как таковым. Образ и ассоциации, которые вызывает у туриста данная территория, предопределяет его выбор, а не отдельные товары и услуги тех предприятий, которые там расположены. А вот создание этого образа и ассоциаций зависит, пожалуй, от всех участников РТК.
3. Основа РТК - технологическое единство предприятий и учреждений, обслуживающих отдыхающих, имеющих полный производственный цикл (прием, размещение, транспортировка, обеспечение всеми видами услуг и т.д.). «Употребление понятия «комплекс) в синтетической категории «рекреационно-туристский комплеко, - пишет Кротова Е.Л. , - обусловлено тем обстоятельством, что рекреационно-туристская технология сама является комплексной, а технологии производства отдельных видов туристских услуг в составе рекреационно-туристского продукта имеют, наряду с общими чертами, присущими технологиям сферы обслуживания в целом, специфические признаки..., что подразумевает формирование не отрасли, а межотраслевого рекреационно-туристского комплекса..».
4. Рассматривая туризм как группу отраслей, мы видим только отдельные предприятия отдельных отраслей, суммируя их работу и те производственные результаты, что они имеют. Если объединить их в единый комплекс, мы сможем оценить роль каждого элемента в общем эффекте от туризма, увидеть и проанализировать взаимосвязи между отдельными участниками, оценить степень влияния и взаимопроникновения одних предприятий, отраслей в другие.
5. РТК основан на сочетании рыночных и государственных механизмов регулирования. Когда мы говорим об отрасли или группе отраслей, то имеем в виду, в первую очередь, самостоятельно хозяйствующие субъекты рынка - предприятия и учреждения, действующие в рыночных условиях. Государственное регулирование в категорию отрасли не входит, оно стоит над ней. В РТК государство выступает в качестве подсистемы, отдельного участника, субъекта, что обеспечивает более тесную увязку интересов всей территории с интересами отдельных участников РТК.
6. Целесообразность рассмотрения предприятий, работающих в туризме, в РТК. Совместное планирование развития предприятий, их размещения и инвестирования, построение общей стратегии, политики и тактики дает определенный экономический эффект за счет экономии капиталовложений, средств на продвижение единого туристского продукта территории.

В результате прошедших реформ произошла перестройка всей туристско-рекреационной системы, были утрачены хорошо отлаженные схемы работы, связи между предприятиями, организациями, учреждениями. В этой связи важно осознавать, что послереформенный период не нечто абсолютно новое и построенное с нулевого цикла, это, как правило, преимущественно прежнее, замещенное. Результаты же реформ предстают в виде поставленных в принципиально новые условия прежних «схем размещения производительных сил>. Поэтому строить и развивать туризм в регионе нельзя без учета прежней системы туризма, имеющейся на данной территории.

Исследователи дают различные дефиниции РТК.

Котляров Е.А. в своей работе вводит понятие «территориально-рекреационный комплекс» (ТРК) : Территориально-рекреационный комплекс является частью общего хозяйственного комплекса территорий разного уровня и представляет собой сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом.

Малышева Г.М. приняла за основу данное понятие, отчасти видоизменив его : Территориально-рекреационный комплекс представляет собой новые формы кооперирования рекреационных и сопутствующих отраслей, сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом.

Оба понятия подчеркивают объединение и сочетание предприятий и организаций по двум признакам - территориальному (географическая принадлежность, общность природных, экономических, политических и социальных условий) и отраслевому (предоставление рекреационно-туристских и сопутствующих услуг).

Как нам кажется, подобный подход ограничивает взгляд на РТК и сужает его только до объединения предприятий на почве общности производственных и организационных связей между ними, а также территории нахождения. По сути дела, РТК представляет собой сложную открытую систему, которая находится в постоянном развитии. Однако предприятия будут чувствовать потребность в РТК и осознавать себя его частью не из-за связей с другими предприятиями, связи - это всего лишь следствие, а причина - в общности целей участников РТК. Основная цель РТК, на наш взгляд, - предоставление качественного, уникального и конкурентоспособного турпродукта, направленного на духовное и физическое восстановление и совершенствование человека. Кроме того, любая организация нуждается в том, чтобы у нее был субъект управления, основной функцией которого должна быть координация деятельности всего РТК. Это может быть консультативный орган, совет, ассоциация либо государственная структура, но в любом случае такой орган должен существовать. И, наконец, оба приведенных понятия игнорируют такого участника РТК, как государство. Государство проводит определенную политику, регулирование туризма на данной территории, оно может быть минимальным, но оно есть. Исходя из вышесказанного, приведем свое определение РТК.

РТК - это часть общего хозяйственного комплекса региона (территории), представляющая собой сочетание туристских, рекреационных и сопутствующих предприятий и организаций, деятельность которых координируется государственными и (или) иными структурами и направлена на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта с учетом оптимального использования туристско-рекреационного потенциала территории.

Каждый реальный РТК имеет свою историю образования, стадии развития, структуру, внутреннюю организацию, специализацию на определенных видах туризма и отдыха, свои преимущества и недостатки.

В процессе туристско-рекреационного освоения территории создание РТК неизбежно и объективно необходимо, т.к. РТК выступает более высокой стадией организации рекреационно-туристского хозяйства. Развитие и образование РТК состоит в переходе от «очагового) создания туристских и рекреационных объектов к их комплексному и целенаправленному строительству.

Как правило, выделяют две группы предпосылок образования РТК - природные и социально-экономические.

Природные чаще всего лежат в основе образования РТК. Они же в большинстве случаев определяют туристско-рекреационную специализацию комплекса. Например, наличие минеральных источников, лечебных грязей ведет к созданию бальнеологических курортов (Друскининкай - в Литве, Кисловодск - на Северном Кавказе, Нафталан - в Азербайджане и т.д.), живописное сочетание гор, удобных отлогих склонов, лесов - к организации туристских комплексов, горнолыжных центров (Приэльбрусье - в районе Центрального Кавказа, Бакуриани - в Грузии).

