Нужны ли нашим детям гимназии: мнения «за» и «против. "Есть опасения, что зачислять туда будут по знакомству и по связям". Учитель об отмене экзаменов в гимназии В беларуси уберут гимназии

Изменения в системе среднего образования продолжают порождать все новые и новые вопросы.

Самое главное - экзаменов в 5-е классы гимназий в 2018-м уже не будет точно . Правда, конкретика по указу президента "О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них" от 25 января, который это определяет, появится в течение двух месяцев. Этот срок дан Минобразования , чтобы привести в соответствие с документом другие нормативные акты. Хотя в министерстве пообещали вплотную начать работу по этому направлению уже в понедельник.

А пока «Комсомолка» собрала вопросы, на которые полгода министерство не могло дать ответ. Попыталась внести ясность в ситуацию замминистра Раиса Сидоренко .

Когда введут независимую аттестацию вместо экзаменов после 9-го класса?

Формат, анонсированный на Республиканском педсовете в августе 2017-го, введут через 2 года. Напомним, по итогам этого единого экзамена вчерашних 9-классников могут принять в гимназию, гимназический класс, лицей или в профтехучреждение.

Так будут или не будут принимать в школы и гимназии только по месту проживания родителей?

Жестко требовать обучения по месту жительства не будут.

И сегодня есть ребята, которых родители возят в другой конец города, считая, что там качество образования выше. И в будущем мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит, - сказала замминистра.

Сможет ли школьник, который учится в другом районе, после вступления в силу указа вернуться в гимназию по месту жительства?

Попасть туда учащийся без экзаменов сможет только при наличии свободных мест.

Как будут сдавать экзамены теперешние ученики гимназий после 9-го класса?

В ближайшие два года гимназисты будут переходить из 9-го класса в 10-й класс, сдав экзамены за курс базовой школы, как и раньше. Правда, пока замминистра образования не смогла ответить, придется ли сдавать независимую аттестацию для перехода в 10-й класс тем, кто уже сдавал экзамен после 4-го класса.

Что будет с детьми, которые уже учатся в гимназии? В частности, с теми, кто не относится к ней по месту проживания?

Все ученики теперешних 4-х классов в гимназиях смогут продолжить дальнейшее обучение в данном учреждении образования без экзаменов.

Как поступят с немотивированными на учебу детьми, чей уровень знаний не соответствует уровню гимназии, но они живут на территории, относящейся к ней?

Нужно создать условия для развития ребенка, у которого результаты несколько ниже, и ребенка, чьи знания выше, чтобы оба могли получить необходимые знания - это задача учителя, - пояснила позицию Минобразования Раиса Сидоренко. - Если учителю мешает, что в классе будет ученик с более низким уровнем знаний, и это не даст возможности учиться одаренному, надо говорить о профессионализме этого педагога. А родитель должен понимать, что ребенку придется жить в обществе, где есть разные люди.

Как выравняют разницу в 2 часа между программами гимназий и школ?

Замминистра говорит: почти в половине школ ученики 10 - 11-х классов изучают предметы на повышенном уровне уже сейчас. А теперь для подготовки к нему во всех учреждениях среднего образования введут те самые дополнительные 2 часа в неделю с 5-го по 9-й класс. Администрация сможет сама определять предметы для допчасов с учетом пожеланий учеников и родителей.

Об отмене экзаменов в 5-е классы гимназий, подписанный в четверг вечером президентом Беларуси Александром Лукашенко, вызвал большой резонанс в обществе: у родителей, педагогов и всех "сочувствующих". И, несмотря на то, что несколько месяцев обсуждали такую возможность и были к ней готовы, все равно остается слишком много недовольных, полагающих, что данное решение лишь значительно понизит уровень образования в Беларуси, а не принесет пользу. Другие, напротив, полагают, что сделан первый шаг к формированию здоровой школьной системы, и надеются на последующие аналогичные действия.

Кто прав? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Портал обратился к педагогам и родителям с просьбой прокомментировать принятое накануне решение.

Ксения Мирная, многодетная мама, жена теннисиста Максима Мирного, педагог:

В нашей школе Монтессори детям не задают домашнее задание до 6-го класса! И я, как человек из другой системы, долго не могла понять, как такое возможно. Оказывается, все просто: у каждого ребенка есть индивидуальный план, и дети много работают самостоятельно в классе. Только если не успевают сделать план, берут задания на дом. С 7-го класса домашняя работа уже обязательна - и дети к этому готовы!

