Храм Соломона в Иерусалиме: описание и фото. Дворец царя соломона Храм соломона сообщение

Масонский Завет. Наследие Хирама Найт Кристофер

5. ХРАМ СОЛОМОНА

5. ХРАМ СОЛОМОНА

АРТЕФАКТЫ ЕНОХА

Нет каких-либо известных археологических доказательств существования храма царя Соломона, который, согласно легенде, был построен почти три тысячи лет назад. Между тем он остается святыней в умах людей, поскольку был первым каменным храмом, построенным для бога бурь Яхве, который позднее стал одним-единственным истинным Богом (с большой буквы) для миллионов людей во всем мире.

И Ветхий Завет, и Масонский Завет говорят нам, что Соломон - второй сын Давида и его жены Вирсавии - был царем Израиля в десятом веке до нашей эры. Еврейская и позднее мусульманская литература описывают его как мудрейшего из мудрецов, одаренного способностью повелевать духами невидимого мира . Он также традиционно считается замечательным поэтом и писателем: его авторство приписывают огромному количеству произведений. Среди них библейские притчи, Песнь песней, Екклезиаст, мудрость Соломона, позднее Псалмы Соломона и Оды Соломона. Однако ученые в настоящее время считают, что некоторые из них были написаны на много веков позже, а Оды, по всей вероятности, на тысячелетие старше великого царя.

В Библии говорится, что Соломон унаследовал трон после Давида (несмотря на претензии Адонии, его старшего сводного брата), затем разделил Израиль на двенадцать округов для удобства сбора налогов и расширил свою территорию так, что она простиралась от реки Евфрат до земли филистимлян и границ Египта. Ему приписывают обращение в рабство хананеев, которые оставались на этой земле. Кроме того, он заключил союз с царем Тира Хирамом, который спроектировал и построил храм для царя Соломона. Однако этот союз вызвал недовольство, поскольку привел к утверждению в Иерусалиме чужеземных религиозных культов.

По библейской легенде, Соломон был вынужден ввести огромные налоги, чтобы платить Хираму регулярно ежегодные взносы, общего израильского дохода хватало только на оплату амбициозной строительной программы, которая включала огромный дворец и отдельный гарем, наряду с гораздо меньшим по размеру храмом. По данным Иосифа, Хирам выделил около трех тонн собственного золота, чтобы работы не прекращались, но впоследствии был вынужден списать эти средства как долг, возвратить который невозможно .

Масонский Завет говорит нам о Соломоне и храме гораздо больше, чем Библия. Рассказывается, в частности, что царь Тира Хирам послал Хирама Абифа в качестве главного архитектора храма, основная тема ритуала связана с убийством мастера-строителя и, как следствие, утратой секретов посвящения, которыми он владел, и, защищая их, умер. Эти секреты, видимо, были чем-то подобным магическим заклинаниям, утрата их не позволила какому-то великому процессу произойти снова. Вместо них стали использовать секреты подменные, которые предположительно не имели такого же оккультного воздействия, как оригиналы.

В тексте ритуала говорится, что Соломон сам выбрал место около Иерусалима для строительства храма, но, когда рабочие расчистили площадку, нашли руины древнего храма какого-то бога. Не желая использовать оскверненное место, Соломон перенес место строительства на гору Мориа. Позднее он узнал, что на месте, им отвергнутом, ранее стоял храм пророка Еноха.