На сегодняшний день, исходя из опыта российских регионов и других стран, возможны два основных пути формирования РТК. В основе первого пути лежат прежние схемы размещения рекреационно-туристских объектов. По этому пути идут регионы с исторически сложившимся туристско-рекреационным хозяйством (Черноморское побережье, Прибалтика, Крым, Северный Кавказ и др.). Первоочередная задача для таких регионов -восстановление, реконструкция и развитие уже существовавших объектов. Второй путь предполагает новое освоение районов, ранее не отличавшихся концентрацией в них объектов туристско-рекреационного назначения.

Исследователи определили три основных варианта возникновения новых РТК:

1. В качестве основного стимулятора развития ТРК выступают локальные природные ресурсы (Балатон (Венгрия), Приэльбрусье и т.д.).
2. РТК формируется на базе крупных городских агломераций с высокоразвитой экономикой (Баку - Апшеронский полуостров, Подмосковье, рекреационные местности под Киевом и др.). Жители крупных городов предъявляют спрос на отдых, и это влияет на формирование сферы отдыха. Как правило, это регионы с благоприятным экономико-географическим положением, развитой транспортной сетью и производственными мощностями, способными обслужить туристско-рекреационные объекты.
3. РТК развиваются на основе влияния социальных, национальных, исторических, архитектурных, археологических, национальных и других факторов (Суздаль, Владимир - города Золотого Кольца в Центре России, Мцхета в Грузии, Венеция в Италии и др.).

Выделяют следующие этапы формирования РТК:

1) простая агломерация предприятий различных рекреационно-туристских отраслей (санаторий, турбаза, лагерь);
2) специализация территории;
3) формирование территориальной структуры рекреационно-туристского комплекса.

В зависимости от основного профиля рекреационно-туристских комплексов исследователи приводят их следующие типы:

1) санаторно-курортный включает специализированные санаторно-лечебные учреждения (санатории, лечебницы, гостиницы (со специальным оборудованием номеров), предприятия диетического питания). Кадры такого РТК должны быть укомплектованы врачами, средним медицинским персоналом, массажистами и прочими специалистами соответствующего медицинского профиля. Необходимо медоборудование и специальный транспорт;
2) туристско-оздоровительный включает дома отдыха, туристские гостиницы, базы, лагеря, приюты, мотели, кемпинги, пункты проката туристского и спортивного инвентаря, лыжные подъемники, прокат лошадей, школы горнолыжников, альпинистов, верховой езды, плавания. Кадры такого РТК: инструкторы туризма, альпинизма, горнолыжного спорта, проводники, носильщики альпснаряжения и т.д.;
3) охотничье-рыболовный ориентирован на использование следующих объектов размещения отдыхающих: приюты, дома охотников и рыболовов, а также таких объектов обслуживания, как лодочные станции, прокат инвентаря, коптильни и пр. Кадры: егеря, проводники, разделыватели рыбы и других охотничьих трофеев. Необходим специальный транспорт -снегоходы, лошади, телеги, наряду с автотранспортом, вертолетами;
4) комбинированный сочетает в себе черты нескольких других. Ввиду своего комплексного характера РТК имеет сложную производственную структуру.

Каждый тип РТК имеет присущие ему характеристики. Помимо уже упоминавшихся (функционального назначения, этапов развития, уровня специализации), это тип учреждений отдыха, кадровый состав, технологические процессы обслуживания, особенности производственных фондов, сезонности, длительности пребывания и т.д.

Проблемы и споры вызывало, как классифицировать и какие предприятия и организации относить к РТК. На наш взгляд, интерес представляет наиболее развернутая классификация, представленная в работе Г. М. Малышевой.

Организации, предприятия и учреждения, входящие в состав РТК, подразделяются на 3 большие группы, каждую из которых можно в свою очередь также разделить на группы:

1. Предприятия туристско-рекреационной хозяйственной отрасли, в составе которых:

А) специализированные предприятия рекреационного обслуживания (гостиничные и другие предприятия размещения, транспортные, туроператорские и турагентские предприятия);
б) предприятия, занятые охраной и использованием природных ресурсов (лесо-, водохозяйственные, заповедники, заказники, национальные парки, парки, охраняемые ландшафты, зоопарки и др.);
в) учреждения, связанные с сохранением и использованием культурно-исторических ресурсов (музеи, культовые учреждения), фольклорные и другие концертирующие коллективы и отдельные исполнители, предприятия народных промыслов.

2. Предприятия отраслей обслуживания населения:

А) предоставляющие услуги питания (рестораны, кафе, бары, столовые, предприятия быстрого обслуживания и др.);
б) торговли;
в) бытового обслуживания (ремонт одежды, обуви, спортивного инвентаря, чистка, стирка, прокат и т.д.);
г) учреждения культуры (кинотеатры, выставочные галереи, концертные залы, театры);
д) предприятия и объекты спортивно-оздоровительного назначения (стадионы, бассейны, спортивные залы и пр.);
е) транспортные предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров;
ж) финансовые и страховые организации, оказывающие услуги населению;
з) предприятия связи;
и) местные сувенирные производства.

3. Предприятия других отраслей общественного воспроизводства:

А) строительные;
б) сельского хозяйства;
в) сферы образования (подготовки кадров);
г) типографско-издательские;
д) текстильные;
е) пищевые;
ж) нефтеперерабатывающие.

Данная классификация довольно обширна и, на первый взгляд, охватывает предприятия, которые не всегда связаны с туристско-рекреационным обслуживанием. Однако для комплексной оценки эффективности РТК региона необходим учет всех отраслей, занятых обслуживанием туриста.

Для более полного рассмотрения РТК региона необходимо рассмотреть такую важную его составляющую, как рекреационно-туристские ресурсы.

Анализ функционирования рекреационно-туристской сферы различных стран и регионов показал, что ее успешное развитие определяется, в первую очередь, ресурсной составляющей. Основу туристско-рекреационных ресурсов региона составляют особенности географического положения, природные условия, материально-техническая база туризма, насыщенность историко-культурными достопримечательностями, степень территориальной доступности основных зон и центров туризма с точки зрения транспортных коммуникаций и т.д.

Туристско-рекреационные ресурсы - это природные, природно-технические, социально-экономические и культурно-исторические объекты и их элементы, которые могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях и социально-политических условиях для организации туристско-рекреационного хозяйства.