Наши дети любят школу и с радостью учатся при таком индивидуальном подходе, основанном на физиологических и психологических особенностях ребенка. Серьезные тесты, такие как SATtest начинаются только с 7-го класса, до которого дети делают только небольшие контрольные, тренировочные тесты и словарные работы...

Тесты и экзамены, на мой взгляд, систематизируют знания лишь тогда, когда есть ПОНИМАНИЕ - для чего тебе нужно хорошо учиться (не для папы, не для мамы, а для себя). А понимание это приходит лишь тогда, когда появляется ЖЕЛАНИЕ учиться… Ну, а появится оно или нет - у всех по- разному и в свое время… Если, конечно, не отбить охоту в начальной и средней школе, то к 7-8-9-му классу должно уже что-то щелкнуть, и ученик начинает смотреть вперед, а не вокруг себя...

Как сказал мне однажды один преподаватель: "Читать она все равно будет, а вот желание читать можете отбить навсегда, если будете равняться по тому, кто читает быстрее и лучше..."

У всех свой темп и ритм, свои потребности... Это и есть индивидуальные особенности, от которых и надо отталкиваться, выстраивая систему обучения.

Поэтому я думаю, что это мудрое решение - отменить тестирование в 9-10 лет, ведь такой стресс абсолютно не нужен ни детям, ни родителям.

Ольга Юрковская, психолог, бизнес-консультант, многодетная мама:

Как по мне, слово "качественное" не имеет отношения к белорусскому образованию. Даже в гимназиях. Так как учат устаревшему странному набору не всегда точной информации - вместо реально востребованных в современном мире навыков и умений.

Если родители амбициозные - увы, им поможет только дистанционное обучение и платные курсы. Но никак не устаревшие школьные методики.

И гимназии, и просто школы очень далеки от реальных требований мирового рынка труда. Они продолжают обучать рабочих для фабрик. Но в современном мире эти места уже заняты автоматизированными линиями - рабочие больше не нужны. Нужны творческие люди и нужны управленцы. А вот необходимые им качества школа искореняет и подавляет, а не развивает.

Надо планировать платное обучение востребованным умениям, а не жить, как 100 лет тому назад. Весь мир давно живёт в 21-м веке.

Дорого? Очень много бесплатных курсов, особенно англоязычных. И курсов, где либо плата за сертификат (знания бесплатно), либо есть благотворительные места.

У меня дети просто учат школьные предметы по интернет-лекциям. По бесплатным. А наши учебники и учителей не воспринимают иначе, как с изумлением. Сравнивают. И говорят, что в школе им неинтересно.

Наталья Д., педагог, мама троих детей:

Я категорически против отмены экзаменов при поступлении в гимназию! Поработав и в школе, и в гимназии, мне есть с чем сравнить. В гимназии сразу чувствуется, что детки отборные, те, которые прошли испытания, которые стремились попасть в это заведение, которые хотят и могут там учиться. Никто не мешает на уроке, все искренне вовлечены в процесс обучения. Работать там одно удовольствие.

Со стороны родителя (у меня дочка учится в 5-м классе гимназии) не вижу в экзаменах ничего страшного. Да, дети волнуются, но при поступлении в гимназию дочери ни у кого нервного срыва в этом году не было, я о таком не слышала. Тут скорее родителям нужно вести себя адекватно и не накручивать детей!

А вообще, налицо тенденция причесать всех под одну гребенку, отбирая возможность, а впоследствии и желание стремиться к чему-либо, учиться достигать поставленных целей, да и просто верить в себя.

Светлана Липкина, психолог детского развивающего центра, мать троих детей:

Безусловно, это задача не по возрасту, и поэтому зачастую сопровождается невротическими реакциями. Надо понимать, что становится все больше высокочувствительных детей, для которых подобные события травматичны. Непосильная высокая ответственность и чувство вины, высокая тревожность и страхи (страх сделать ошибку, страх будущего, страх наказания родителей) - все это не нужно нашим детям. У них Детство!!! И только взрослые могут защитить право на него!

Алена Щербинская, педагог, журналист, мама троих детей:

Полагаю, что решение об отмене экзаменов ничего хорошего не принесет. Гимназии нужны были как альтернатива школам. Может быть, правила поступления стоило усовершенствовать, но не ломать полностью систему.