Соломон, царь Израиля, Хирам, царь Тира, и Хирам Абиф, рассказывается далее, были тремя Великими Мастерами, которые понимали: если Израиль нарушит законы Моисея и пророков, его враги разграбят города, и все святые сокровища, содержащиеся в Святая Святых, будут утрачены. Чтобы предотвратить эту потенциальную катастрофу, они построили тайный подземный ход, который вел из личных апартаментов царя Соломона в подземелье, расположенное прямо под Святая Святых. Тайное подземелье было разделено на девять крипт, или тайников, последний из которых был предназначен для хранения святых сосудов и святых сокровищ, которые впоследствии были помещены в Святая Святых. Эта крипта использовалась тремя Великими Мастерами для тайных встреч и была тем местом, где начали проводить ритуал посвящения в ступень Мастер Масон. Соответствующий отрывок начинается так (Масонский Завет, 7:4):

Царь Соломон построил тайную камеру, попасть в которую можно было только через восемь других камер, все они были в подземелье, к ним вел длинный узкий ход из дворца. Девятая крипта, или камера, была расположена точно под Святая Святых храма. В этой камере царь Соломон проводил тайные встречи с царем Хирамом и Хирамом Абисром.

Убийство Хирама Абифа, видимо, было сильным ударом, поскольку далее говорится, что два царя перестали пользоваться тайной камерой после смерти архитектора (Масонский Завет, 7:15):

После смерти Хирама Абифа два царя перестали посещать камеру. Решили не делать этого, пока не найдут кого-нибудь на его место, а до этого времени они никому не поведают священного имени.

Все изменилось после находки, сделанной тремя рабочими. Соломон решил воздвигнуть Дворец Правосудия на том месте, где стоял храм пророка Еноха, которое он ранее отверг для храма Яхве. Перед закладкой фундамента, когда были убраны обрушенные колонны и вынесен мусор, провели осмотр площадки. Рабочие обратили внимание на необычный звук, который издавал при ударе один из камней, - он явно указывал на пустоту под ним. Подняв камень, они увидели тайную подземную камеру, которая, как утверждается в ритуальном тексте, была построена Енохом. Когда люди спустились в нес, нашли сокровища, состоявшие из золотой дельты, врезанной в кубик из агата, таинственное имя и фрагменты столба, содержащего тайны искусств и наук мира. Все отнесли Соломону, который решил поместить найденное в тайную девятую камеру подземелья его нового храма (Масонский Завет, 7:17):

Затем Адонирам, Иоаверт и Столкин нашли кубик из агата и таинственное имя и доставили все к царю Соломону. Два царя решили поместить все это в тайную камеру, позволив присутствовать при этом трем Мастерам, которые сделали находку, и сообщили истинное звучание непроизносимого слова, составляющего последнюю ступень Древнего Ремесла Масонства, и назвали их Великими Избранными Масонами.

Для нас это выглядит подобием повествования, которое придумали в начале еврейской истории, чтобы рационально объяснить, как евреи завладели секретами глубочайшей древности. Они нашли информацию, принадлежавшую другому народу, символом которой был храм пророка Еноха, и перенесли ее в центр своей культуры - под помещение, где обитал их новый Бог.

В настоящее время общепризнанно, что Ветхий Завет был создан около шестого века до нашей эры, когда мудрецы и писцы «причесали» огромное количество устных преданий и составили из них историю с единой сюжетной линией, простирающуюся вплоть до дня сотворения мира. В этом мифе повествуется о грандиозном времени перехода от кочевого образа жизни к периоду великих городов и царей-завоевателей.

Видимо, авторы стремились осмыслить материал, который сохранился в народе, о переходе от культуры охотников и пастухов Каменного века к векам Бронзовому и Железному, когда появились совсем иные по возможностям орудия войны и труда. Но не могло ли это быть попыткой объяснения, как секреты строительства и астрономии дошли до их собственной культуры от людей культуры Рифленой Керамики? Как мы знаем из текста Книги пророка Еноха, он совершил путешествие на север, чтобы научиться этим дисциплинам, тайное знание, принесенное им с собой оттуда, было записано в эту книгу около 250 года до нашей эры.

В тексте масонского ритуала утверждается, что существовала секретная группа избранных, хранившая тайное знание строительства и астрономии, основанное на осведомленности о движении яркой утренней звезды Венеры, на протяжении тысячелетия. Если эта история полностью художественный вымысел, почему она столь хорошо соответствует фактам? Как могли Сен-Клеры или кто-либо еще изобрести ритуалы, тексты которых, хотя их никто не понимает, точно описывают обстоятельства, имевшие место тысячи лет назад?