Т.А. Ирисова дает следующее определение рекреационных ресурсов : Рекреационные ресурсы - это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

Туристско-рекреационные ресурсы с позиций формирования РТК можно разделить натри группы :

1) ресурсы, функционально необходимые для конкретных видов отдыха или их групп (лечебные минеральные воды и грязи, климатические, ландшафтные, биологические, объекты материальной культуры, познавательного и эстетического значения и т.п.);
2) ресурсы, оказывающие влияние на сам процесс отдыха и его эффективность (медико-географические, санитарно-гигиенические, опасные природные явления, пересеченность и крутизна рельефа, проходимость лесов и т.п.);
3) ресурсы, влияющие на возможность рекреационно-туристского строительства и функционирования инфраструктуры (наличие источников водоснабжения, теплоснабжения, инженерно-геологические и почвенно-растительные условия, озеленение территории и т.п.).

Среди туристско-рекреационных ресурсов природные наиболее значимы при планировании, создании и дальнейшем развитии РТК. Их проблемам уделяется значительное внимание в научных работах. В настоящее время ведутся комплексные исследования природных туристско-рекреационных ресурсов, их оценка и классификация, систематизируются и обобщаются данные о природных ресурсах туристско-рекреационного назначения отдельных регионов с целью их дальнейшей экономической оценки и определения приоритетных направлений их дальнейшего освоения.

Говоря о рекреационно-туристских ресурсах, многие исследователи объединяют это понятие в рекреационно-туристский потенциал (РТП). Как пишет в своей работе А.А. Татаринов, «РТП представляет собой совокупную способность наличных материальных, трудовых, природных и других ресурсов региона обеспечивать максимальное удовлетворение рекреационно-туристских потребностей» .

Возможность эффективного развития любого вида ресурсов основывается на квалифицированном анализе потенциала, достаточно точном определении места данного ресурса на соответствующем рынке, обоснованном подборе адекватных (то есть соответствующих) данному ресурсу путей и форм его развития и на обеспечении скоординированных действий всех участников процесса освоения и развития данного ресурса.

Сказанное в полной мере относится к туристско-рекреационным ресурсам. Необходимость развития рекреационно-туристских комплексов проистекает из комплексного характера этих ресурсов. Проблема комплексного развития и оптимального использования туристско-рекреационных ресурсов или РТП - это задача управления РТК.

Необходимо отметить, что оптимизация туризма в регионе должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся ресурсы.

Различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях регионов России исключают унифицированный подход к проведению реформ в сфере туризма и диктуют проведение гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.

РТК - это понятие не только территориальное, но в не меньшей степени экономическое и управленческое. Важно отметить зависимость функционирования РТК не только от внутренних составляющих региона, но и от факторов, формально не входящих в компетенцию региона. К ним можно отнести политику федерального центра в области туризма, общемировые тенденции и факторы развития, природные катаклизмы и т.д.

Что касается факторов самого региона, то РТК формируется на основе имеющихся ресурсов, создавая собственную структуру, исходя из целей, специализации региона. Немаловажную роль в формировании РТК играет местное население: его установки, образ жизни, профессиональный состав, готовность к приему туристов. Оно же, в конечном счете, является частью турпродукта как основной субъект предоставления услуг туристу. Наличие цели и ее реализация через политику и структуру РТК подразумевает наличие управления системой функционирования и развития РТК. Специализация региона на том или ином профиле туризма определяется, прежде всего, ресурсами самого региона и прямо влияет на постановку целей и задач РТК.

Итак, рекреационно-туристский комплекс региона представляет собой сложную многофункциональную систему, которая определяется как внутренними особенностями и установками региона, так и внешними факторами развития, не зависящими от данной территории. Основная цель существования и развития регионального РТК - это формирование и реализация турпродукта, направленного на духовное и физическое восстановление и совершенствование человека.

Основными участниками РТК выступают не только предприятия и отрасли, непосредственно обслуживающие туристов, но и ряд смежных и сопутствующих отраслей, а также государственные структуры.

Основа РТК - это его ресурсы или рекреационно-туристский потенциал, который предопределяет специализацию РТК и его возможности для развития.

Литература и источники

1. Бутов В.И, Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. - Москва, Ростов н/Д, 2000. - 448 с.
2. Дружинин А.Г., Ионов А.Ч. Концептуальные основы регионализации экономики. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2001. - 65 с.
3. Калиновская Н.А., Чернов В.А. Туризм и экономика региона: Монография. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2001. - 144 с.
4. Котляров Е.А. География отдыха и туризма, формирование и развитие территориально-рекреационных комплексов. - М.: Мысль, 1978.
5. Кротова Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. - Екатеринбург: УРО РАН, 2001.
6. Лексин В.Н. Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Ст. Реформа и целостность государства. Проблемы территориальной дифференциации и дизинтеграции // РЭЖ. - 2000. - №1.
7. Малышева Г.М. Размещение туристских ресурсов и стратегия управления их развитием: Лекция. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. - 40 с.
8. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.
9. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. - М., 1978.
10. Сфера туризма: Этапы развития, экономика и управление: Учеб. пособие. - М.: Пресс-сервис, 1998. - 468 с.
11. Татаринов А.А. Методология статистической оценки и анализа развития рекреационно-туристских регионов: Дисс. д.э.н. - Москва, 1998.
12. Управление персоналом Государственной службы. - М.: РАГС, 1997. - 84 с.

The category of "recreation and tourist complex" in respect of the regional control system is considered. Complexity of the given category is caused by inclusion in it two constituents -the tourism and the territory. Basic concepts, characteristics, types and the reasons of occurrence of recreation and tourist complexes are disclosed.

В отличие от других туристских районов, районы научного и фестивального туризма обычно не являются постоянными. Нахождение в них туристов носит скорее эпизодический характер.

Районы ностальгического туризма связаны с определенной политической конъюнктурой и поэтому нередко представляют собой временное явление.

В большой мере конъюнктурны районы делового туризма, особенно осваиваемые торговцами-«челноками» в ходе шоп-туров.

Существует тесная связь туристских районов разного ранга с туристско-рекреационными комплексами (ТРК) .