Детям, которые мотивированы учиться, нужен другой уровень преподавания. Гимназия давала не только знания высокого уровня (если мы говорим о качественной гимназии), но и окружающую среду определенного уровня. Как правило, дети, которые сдали экзамены, мотивированы учиться, не срывать уроки, не мешать однокласснику слушать - это важно.

Теперь будет профильное обучение. Лучше, чем ничего. Возникает вопрос, зачем мы ушли от него несколько лет назад? За последние годы белорусское образование штормит, реформа за реформой. И пока сложно понять, к чему мы придем.

Но однозначно, что многие родители, и я в том числе, были не готовы к такому решению. Я не увидела никаких общественных обсуждений, участия педагогов в принятии решения.

Людмила К., мать семерых школьников:

У меня семь детей школьного возраста, и я однозначно положительно отношусь только к семейному образованию. Потому что в школах, гимназиях и даже в высших учебных заведениях некому учить наших детей. В лучшем случае - по 3-5 учителей на учебное заведение, которые искренне и душевно относятся к детям и к предмету, который преподают. Для таких учителей было бы лучше перейти на внешкольное обучение. Тогда не приходилось бы им заниматься множеством дел вместо самого важного, которое очень нужно нам, родителям, и нашим детям.

Сергей Бычков, многодетный отец, основатель "ПапаШколы" и председатель ОО "Совет отцов города Гомеля":

Мои дети учились и учатся в обычных школах. Как-то была мысль сына отдать в гимназию. Но как узнал, какие там сборы/поборы, как там "душат" детей, какие требования предъявляют... А у меня школа под домом, нормальная школа в рабочем районе. У детей нет стресса, есть общение, школа классная, преподаватели нормальные. Зачем гимназия? Ради статуса? Конечно, гимназия гимназии рознь, но меня вполне устраивают наши школы. Они не хуже, и детям спокойнее. А жизни гимназии не научат.

Любовь Баркун, педагог, мама двоих детей, учитель семейного класса:

В целом мое отношение к отмене экзаменов очень положительное. Такое решение может стать первым шагом к отмене оценок в начальной школе. Вопрос в том, какие будут следующие шаги, которые предпримет министерство образования. Пока не очень понятен вектор этих реформ. И я очень боюсь, что они снова могут быть эпизодическими и никаких существенных изменений в нашу систему образования не принесут.

Ольга З., мать троих детей, двое – школьники:

Правильно, все школы до 9-го класса должны быть одинаковые. И доступны детям возле дома. Должна быть единая программа. А кто семи пядей во лбу, для них есть факультативы. И тогда учителя будут заинтересованы развивать таких учеников. А с 9-го класса надо делать специализацию и, возможно, гимназические классы, профили: физико-математический, химико-биологический и т.д. К 9-му классу ребенок решит, что ему интересней. И пусть уже едет поступать, куда хочет, и ездит сам.

А еще раньше после начальной школы нас тоже "сортировали", более сильных отбирали в один класс. Вполне это можно делать и сейчас, мне кажется. В школьный класс к моему сыну пришли несколько детей из гимназий. И они оказались самыми слабыми

Анатолий Егоров, педагог:

Я с радостью воспринял отмену экзаменов у четвероклассников. На самом деле это ведь наносило большую психологическую травму тем, кто не поступал. Считаю, что с 1-го по 9-й класс дети должны учиться по одинаковой программе, а уже с 10-го класса смогут понять, что им надо, что им нравится, и определятся с профилем своего дальнейшего углубленного образования.

Что касается учебы с 1-го по 9-й классы, то, конечно, надо давать больше знаний в этот период и по гуманитарным наукам, и по иностранным языкам. А физико-математические науки гораздо лучше понимаются и воспринимаются углубленно большинством детей уже в старших классах. Например, в 10-м и 11-м. Хотя мне как педагогу даже больше импонирует 12-летнее обучение.

Екатерина Карчевская, психолог, мама четверых детей:

Как психолог я вижу несколько плюсов в принятом решении. И несколько минусов…

Убирается серьезный стрессовый фактор в возрасте, когда он совсем не нужен. Это ранний подростковый возраст, когда у детей особая чувствительность и впечатлительность. Причем еще собственных целей у ребенка нет. У него может быть целью - хочу остаться со своим классом, хочу остаться в привычном месте. А не что-то абстрактное, как "гимназия". И вот за год до поступления уже начиналось сгущение туч и "настрой" на поступление. Вы не можете расслабляться! Вам нужно готовиться. Очень большой конкурс. Немудрено, что к экзаменам напряжены так все, что у детей обмороки, а родители сидят на валерьянке.