Книга Еноха была утрачена и найдена только в конце восемнадцатого века, масонские ритуалы к этому времени уже давно проводились. Итак, каким образом древняя фигура Еноха ассоциируется с передачей секретной информации из доисторических времен в новый мир, зарождающийся на Среднем Востоке? Мы с интересом обнаружили, что и арабы упоминают в Коране Еноха как обладателя великих знаний, называя его Идрис, что означает «учитель». Они указывают, что его последним местом на земле была деревня около Багдада под названием «Саяд Идрис», и до сих пор мусульмане воздают ему почести по воскресеньям, в частности, в Пасхальное воскресенье.

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Храм царя Соломона Мы обнаружили, что в широком смысле слова с иерусалимской горой Мориа ассоциируются четыре храма. Первый из них был построен царем Соломоном три тысячи лет назад. Следующий храм не был воплощен в камне; он явился пророку Иезекиилю в видении во время

Из книги Масонский Завет. Наследие Хирама автора Найт Кристофер

Под печатью Соломона Однажды вечером, через неделю с лишним после нашего возвращения из Росслина, обсуждая огромную важность символической детали, которую Уильям Сент-Клер встроил в свой Мавзолей Свитков, чтобы тот полностью соответствовал описанию ритуала Королевской

Из книги Откровение автора Климов Григорий Петрович

РЫЦАРИ ХРАМА СОЛОМОНА Идеи людей культуры Рифленой Керамики, выявленные нами, столь точно соответствуют идеям, главным в масонстве, что можно вполне обоснованно предположить нечто, объединяющее их. Мы были вынуждены заниматься культурой Рифленой Керамики только потому,

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

ХРАМ СОЛОМОНА ОРИЕНТИРОВАН НА ВЕНЕРУ Самые ранние следы человеческих поселений, найденные на месте города Иерусалима, где Соломон построил свой храм, относятся к медно-каменному периоду (когда впервые начали использовать медь) и к началу Бронзового века - то есть

Из книги Народные приметы, привлекающие деньги, удачу, благополучие автора Белякова Ольга Викторовна

7. СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА СОЛОМОНА 1. Давид собирался простроить Богу храм, но завещал это дело Соломону, сыну своему, и Соломон выбрал место около Иерусалима; но, обнаружив опрокинутые колонны храма Еноха, полагая их руинами храма языческого и не желая ставить храм на месте

Из книги Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии автора Прокопенко Иоланта

СЛЕЗЫ ЦАРЯ СОЛОМОНА Если бы мудрейший царь Соломон заглянул в мой архив, в мою картотеку, то очень возможно, что он бы прослезился. Потому что это юдоль печали. В точности как говорится в Библии: "Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает

Из книги Классические рецепты магии автора Гордеев Сергей Васильевич

Чудо обретенных икон 2-й Красносельский переулок, № 3, храм Алексея, человека Божия, 2-й Красносельский переулок, № 7, храм Всех Святых, что на Красном селе Образ твой мучительный и зыбкий Я не мог в тумане осязать. «Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая

Из книги Проповеди царя Соломона автора Гордеев Сергей Васильевич

Пентакль царя Соломона Этот талисман можно изготовить в любой день недели, кроме субботы. Считается, что этот пентакль защищает от злых духов и откликается на все доброе. Для того чтобы талисман стал более действенным, его следует носить с печатями Соломона, хотя бы с

Из книги Тайные учения. Алхимия, гипноз и магия автора Гордеев Сергей Васильевич

Печать царя Соломона В еврейских и исламских мифах, а также в христианской Средневековой Европе гексаграмму называли Печатью царя Соломона. Согласно легенде, именно такое изображение было на печатке царя Соломона, благодаря которой он имел власть над джиннами и мог