Туристские регионы широкой и узкой специализации

Все туристские районы разделяются на районы широкой и узкой специализации.

Туристские регионы широкой специализации. В туристской отрасли внимание организаторов и посредников туристских мероприятий сконцентрировано в основном на организации отдыха в сезон отпусков. Туристские регионы широкой специализации важны также для делового туризма. К таким туристским местам относятся образовательные, промышленно-административные и транспортные центры. Образовательные центры – это места, приспособленные для проведения конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера.

Промышленно административные центры также относятся к туристскому предложению широкой специализации. Они подразделяются на промышленные, или коммерческие, и политические центры. Промышленными центрами считаются места, куда едут, чтобы заключать коммерческие договора и товарные сделки. Политические центры – это места, где располагаются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера. В центрах транспортного сообщения путешествующие пользуются туристскими услугами по техническим причинам.

Туристские регионы узкой специализации. Как уже отмечалось, туристские регионы узкой специализации отличаются от регионов широкой специализации тем, что основная причина их посещения – желание исследовать эти места. Туристские места узкой специализации подразделяются на места отдыха и места, располагающие туристскими достопримечательностями.

Места отдыха. Это название собирательное. Оно употребляется для обозначения всех мест, которые используются для отдыха. В этой группе можно курорты, места для проведения отпуска и места, расположенные вблизи места проживания и используемые для непродолжительного отдыха.

Курорты. Это название стало международным, но его назначение не всегда одинаково. Так, например, в Швейцарии курортом обычно называется любое место отдыха, в то время как в германии оно должно соответствовать предписанным законом требованиям. Общепринятые определения предполагают, что курорты должны иметь как минимум три показателя: природные лечебные факторы; соответствующие постройки; определенный лечебный характер.

Природные лечебные факторы – это лечебные свойства почвы, моря или климата. Курортные постройки – это здания, сооружения, в которых проводится лечение. Здания и сооружения должны соответствовать нормам гигиены, иметь безупречный вид и эксплуатироваться обученным персоналом. Важно, чтобы в таких местах была спокойная обстановка и чтобы их окружил приятный, экологически чистый ландшафт.

Места для отдыха во время отпуска. Исходя из мотивации путешествующих, местом отдыха может называться любое место, где можно остановиться на пять или более дней (минимально четыре ночевки), чтобы отдохнуть. Они служат для восстановления и сохранения физических и психических сил человека. От курортов они отличаются тем, что на их территории нет общепризнанных природных лечебных факторов, которые могут быть использованы в терапии.

Близлежащие места для отдыха. Как говорит само название, такие места расположены поблизости от мест проживания человека. Часто люди отправляются в такие места на несколько часов или на выходные, чтобы получить разгрузку. Один и тот же регион, одно и тоже место отдыха могут по разному рассматриваться туристами: все зависит от того, откуда они прибыли и сколько хотят провести здесь времени.

Места с туристскими достопримечательностями. К этой группе туристских мест узкой специальности относятся исторические, религиозные (паломнические) места и развлекательные центры. Все они привлекают туристов, для которых на первом месте стоит не физический или духовный отдых, а желание познакомится с чем-нибудь новым.

При выделении туристских мест, в зависимости от мотивации путешествующих, все зависит только от них самих, а не от особых признаков мест. Одно и тоже туристское место нельзя отнести к определенному типу. Если его рассматривать с позиции разных людей, то оно может принадлежать к различным типам туристских регионов. Например, в большой деревне, расположенной в Альпах, есть туристская инфра- и супраструктура. Но для одних субъектов туризма она является политическим центром, другие считают ее близлежащим местом для непродолжительного отдыха.

Таким образом, туристские регионы различаются по такому признаку мотивации туристов, как пользование туристскими услугами. Если посещение определенного места является средством достижения цели, тогда говорят о туристском регионе широкой специализации; если же посещение становится самоцелью, то посещаемое место называется туристским регионом узкой специализации.

Ключевые понятия и термины: районообразование, освоение пространства, рекреационное районообразование, районирование, рекреационное районирование, районообразующие признаки, рекреационная зона, рекреационный район, рекреационная местность, рекреационный микрорайон, рекреационная оценка территории, функция рекреационной местности, региональный туризм, туристский район, туристский регион, туристское районирование, туристско-рекреационный комплекс.

Контрольные вопросы

  • Перечислите основные принципы и особенности районообразования.

    В чем заключается специфика процесса рекреационного районообразования?

    Постарайтесь описать процесс рекреационного районообразования.

    Какова роль природной основы в процессе формирования рекреационного района?

    Каковы процедурные особенности рекреационного районирования?

    Перечислите основные принципы рекреационного районирования и районообразующие признаки.

    Какая таксономическая система рекреационного районирования принята в отечественной практике? Проведите ее краткий анализ.

    Дайте определение понятиям «рекреационная зона», «рекреационный район», «рекреационная местность».

    Перечислите характерные черты рекреационных районов.

    Какие черты и признаки по мнению Д.В. Николаенко наиболее характерны для рекреационных районов?

    Какова сущность рекреационной оценки территорий как основы для проведения рекреационного районирования?

    Проведите анализ одной из методик характеристики и оценки рекреационных районов или территорий (Приложение).

    Дате определение понятиям «туристский регион», «региональный туризм».

    Перечислите основные факторы и условия формирования и развития туристского региона.

    Перечислите основные районообразующие факторы и определите принципы районирования в международном туризме.

    Каковы особенности иерархии и типологии рекреационных и туристских районов?

    Чем объясняется многовариантность современного рекреационного районирования и, в то же время, устоявшаяся система туристских районов?

13. ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ

13.1. ТУРИСТСКИЙ ЦЕНТР И ЦЕНТР ТУРИЗМА.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТИПОЛОГИИ ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ

Знание туристских центров и рекреационных территорий – одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Есть и специальная учебная дисциплина – география туризма, задача которой – дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.

Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала, т. е. наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря чему к ней и возникает интерес, который, в свою очередь, вызывает туристские потоки из других мест.

Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваны не самим фактом наличия рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц – по России. Это, конечно, не может свидетельствовать об истинной величине рекреационного потенциала России, но об уровне информированности о России потенциальных туристов в Европе – безусловно. Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.

Для точности дефиниций, характеризующих отмеченные выше два подхода к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: центр туризма и туристский центр, которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов.

Типология – научный метод, в основе которого лежит группировка объектов с помощью обобщенной модели или типа. Используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией – типовая классификация, систематика, таксономия.

Таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т. д.). Термин, предложенный в 1813 г. швейцарским ботаником О. Декандолем, длительное время употреблялся как синоним систематики. В 60–70-х гг. XX в. возникла тенденция определять таксономию как учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов – таксоны.

В специальной литературе по туризму предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности (ЦРД) может быть в них реализован: культурно-исторический; паломнический; курортный; приморский; альпийский; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; охотничье-рыболовный; приключенческий; экзотический; этнографический; развлекательный.

Исходя из этой типологии видно, что ЦРД могут быть также комбинированными.

Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят разнообразные потребности людей. С другой стороны, онасвязана с наличием культурного и природного наследия,рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована.

Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, т. е. наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).

Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция и т. п.). Поэтому информационно-локализующий аспект выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров Российской Федерации.

В зарубежной и отечественной градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями – центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать данное понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т. д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.

12.2. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ

РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУРИСТСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИИ

Для отбора объектов оценивания А.И. Зориным был проведен полный контент-анализ статей из основных интерактивных энциклопедий, справочников и словарей.

Контент-анализ – наукометрическое исследование содержания текста (Пэнто, Гравитц, 1972). Применяется в социологии, психологии, психиатрии, политологии, этнографии, литературоведении, географии для анализа содержания текста средств массовой информации (газет, радио, телевидения), литературных произведений, лекций, писем, служебных документов, интервью и т. п.

При отборе объектов использовалась количественная версия контент-анализа, основанная на анализе частотности встречаемых в тексте упоминаний туристских центров, что позволяет решать многие задачи параметризации.

Логическая модель контент-анализа выделяет три элемента: категориальную модель предмета анализа; систему единиц анализа; меры измерения. В нашем случае категориальная модель предмета контент-анализа позволила рассмотреть туристские центры как категории статей интерактивных энциклопедий. Соответственно система единиц контент-анализа – совокупность объектов культурного и природного наследия, о которых упоминается в статьях, посвященных туризму. Мера измерения – вероятность встречи объекта во всех интерактивных энциклопедиях.

В качестве рабочей модели была выдвинута гипотеза, что число туристских центров, которые должны войти в справочник «Туристские центры Российской Федерации», должно соответствовать объему информации о них, содержащейся в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (4 CD, 1998) – наиболее детальной к настоящему времени и комплексной интерактивной энциклопедии, в которой представлена информация об объектах природного и культурного наследия Российской Федерации, составляющих основу ее рекреационного потенциала. Всего в ней было выявлено 5917 статей о туристских центрах Российской Федерации. В свою очередь, эти статьи содержат информацию о 48625 объектах культурного и природного наследия.

Полученные количественные данные позволяют провести детальный региональный и функциональный анализы, но в данном издании важнее раскрыть суть процедуры оценивания.

В разных энциклопедиях детальность информации о туристских и рекреационных объектах на территории Российской Федерации весьма различна. С одной стороны, это можно воспринимать как недостаток. Но с другой – как определенный знак, свидетельствующий об уровне информированности читателей и пользователей данных энциклопедий о туристском и рекреационном потенциале России. Иначе говоря, используя интерактивную информацию при разработке справочника о туристских центрах, мы в полной мере можем реализовать правило генерализации географической информации в зависимости от масштаба исследования. Это методологическое правило позволило разработать простую и эффективную методику оценки значимости туристских центров, объектов и местностей:

    Всякое упоминание в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» какого-либо объекта, имеющего туристскую и рекреационную ценность, оценивается в один балл.

    Если объект упоминается еще раз хотя бы в одной из отечественных интерактивных энциклопедий, то он получает десять баллов.

    Если объект упоминается во всех отечественных интерактивных энциклопедиях, то он получает сто баллов.

    Если объект упоминается в одной из иностранных интерактивных энциклопедий, то он получает тысячу баллов.

    Если объект упоминается в нескольких иностранных интерактивных энциклопедиях, то он получает десять тысяч баллов.

Баллы присваиваются каждому объекту, выделенному в тексте, и могут суммироваться в масштабе туристского центра, области, страны. Вся информация представляется в виде таблицы, в которой суммируются значения по каждому из субъектов Российской Федерации.

Для получения количественных значений рекреационного потенциала используется иерархическая шкала оценок (табл.), которая позволяет фиксировать и соотносить между собой значения рекреационных потенциалов не только объектов, но и местностей. В основу шкалы положен иерархический принцип, согласно которому вышестоящий таксон (например, экскурсионный центр) вбирает в себя все объекты нижестоящего таксона.

Шкала оценки рекреационного потенциала территории

Таксоны

Репрезентативность

Оценка

рекреационного

потенциала, баллы

Рекреация

Курорты

Экскурсии

Туризм

Уникальный рекреационный центр

Уникальный курорт

Уникальный экскурсионный центр

Уникальный центр

глобального значения

Рекреационный район

Курортная агломерация

Экскурсионный район

Туристский район

Агломерация объектов

Туристический бизнес является одной из самых перспективных и привлекательных для инвестиций отраслей экономики области. Поэтому программа развития области должна предполагать проведение системной политики развития в сфере туризма.

Иркутская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и базовой инфраструктурой, что позволяет развивать самые различные виды туризма: культурно-познавательный, экологический, экстремальный, спортивный, этнический, лечебный, катерно-яхтенный, рыболовство и охоту. Наибольшее количество объектов, представляющих интерес для туристов, сосредоточено на территории Иркутского (Листвянка), Ольхонского, Большого и Малого Голоустного, Слюдянского, Качугского и Казачинско-Ленского районов.

К числу факторов, определяющих перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в Иркутской области, относятся следующие.