Позитивным является и то, что с отменой экзаменов убирается возможность манипулировать знаниями и оценками. Есть и другая сторона - платные подготовительные занятия. Вот у вас сильный ребенок - вам достаточно одного занятия дополнительного по подготовке, а у вас слабый - вам 2-3 нужно. И транслировалось, что без них никак. А поступить хотят все - и ходят...

Без экзаменов дети имеют возможность учиться дальше со своим коллективом. Если дружный класс, это важно. Мой ребенок сказал, что, если его друг не поступит, он тоже в гимназию не пойдет.

В гимназиях всегда очень большой вопрос был - проходной балл. И вообще отношение к оценкам. Ребенок с девятками (!!!) мог не поступить, потому что средний балл 9 - это мало. Девять, которая вводилась как эквивалент "пятерки", а 10 - это "пять с плюсом", ребенок знает больше, чем давали по предмету в школьной программе. Я не верю в тотальных "десяточников". Оценка стала средством, а не отражением знаний.

В этом году в гимназию должен был поступать мой второй сын. Он сильный ученик. Но я рада, что экзаменов не будет и он продолжит учиться со своим классом.

Но есть и минусы отмены. Пока то, что вижу я: непонятно, по какой программе будут учиться дети. И как стимулировать познавательный интерес и уделять внимание сильным школьникам. При поступлении в определенные заведения дети были нацелены на получение знаний. Даже если ребенок послабее - ему много помогали. Мотивированные родители, мотивированные дети. При обучении по прописке ты попадаешь в ситуацию, когда не все дети (и их родители) настроены на качественное образование. Как это помягче сказать... В общем, может сильно помешать ребенку, мотивированному на учебу, нахождение в окружении детей, для которых школа - совсем не про учебу.

Мне как маме не нравилось то, до чего довели подготовку. До бреда и маразма. И тогда все потеряло смысл. Сильный ребенок мог не поступить. Потому что нужно не 9, а 10. Потому что прессинг со всех сторон такой, что можно уйти в прострацию, иначе происходила перегрузка психики. Детей натаскивали, как обезьянок. Прорешать максимум! Из сборников. Ну и про что тогда это поступление? А жизнь - она гораздо шире, чем поступление в гимназию.

Вера Кушнерова, бизнес-консультант, мама двоих детей:

То, что экзамены в существовавшем ранее виде превратились в абсолютно неадекватную процедуру, стало для меня очевидно за пару лет до поступления дочки в гимназию (поступали в прошлом году). Туда, где она училась, требовалось набрать 58 проходных баллов, дети действительно находились под сильнейшим стрессом, особенно те, на которых давили родители.

В 10 лет выучивать сборники и вместо прогулок во дворе прорешивать элементарные в большинстве своем задачи! Нет, это не был конкурс лучших, это был отсев самых слабых и выявление наиболее усидчивых и трудолюбивых, не более того. Я не занималась с дочерью ни дня, все за меня сделала "прогимназия", и да, София могла не набрать те 60 баллов, которые в итоге получила, будь диктанты сложнее, - я это понимаю. Зато я очень довольна результатом - она учится вместе с очень умными детьми, с хорошими учителями, попала в группу, с которой занимаются дополнительно математикой олимпиадного уровня, уже сейчас начинает в школе программировать и даже изучает факультативно физику с 5-го класса. Все это – условия хорошей гимназии.

Получается, с одной стороны, выделившиеся хорошие школы (гимназии), которые растили десятилетиями, нацеленные на мотивированных толковых детей, а с другой стороны – борьба за попадание в эти гимназии. С первым нет никаких вопросов - такие школы (гимназии) нужны. Говорить о том, что из любой школы можно сделать такие оазисы, - это смешно. С нашей системой образования, с нищенскими зарплатами учителей, с проходными в 3 балла в педуниверситеты, с писаниной и проверками "тетрадей без рисунков"? Вопрос в подборе кадров и выстраивании системы внутри школ, чтобы лучшие учителя оставались. К примеру, сильная группа по дополнительной математике в нашей гимназии создана по принципу "может и хочет". Т.е. дети писали тест, а тех, кто написал его хорошо, - спрашивали, хочет ли он заниматься. Если может, но не хочет, - такого ребенка силком никуда не тянули. Если не может - никакие амбиции родителей не влияли на мнение учителя в отборе детей. Потому что этот учитель хочет работать с умными и мотивированными - и ему дали такую возможность.