Из книги автора

Храм Соломона. Тайны убежища тамплиеров С 1118 года девять рыцарей ордена тамплиеров охраняют паломников в священный город Иерусалим. Кроме этого, рыцари очищают большое помещение под Храмовой горой для неизвестных целей. Себя они называют «товарищество бедных рыцарей

Из книги автора

Архитектура Храма Соломона Согласно описанию в Библии, Храм Соломона имел прямоугольную форму: 60 локтей на 20 локтей, высотой 30 локтей.Всего в Храме было три помещения – Притвор, Зал и Святая Святых. Двор (Притвор) перед Храмом был размером 20 на 10 локтей, и был огорожен

Из книги автора

Храм Соломона и тамплиеры Орден Храмовников, или Тамплиеров – военно-религиозный орден христианских рыцарей-монахов, основанный в 1118 году. Он имел непосредственное отношение к Храму Соломона, оказавшему существенное влияние на характер ордена.Под «Храмом Господнем»

Из книги автора

Храм Соломона и масоны Серьезное влияние оказала постройка Храма Соломона и на масонов (по некоторым версиям – бывший орден тамплиеров). Храм Соломона является центральным символом масонства.Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя

Из книги автора

X. Предсказания зеркала соломона Известно множество сомнительных обрядов, которые при ближайшем изучении оказываются простейшими опытами самогипноза, искусно завуалированными сложными мистическими приготовлениями. И напротив, есть опыты, которые сначала кажутся

Из книги автора

2. Афоризмы Соломона 1. Бедного ненавидят даже братья его.2. Бедный человек лучше, нежели лживый.3. Беззаконие – враг даже для царей, потому что правда укрепляет престол.4. Бич нужен для коня, узда для осла, а палка для глупого.5. Благоразумие делает человека не способным на

Из книги автора

14.10. ПРЕДСКАЗАНИЯ ЗЕРКАЛА СОЛОМОНА Известно множество сомнительных обрядов, которые при ближайшем изучении оказываются простейшими опытами самогипноза, искусно завуалированными сложными мистическими приготовлениями. И напротив, есть опыты, которые сначала кажутся

Храм Соломона был одной из самых впечатляющих архитектурных построек Иерусалима. Он несколько раз разрушался и отстраивался заново, но в 70 году н.э. был стерт с лица земли войсками Рима.

Храм Соломона в Иерусалиме был воздвигнут на 9-ти футовой платформе. К его входу вела лестница, имеющая 10 ступеней, с двух сторон от нее располагались колонны, названия которых дошли до нас как Воаз и Иахин. Смысл этих названий, к сожалению, в настоящее время еще не разгадан.

Храм царя Соломона внутри был разделен на три части. Одна из них являлась святилищем, в котором под потолком имелось несколько окон. Пол был сделан из кипарисовых досок, а стены обшиты кедром. Эта часть имела плоскую крышу, которую поддерживали большие бревна. На дверях и стенах были изображены цветы, пальмы, цепи и херувимы.

Храм Соломона имел еще одно помещение, в котором размещалась Там находился небольшой вырезанный из кедра алтарь, имеющий отделку из золота, а также различные светильники и стол для хлебов. Расположение алтаря такое же, как в Хананейских храмах - прямо перед лестницей, ведущей в следующее помещение.

Третье помещение называлось "Святое Святых", и оно являлось обителью Божьей. В нем не имелось окон, зато располагались два отделанных золотом 15-ти футовых херувима. Их наружные крылья доставали до стен, а внутренние соприкасались друг с другом в самом центре зала. Считается, что именно там и располагался

Храм Соломона также имел внутренний двор, расположенный перед ним. Там располагался алтарь для приношений, который походил на известную (зиккурат) и медное море.

Этот храм строился 7 лет, в 10 веке до нашей эры. На праздник Кущей он был освящен, и в него был внесен "Ковчег Завета". После чего в него вошел царь Соломон и произнес молитву, после окончания которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу на алтаре.