1. Природно-климатические ресурсы области. На территории Иркутской области расположены Прибайкальский национальный парк, два заповедника (Байкало-Ленский и Витимский), 13 заказников регионального значения, 78 памятников природы, из которых 4 являются федеральными, 30 областными и 44 местными. На территории Байкальского региона находится озеро Байкал - самое глубокое озеро в мире, уникальная естественная экосистема. В Иркутской области расположена система горных хребтов (Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский), подходящих для строительства горнолыжных трасc и курортов.

2. Культурно-исторический потенциал. Иркутск - это старейший город Восточной Сибири, обладающий уникальным историческим и культурным наследием. В городе с более чем трехсотлетней историей насчитывается около 1200 памятников российской истории и культуры. В регионе сохранены традиции народных художественных промыслов и ремесел. Кроме этого, в области соседствуют русская, бурятская буддийская и бурятская шаманистская культуры.

3. Бальнеологические ресурсы. На территории Иркутской области расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, запасы которого оцениваются в 2700 куб. км. В области разведано около 300 минеральных источников из скважин, 6 грязевых озер с самыми лучшими генетическими типами грязи.

Наличие в регионе богатейших рекреационных ресурсов потенциально позволяет ежегодно привлекать около 350 тыс. туристов в год. Однако туристско-рекреационный комплекс Иркутской области отличает ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать данный потенциал территории в полном объеме и сделать туризм высокодоходным сектором региональной экономики.

Основная проблема туристической индустрии области заключается в том, что материально-техническая база отрасли существенно устарела и не соответствует международным и даже общероссийским стандартам. Для решения этой проблемы необходимо:

Модифицировать гостиничный комплекс региона в соответствии с современными условиями развития сервисного обслуживания;

Обеспечить наличие достаточного количества предприятий общественного питания, игровых и развлекательных учреждений (в том числе для детей) в местах пребывания туристов;

Увеличить количество квалифицированных кадров в сфере туристского бизнеса и гостиничного хозяйства;

Создать современную инфраструктуру горнолыжного курорта "Гора Соболиная", который вполне может составить конкуренцию алтайской "Белокурихе";

Создать условия для обновления и модификации парка плавучих средств для и водных причалов для интенсификации перспективного катерно-яхтенного туризма;

Повысить транспортную доступность туристических объектов.

Существует еще одна проблема, решение которой позволит существенно повысить доходы региона от туристической деятельности - это необходимость выравнивания сезонности туризма в Иркутской области. Туристический сезон в настоящее время составляет всего 2-3 месяца (летние месяцы) в год, что крайне снижает рентабельность туристической индустрии и обостряет проблему занятости работников отрасли в остальное время года. В качестве наиболее перспективных путей выхода из положения можно выделить следующие:

Развитие зимнего спортивного туризма: строительство современного горнолыжного курорта (на базе "Горы Соболиной") с гостиничной и сервисной инфраструктурой, использование летних баз и кэмпингов в зимнее время для организации активного отдыха (катание на снегоходах, беговых лыжах);

Развитие особых (зимних) программ санаторно-курортного лечения, которое не имеет ярко выраженной сезонной привязки;

Развитие конгрессного (делового и научного) туризма: проведение конференций, конгрессов, симпозиумов и других мероприятий, подобных Байкальскому экономическому форуму, именно в период "несезона";

Развитие событийного туризма за счет увеличения количества спортивных или культурных массовых мероприятий по типу "Зимниады".

И, наконец, еще один блок проблем представлен вопросами имиджевого характера. В предельно общем виде можно говорить о том, что руководство региона должно вплотную заняться созданием и продвижением интегрального брэнда Иркутской области в целом или какого-то наиболее крупного туристического объекта (к примеру, бренда "Байкал" или "Забайкалье") на региональном, федеральном и международном уровнях. Позиционирование должно основываться на обосновании уникальности, доступности, достойном уровне сервиса туристического продукта. В качестве конкретных мероприятий можно выделить следующие:

Создание узнаваемого бренда территории: разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе;

Создание и распространение в России и за границей рекламных и пропагандистских материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях области; продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д;

Проведение специальных мероприятий всероссийского и международного уровня по формированию общественного мнения об Иркутской области как туристском регионе; продвижение новых туристических и санаторно-курортных ресурсов; организация презентаций новых турпродуктов и рекламных туров с приглашением туроператоров и турагентств;

Работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая рекламными и промоушн-кампаниями;

Организация специализированных конференций по различной тематике, связанной с туризмом, участие в подобных мероприятиях, проходящих в других регионах;

Сотрудничество с национальными турпредставительствами других стран и национальными курортными ассоциациями с целью включения регионального турпродукта в списки их предложений;

Активизация Интернет-промоушена туристического бренда региона.

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс является проблемным не только в Иркутской области, но в масштабах всей страны. В аграрной политике в Иркутской области могут сочетаться разные подходы к ее реализации, в той или иной степени апробированные и дающие определенные результаты.

1. Бюджетная поддержка крупных и средних предприятий. Масштабная поддержка крупных и средних предприятий, безусловно, не идет на пользу сельскому хозяйству. Тем не менее, частичная поддержка необходима, причем как не только для слабых, но и для сильных предприятий. Частичное субсидирование энергоносителей и вновь покупаемой техники из бюджетов разных уровней предприятиям необходимо, иначе предприятия не могут выбраться из патовой ситуации постоянного дефицита оборотных средств.

2. Дотации к закупочным ценам и развитие снабженческо-сбытовой инфраструктуры. Этот механизм поддержки аграрного сектора является одним из экономически наиболее перспективных, так как нацелен на поддержку производителей независимо от их институциональных форм. Субсидирование затрат обычно менее эффективно, чем субсидирование продукции. Государству лучше поддерживать не хозяйства, а закупочные цены, чтобы их колебания не погубили основную массу середняков и не подорвали ресурсы лидеров. При скудной части бюджетов дотации к ценам не могут быть большими. Но если гарантировать закупочные цены на основные продукты хотя бы чуть выше средней местной себестоимости, то это уже поддержит средних (причем и предприятия, и фермеров, и даже товарные хозяйства населения) и даст выигрыш сильным.