Здесь всегда проходили самые грандиозные и торжественные богослужения. Иногда служители храма даже не могли продолжать службу, потому что при большом скоплении народа в нарядных одеждах, пении и звучащей музыке его наполняло облако Славы Господней.

Увы, но этому храму не суждено было просуществовать долгое время. Три с половиной столетия спустя Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, и храм был разрушен до основания. Иудейский народ был захвачен в плен, а о ковчеге с тех пор ничего не известно.

После возвращения был отстроен заново, но он уже не был таким прекрасным, о чем люди очень сожалели. Во времена правления царя Ирода храм был расширен и богато украшен, он стал выглядеть как сияющая горная вершина. Но, к сожалению, войска римской империи его разрушили, на этот раз уже навсегда.

На сегодняшний день от него остался только небольшой участок западной стены, недалеко от горы Мория, на вершине которой он и располагался. Это место называется и является величайшей святыней у евреев.

Храм Соломона, несомненно, был одним из прекраснейших сооружений Иерусалима, и именно благодаря ему сегодня этот город является величайшим религиозным центром, в который съезжаются паломники со всего мира.

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма . Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых . В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога .

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения . В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения . Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных . Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского (см.: Иез, гл. 41-44). Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела (см.: Ин 2, 19). Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения . Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе (см.: Кол 2, 3).

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней . Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога : Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. <...> Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь .

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать . Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце . Господь определяет ему наказание — разделение царства .

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2-3).

Разделение Израильского государства на два царства было делом Божественного определения за грехи царя. Произошло оно уже после его смерти при сыне его — Ровоаме, но грозные признаки появились еще при жизни Соломона. Принес ли Соломон покаяние? Святитель Филарет Московский пишет: «К сожалению, обращение Соломона не столько достоверно, как его заблуждения. Однако Кирилл Иерусалимский, Епифаний, Иероним думают, что он предварил смерть покаянием... Книга Екклесиаст, по-видимому, есть памятник сего покаяния» («Начертание церковно-библейской истории»).

(4 голоса : 5.0 из 5 )

монахиня Мариам (Юрчук)

Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит».

Площадь на Храмовой горе называется, по арабски Аль Харам Аль Шариф, что означает почтенный двор. Она имеет неправильную трапециевидную форму. Продолжительность западной стены составляет 491 метров, восточной 462м, северной 310м и южной 281м. Эта большая площадь с севера отделена канавой вырытой на холме Везефа, с юга холмом Oфель, с востока долиной Кедрон и с запада долиной Тиропеон. Она поднимается на высоту 740 м над уровнем моря. На Храмовую гору ведет восемь ворот - одни из них, Золотые Ворота сейчас замурованы. Выйти из нее можно любыми воротами, но войти - не будучи мусульманином - только одними: Мавретанскими (Муграби) - названными так, в честь мусульманских паломников из стран Северной Африки. Главный раввинат запрещает иудеям входить на Храмовую гору по галахическим соображениям (невозможность совершить в наше время очистительные обряды).

В этом месте патриарх Авраам, будучи испытываем Богом, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, ангел посланный Богом остановил его руку. Жертва эта, прообразовала будущее Распятие и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» ().

Во времена царя Давида это место являлось собственностью евусея Орны (Арауна), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давида в конце своего правления, из-за гордости, приказал провести перепись народа, в результате чего постигло страну наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте увидел царь ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы опустошить его.
В молитве, умоляя Господа, сказал Давид: «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» Тогда Давид по указанию пророка Гада, отправился к Орне и купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (; 1Кор.21 )

С тех пор царь Давид хотел построить храм на этом месте, но честь эта выпала его сыну Соломону.

Выбор гумна Орны на место воздвижения ветхозаветного храма говорит о том, что обожженное солнцем место труда человеческого, где он приобретает честный хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога больше благоволение, чем самые красивых места в мире, но не освящены трудом рук человеческих. Всякий раз, когда потом приносились сюда первые снопы, собранные с полей, согласно заповедям Моисея, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.