3. Создание агропромышленных холдингов. Создание агропромышленных холдингов связано с ростом интереса к агросектору со стороны несельскохозяйственных предприятий и организаций, прежде всего, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Им нужна надежная и качественная сырьевая база, и они инвестируют в сельское хозяйство, приобретая перспективные предприятия или привязывая их к себе как партнеров. Предприятия получают кредиты, оборудование, технику, а расплачиваются поставками продукции. Развитие региональных интеграционных связей перерабатывающих предприятий с сельхозпредприятиями - часто единственный путь спасения и тех и других.

Неразвитость инфраструктуры сбыта приводит к тому, что, с одной стороны, пищевики спорят за сырьевые рынки, особенно в пригородах, ощущая явный дефицит стабильных поставщиков качественного сырья. С другой - масса хозяйств не знает, как сбыть молоко, мясо, овощи. Не хватает некого среднего звена, осуществляющего связи непосредственных агропроизводителей, оставшихся вне внимания и влияния сложившихся вертикальных структур, с городскими перерабатывающими предприятиями или с магазинами. Вот здесь особенно велика роль региональных и районных администраций. Необходимо создание нормальной инфраструктуры сбыта, в том числе оптовых и розничных рынков, доступных самым разным производителям.

Заключение

В настоящее время большинство отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной базы, неплатежи, спад производства), так и с внутренними проблемами – неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков. Совокупность перечисленных факторов вызывает необходимость постоянной диагностики финансового положения предприятия с целью ранней диагностики кризисного развития предприятия и выработки защитных механизмов антикризисного управления зависимости от выявленных факторов и силы их воздействия.

Антикризисное управление – это целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по его преодолению, т.е. сущность антикризисного управления заключается в комплексе мероприятий по прогнозированию, выявлению, предупреждению и устранению кризисных явлений на предприятии.

Антикризисное управление базируется на принципах, которые и отличают антикризисное управление от обычного: принцип ранней диагностики кризисов на предприятии; срочности реагирования на кризисные явления, адекватности реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию, полной реализации внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В антикризисном управлении выделяют следующие функции: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Системный кризис в нашей стране поставил производственные предприятия в крайне тяжелое положение: неуклонное повышение цен на энергоносители, высокие налоги, дорогие кредиты (а зачастую и невозможность взять кредит) и недостаток финансовых ресурсов парализовали деятельность большинства из них. В курсовой работе был проведен анализ деятельности российских предприятий в условиях экономического кризиса. По результатам анализа было выявлено, что на сегодняшний день в России более 67 % промышленных предприятий убыточны.

А также выявлено, что в условиях экономической нестабильности и быстро меняющейся конъюнктуры рынка у каждого предприятия потенциально существуют альтернативные стратегии, среди которых обычно выделяют: стратегию совершенствования деятельности, товарную экспансию – разработку новых или улучшение выпускаемых товаров, инновационную стратегию, а также стратегию, направленную на диверсификацию деятельности, и др.

Для значительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъём последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.

Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Всем странам нужно действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках.

Новая международная архитектура финансовых отношений, по мнению российского президента, должна строиться на принципах:

1) совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования;

2) демократичности и равномерной ответственности за принятие решений;

3) достижения эффективности на основе легитимности механизмов

международной координации;

4) прозрачности деятельности всех участников;

5) справедливого распределения рисков.

Список использованных источников и литературы

Литература:

Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2007.

Орехов В.И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Периодическая печать:

Екатерина М. Экономическая политика российского правительства во время кризиса: принципы, приоритеты и шаги // Рынок ценных бумаг. 2008. № 22 (373).

Ершов М. Мировой финансовый кризис: причины и последствия // Вопросы экономики. 2008. № 12.

Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. № 3.

Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления // Экономист. 2009. №3.

Локтева Ж. Особенности развития экономики России в период общемирового кризиса // Справочник экономиста. 2009. № 3.

Мау В. Россия и мировой кризис. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. 2009. № 2.

Суэтин Л. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики. 2009. №1.

Фетисов Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы // Вопросы экономики. 2009. № 4.

Ю. Пахомов, С. Пахомов Корни кризиса. Мировой финансовый кризис: цивилизационные истоки // Экономист. 2009. № 4.

Интернет - источники.

Богатство, разнообразие и привлекательность рекреационных ресурсов, значительные природно-климатические, исторические и социокультурные активы обусловливают в перспективе опережающий рост туристско-рекреационного бизнеса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Хотя в настоящее время вклад туриндустрии в экономику округа не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается целым рядом общесистемных проблем.

Текущее состояние дорожных и коммунальный сетей, неразвитость системы коммуникаций и информационных технологий, энергодефицитность большинства регионов, частые перебои в водоснабжении в период пиковой нагрузки обусловливают инфраструктурные ограничения устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа. При этом Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ряд масштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры.

Катализатором начатых процессов выступает подготовка и проведение в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, а также создание сети особых экономических зон туристско-рекреационного типа (в частности, на территориях Апшеронского района Краснодарского края и Майкопского района Республики Адыгея). Кроме того, в Южном федеральном округе недостаточно развита собственно туристско-рекреационная инфраструктура, в связи с чем регионы округа малопривлекательны для туристов. Наиболее значимыми ограничениями для устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса выступают дефицит качественных мест размещения, соответствующих международным стандартам, и неразвитость сектора развлечений. Оставляет желать лучшего и качество сервиса. Существенным ограничением устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа является низкая маркетинговая активность, а также отсутствие выстроенной системы дистрибуции.

Регионы-лидеры туристско-рекреационной активности в округе, как правило, специализируются исключительно на пляжном отдыхе. К тому же в качестве основной целевой группы потребителей предлагаемых туристических услуг традиционно рассматриваются преимущественно российские туристы. В совокупности эти факторы свидетельствуют о высокой структурной неустойчивости туристско-рекреационного комплекса, производительность труда в котором со значительным отрывом отстает от среднестатистических отраслевых показателей по России. Еще больший разрыв фиксируется при сравнении с развитыми странами. Во многом это связано с низкими расходами туристов, отдыхающих в Южном федеральном округе.