Царь Соломон начал строить храм в четвертый год своего царствования (962г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов. И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? ().
Строительство длилось семь лет. Для строительства Соломон нанял финикийских мастеров, поэтому своим внешним видом напоминал он финикийские храмы. Храм окружал великолепный двор. Само здание храма было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (Улам), Святилища (Хейхал) и Святая святых (Давир). В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая «Боаз».

В Святилище стоял Семисвечник (Менора), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять золотых семисвечников, которые отлил Хирам (в храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники горели постоянно и освещали храм и днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от огня из костра на жертвеннике, как и все другие огни на территории храма. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом. Один из светильников Семисвечника, называемый западным зажигался только раз в год. Семисвечник в библейской традиции, а также в современном иудаизме является символом Божественного света. Эта традиция видимо послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света) «у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное Тело Христа, как и требовалось от пасхального агнца. Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древней церкви было распространено мнение, что освящение Храма Гроба Господня и ветхозаветного храма Соломона произошло в одно, и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков преемственности.

Кроме семисвечников, в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая святых, находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу… «().

В Святая святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотою в 3 пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около 5 метров, вырезанных из оливкового дерева, и покрытые золотом простирались по двум сторонам Ковчегом Завета. Согласно традиции рядом с Ковчегом стоял на полу сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан с благородного дерева ситтим (сорт акации). Статуи херувимов были вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона из миндального дерева.

После освящения Храма царем Соломоном, Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (Йом Кипур) войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому, что Господь: » Мрак соделал покровом Своим» () .

В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный, огромных размеров жертвенник всесожжения, на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем по заповеди никогда не угасал.

Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храма Соломона в 586 году д.н.э. Пророк Иезекииль видел, как «слава Иеговы» в виде облака покидает Иерусалим: И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города… () . Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя, Персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. После возвращения из плена началась восстановление храма под руководством Зоровавеля. Второй храм уступал место первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времени.

В 167 году до н.э. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV , который установил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (освящение).

Сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, служивший при царском дворце, устроив переворот, воцарился и основал новую династию уничтожив прежде всех потомков Маккавеев. Его звали Ирод. Происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.

В 19 году до н.э. царь Ирод, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы, было нанято десять тысяч рабочих, и тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.

Храм получился необыкновенно красивым. В него вело пятеро ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.

Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: « Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» ().

С этого угла был также сброшен и побит камнями во время проповеди в 62 году, Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима.

На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами главным образом, помимо хранения облачения первосвященника, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно по случаю больших праздников. Здесь апостола Павел после посещения Храма избежал смерти от фанатически настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима ().

За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти запрещен вход внутрь. В восточной части храмового двора находился квадратный в плане так называемый женский двор окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина также двор для дров необходимых для существования жертвенника. За ним через внутреннюю преграду находились дворы израильтян и священников.

Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V , 5-6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.

Храм Ирода был построен с использованием элементов греко-римской архитектуры, его величественность впечатляла и апостолов: « Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» ().

Ветхозаветный храм кипел жизнью. Глазами воображения, можно представить себе его будничный день.

Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе, и ищут аргументы, как бы опровергнут утверждения саддукеев. Священники и знатоки писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании закона.

Пришедший из поля земледелец с первыми снопами пшеницы встречается здесь с городским аристократом, который ведет на веревке трехлетнего тельца башанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы горькими водами испытать ее верность.

Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко выкрикивают из-за прилавка.

Звуки торговли, пламенных споров, песнопений и частной молитвы, мешаются здесь со звуками труб, голосами убиваемых животных и с треском пламени на костре жертвенника.

Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленными на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела, о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который «будет велик пред Господом» и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ().

Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник – Сретение Господне.

Здесь нашли Его родители сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их так, что » все дивились разуму и ответам Его», здесь же на крыле храма был искушаемый от сатаны (). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих, и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что » дом Мой домом молитвы наречется для всех народов а, вы сделали его вертепом разбойников» (; ).

Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (). К этому храму совершил свой славный «Вход Господень в Иерусалим», когда народ кричал «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (). Сюда вернул Иуда тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,
сказав «согрешил я, предав кровь невинную».

В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. ().

Это ужасное пророчество, исполнилось в 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен римской армией, во время осады Иерусалима сыном императора Веспасиана, Титом. От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.

Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).

В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе…» (Йома 39б).

В первом отрывке жребий и верёвка являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипура). Этот ветхозаветный праздник по толкованию святых отцов является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия.

Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе. Последовавшее в момент смерти Христа землетрясение, видимо стало прямой причиной открытия ворот храма, для открытия которых по сообщению Иосифа Флавия требовалось двадцать священников. В тот же самый момент видимо разорвалась на две части и церковная завеса ().

Слова Спасителя «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (; ) , по толкованию «Дом ваш», т.е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия. ; ; ).

Долгое время храмовая площадь находилась в руинах и запустении. В 130 году н.э. император Адриан построил на развалинах Иерусалима римскую колонию под названием Элия Капитолина, а на храмовой площади языческое святилище в честь Юпитера Капитолийского, что стало непосредственной причиной восстания Бар-Кохбы в 132 году. Восстание было подавлено, и Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.

«По сей день неверным рабам запрещается входить в Иерусалим, ибо они убили слуг Бога и даже Сына Его. Им дозволено приходить в город лишь для того, чтобы оплакать его, и за деньги покупают они себе право оплакать разрушение своего города» - писал в IV веке блаженный Иероним.

В 363 году император Юлиан Отступник пытался восстановить храм Бога Израиля, чтобы опровергнуть пророчество Иисуса относительно Храма (), но как пишут историки, землетрясение, бури и огонь вырывавшийся из под земли, прервали начатую постройку, а вскоре наступившая смерть Иулиана положила конец всем его планам.

С тех пор священная площадь на горе Мория была заброшена, а в византийский период стала даже складом мусора.

Храмовая горя стала снова местом поклонения и молитвы после захвата Палестины арабами в 638 году. Халиф Омар, построил здесь первую деревянную мечеть, а Омейядский халиф Абд Аль Малик в 661 году заменил ее каменным Куполом над Скалой, который стоит здесь до сегодняшнего дня.

В южной части храмовой площади в 705 году, халиф Аль Валид, построил Мечеть Эль Акса, что означает «мечеть отдаленная».

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году, мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: «Купол над скалой» стал Храмом Господа (Темплюм Домини), а Эль Акса - храмом Святого Соломона (Темплюм Соломонис).

В 1187 году, после поражения крестоносцев в битве на горе Хиттим, Иерусалим был завоеван войсками Саладина (Салах ад-Дина).

В ходе взятия города несколько мусульманских воинов взобралось на вершину « Купола над Скалой» где стаял золотой крест. В этот момент как передают арабские и христианские хроники - битва была прервана и глаза всех смотрели в одну точку, крест на куполе. Когда мусульманскими воинами крест был сброшен на землю, тогда по всему Иерусалиму разнесся такой крик, что земля задрожала. Мусульмане кричали от радости, христиане от ужаса. С тех пор над горой Мориа доминирует неизменно мусульманский полумесяц.

От ветхозаветного храма сохранился только фрагмент стены окружающей Храмовую гору, которая уцелела после штурма римских легионеров в 70 году. Эту стену обычно называют Стеной плача (Котель ха-Маарави) или Западная стена. В действительности эта стена не является частью ветхозаветного храма, а только частью подпорной стены выполненной так чтобы образовать ровное плато на уровне вершины горы Мориа.

После разрушения храма стала она самым святым местом иудаизма. В первые века после разрушения храма евреи собирались на молитву на Масличной горе, откуда открывается вид на всю Храмовую площадь. Начиная с V в. возникает обычай молиться у Стены плача и оплакивать разрушение храма. Постепенно Стена плача превращается в место символизирующее былое величие Израиля и упование на его будущее.