Отмечается и наличие растущих диспропорций в туристско-рекреационном секторе экономики Южного федерального округа, к числу которых относятся:

увеличение пространственной асимметрии в развитии туризма между отдельными территориями и регионами (в частности, в Краснодарском крае сконцентрировано около 50 процентов всех гостиничных номеров и более 65 процентов номеров в санаторно-курортных организациях);

усугубляющийся структурный дисбаланс между видами туристско-рекреационного бизнеса (в части, касающейся степени и приоритетов их развития), а также между туризмом и другими видами экономической деятельности. Обеспечивая занятость 2,2 - 2,5 процента населения округа, туристско-рекреационный комплекс предлагает заработную плату на уровне, существенно уступающем прочим секторам экономики, что в совокупности с отсутствием стабильных условий труда приводит к оттоку высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики округа, в иные субъекты Российской Федерации и за рубеж;

сегментная несбалансированность присутствия в туристско-рекреационных комплексах крупного бизнеса, с одной стороны, среднего и малого - с другой. В сфере услуг, наиболее привлекательной для малого и среднего бизнеса, зачастую доминируют крупные компании, а там, где требуется высокая капитализация (морские, речные круизы и т.д.), наоборот, происходит распыление потенциала, ресурсов, флота между значительным числом малых и средних собственников.

В совокупности перечисленные проблемы обусловливают невысокую конкурентоспособность туристско-рекреационного комплекса и производимых им продукции и услуг на мировом рынке, нивелируя объективные конкурентные преимущества, присущие Южному федеральному округу. Одновременно происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных туристско-рекреационных комплексов. Нарастание дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы фиксируется и в территориальном, и в профессиональном разрезе. Отмечается также неполное соответствие содержания образования и технологий обучения потребностям туристских сегментов региональных рынков труда.

Не в полной мере реализуется в настоящее время потенциал трансграничного взаимодействия в сфере туризма регионов Южного федерального округа с прилежащими странами. Так, например, возможности подключения портов Азово-Черноморского бассейна к средиземноморским круизным маршрутам, а также развития каспийской круизной линии (по прикаспийским странам - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Азербайджан) практически не используются.

Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные средства на следующих приоритетных стратегических направлениях:

развитие институциональной среды и институциональной инфраструктуры, включая механизмы стимулирования и согласования интересов, что предполагает совершенствование нормативной правовой базы, налоговой системы, кредитной политики, а также межведомственную и межрегиональную координацию туристического бизнеса;

обновление инфраструктуры и обеспечение ее эффективной загрузки после проведения в г. Сочи ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, то есть в период после 2014 года;

подготовка высококвалифицированных кадров;

диверсификация туристического бизнеса, включая разработку новых эксклюзивных маршрутов и турпродуктов под узнаваемыми в мире брендами (например, территория исторической реконструкции «Сарай-Бату - столица Золотой Орды», территория экологического и культурно-познавательного туризма «Парк рыбного периода» и зона лечебно-оздоровительного туризма на территории озера Баскунчак в Астраханской области и пр.), а также адресных персональных туров, ориентированных на высокодоходные сегменты потенциального рынка Западной Европы, Китая и др.;

организация продвижения региональных турпродуктов и туруслуг на внутренний и международный рынки;

развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;

создание туристско-рекреационных кластеров, поскольку привлекательные туристические зоны различных категорий встречаются в округе повсеместно.

После проведения в г. Сочи XXIIОлимпийских зимних игр иXIПаралимпийских зимних игр 2014 года Южный федеральный округ унаследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечит его соответствие мировым стандартам горноклиматических курортов. После 2014 года в г. Сочи наряду с горнолыжными спортивно-туристическими комплексами, находящимися в собственности различных инвесторов, будут созданы федеральные центры по подготовке спортсменов как по летним, так и по зимним видам спорта.

Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.

В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров:

пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий);

горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки);

оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон);

экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп);

культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.).

Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием 2 туристско-рекреационных кластеров: «Всплеск» и «Донской».

Как показывает правоприменительная практика, многие положения нормативных правовых актов, регулирующие вопросы развития туристической инфраструктуры, в настоящее время не реализуются в Южном федеральном округе в полной мере. Вместе с тем на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др.

Задачей первостепенной важности в современных условиях становится разработка системы мер по привлечению инвесторов к развитию туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, что предполагает разработку перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом, их увязывание с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, а также объединение в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и др.).

Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туризма и рекреации, а также приоритетных комплексных туристско-рекреационных проектов в Южном федеральном округе необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций за счет интенсификации межрегионального и международного сотрудничества, использования ресурсов государственных, федеральных и региональных целевых программ, действие которых может быть распространено на туристско-рекреационный комплекс округа, а также расширение возможностей тех федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых уже в настоящее время реализуются мероприятия и проекты по развитию туризма и рекреации в Южном федеральном округе, среди которых Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта, федеральная целевая программа «Юг России (2008 - 2013 годы)», региональная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007 - 2011 годы и др. Помимо средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно активно использовать различные механизмы государственно-частного партнерства (концессии, аренда или лизинг, контракты на обслуживание, управление, строительство, инвестиционные и риск-сервисные контракты и т.д.), предполагающие задействование потенциала государственных институтов развития, различных финансовых и нефинансовых институтов, а также иностранных инвестиций.

Реализация предлагаемых мер в указанных приоритетных направлениях позволит достичь к 2020 году (по отношению к 2009 году) следующих общественно значимых конечных результатов: туристические услуги вырастут в 3,5 раза и составят в ценах соответствующего года 15,9 млрд. рублей, услуги гостиниц вырастут в 2,9 раза и составят в ценах соответствующего года 50,3 млрд. рублей. При этом по отношению к 2009 году количество рабочих мест должно увеличиться в 4,5 раза. Средняя заработная плата в отрасли (с учетом роста производительности труда в 6,5 - 7,5 раза) возрастет к 2020 году в 8 раз и составит около 30 тыс. рублей в месяц. Загрузка туристической инфраструктуры в среднем превысит 67 процентов, а доля изношенных основных фондов снизится до 4,5 - 5 процентов. Вклад туриндустрии в экономику Южного федерального округа может превысить 5 процентов.