9 Ава (начало августа) в Израиле является днем национального траура. У Стены плача собираются иудеи, для того чтобы оплакивать разрушение храма. Читаются особые молитвы, книга пророка Иеремии и книга Плачь Иеремии:

«Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше. Наследие наше перешло к чужим, домы наши - к иноплеменным; Отцы наши согрешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. (Пл. )

В древней христианской церкви, десятое воскресенье после Троицы было днем памяти о разрушении, Иерусалима. Сегодня эта традиция уже забыта.

Иерусалим до храма

После того, как евреи ушли из Египта, временным храмом им служила Скиния собрания — своеобразная палатка из ковров и кож, которая переносилась с места на место. Считалось, что Бог сам должен выбрать место, где ему будут поклоняться. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями.

Иерусалимский храм стоял на Краеугольном камне — месте сотворения мира

До евреев Иерусалим был населен иевусеями. Их покорил Давид, захватил город и провозгласил себя царем. В новую столицу Давид перенес Скинию и задумал построить грандиозный храм, место для поклонения евреев со всего Израиля. Но, согласно одному преданию, он не получил от Бога позволения строить храм — кровопролитные войны и прелюбодеяние запятнали его. По другой версии, царь последовал совету пророка Натана и оставил великую миссию своему сыну Соломону. Однако место для строительства будущего храма выбрал Давид. Он купил гору Мориа, где сперва воздвиг жертвенник Богу, чтобы остановить разразившуюся эпидемию. Вместе с Верховным Судом Давид составил и план будущего храма.

Храмовая гора в Иерусалиме, в центре — мечеть Купол скалы

Строительство храма

История Иерусалимского храма полна легенд: ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Царь тирский и библский Хирам прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет — по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году до н. э закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочел молитву.


Царь Соломон, графюра Густава Доре

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.

Три раза в год все евреи совершали паломничество к храму

Центр жизни Иерусалима

Иерусалимский храм быстро стал центром религиозной, культурной и даже экономической жизни Израиля. Три раза в год по праздникам Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи должны были прийти в Иерусалим, чтобы принести жертвы. Жертвоприношения бытовали и в обычные дни. Каждый житель Израиля должен был приносить в дар десятую часть всего своего дохода на содержание храма и его служителей. Если царская казна пустовала, правители нередко брали деньги из этих запасов. Перед праздниками на деньги храма часто чинились дороги, чтобы евреи со всех уголков страны могли беспрепятственно попасть в город. Это способствовало развитию Иерусалима. Долгое время в храме заседал Синедрион — Верховный Суд.


Реконструкция храма

В Иерусалимском храме заседал Верховный Суд

Борьба с язычеством

Настоящему возвышению Иерусалимского храма мешало то, что в Израиле были и другие святилища. Царь Езекия предпринял попытку разрушить их и издал закон, по которому молиться Богу Израиля можно было только в Иерусалимском храме. Но правила эти действовали лишь до его смерти. Вскоре царь Манассия восстановил все языческие святилища, а в самом храме воздвиг статую Иштар, языческие жертвенники и поселил в нем блудниц. Лишь во время правления Иосии (VII век до н. э.) удалось окончательно очистить Израиль от языческих святилищ и превратить Иерусалимский храм в единый центр паломничества.


Реконструкция храма

Царь Манассия осквернил храм, установив в нем языческие жертвенники

Первый Иерусалимский храм был разрушен в VI веке до н. э. Вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и вывез из храма все сокровища. Спустя несколько лет вавилоняне вновь захватили Иерусалим, на этот раз стерев с лица земли Храм Соломона. Многих жителей города убили, взяли в плен и отправили в рабство. Именно тогда, согласно преданию, пропал след Ковчега Завета. Вскоре Иерусалимский храм был восстановлен — о втором Иерусалимском храме читайте в следующем материале.