А с другой стороны, система отбора в эти "оазисы". Да, в гимназии полно детей, которым трудно, родители которых постоянно держат руку на пульсе и обижаются на учителей. Но они вызубрили, поступили, получили заветные "девятки-десятки" по итогу начальной школы и т.д. Вопрос - какой ценой и с пользой ли для ребенка? Вопрос не в гимназиях, вопрос именно в системе отбора, которую нужно было реформировать. К примеру, нужно было усложнить задания по математике и отменить сборники, сделать это как олимпиаду. Тогда было бы нечего зубрить, а талантливые дети с легкостью проявились бы. Нужно было отменить сборники вообще, в прямом эфире диктовать диктанты, которые все видят в первый раз, - опять же, кроме общей подготовки и общего высокого уровня с собой на экзамен ничего не возьмешь. Нужно подумать, стоит ли оставлять одинаковые экзамены для всех - какой смысл сдавать 2 языка в математические школы? Туда набирают филологов? Страна развивает IT-сегмент, принимает такие прогрессивные указы - неужели она не заинтересована в развитии способных математиков и информатиков с самого детства?

Но отменить гораздо проще, чем заняться действительно серьезной реформой отбора. Это большая печаль. Потому что оазисы созданы - и их рубят на корню.

Евгений Ливянт, педагог:

Помните, в середине 90-х существовали гимназии, но не было экзаменов? И тогда возникла ужасная, сумасшедшая коррупция при поступлении детей в эти гимназии. Необходимо было приложить огромные усилия, чтобы попасть в первый класс гимназий. А сейчас, после отмены экзаменов, как будут дети попадать в первые классы гимназий, подумайте?! По прописке? Тогда давайте ожидать схему с "псевдопрописками", когда люди массово временно прописывались туда, куда им удобно, а жили в других местах. Мы к этому идем?

Честно скажу: я очень боюсь, что наш и без того невысокий уровень образования станет еще ниже после этого решения. И я очень хочу оказаться неправ в своих пессимистических прогнозах…

Экзамены в пятый класс гимназий все-таки отменили. Александр Лукашенко 25 января подписал указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них». Будут ли отбирать учеников и сохранят ли гимназии свой статус, TUT.BY объяснила замминистра образования Раиса Сидоренко.
Гимназии сохранят свой статус? По словам Раисы Сидоренко, гимназии останутся гимназиями - «у них есть традиции»: «Мы полагаем, что это (указ. - Прим. TUT.BY) возможность для развития гимназий, - говорит замминистра. - Не только по иностранному языку, но и по другим предметам. Разница в зарплатах учителей гимназии и школ сохранится». В чем теперь будет заключаться разница между школой и гимназией? Гимназии будут отличаться от школы программой 10−11 класса. Как рассказала Раиса Сидоренко, после 9 класса школьники будут сдавать независимый экзамен, по его результатам будут зачислять в 10−11 класс. В гимназиях предметы в старших классах будут изучаться только на повышенном уровне. А в школах будет и повышенный, и базовый уровень. Независимый экзамен после 9 класса планируют ввести через два года. Нынешние девятиклассники гимназий (до введения независимого экзамена) просто будут продолжать обучение в 10-м классе. А что будет с теми, кто поступал в пятый класс гимназии и к 10-му классу должен будет проходить еще один отбор, пока не решили. Останется ли в гимназии прежняя программа? В гимназиях и в обычных школах учебные программы сейчас абсолютно одинаковые, никаких особых программ для гимназий с 2008 года нет, говорит Раиса Сидоренко.

- Количество часов, которым отличается гимназия от школы, - два, они выделены на изучение иностранного языка. Мы предлагаем эти два часа освободить от привязки к иностранному языку. Эти два часа останутся, но сама гимназия будет определять, на какие предметы они пойдут - это может быть иностранный язык, математика, физика с 8 класса и пр. Мы эти два часа разрешаем использовать и в любой школе, - объясняет замминистра.
В 2015 году в стране вернули обучение на повышенном уровне учебных предметов, но только в 10−11 классе. Сейчас углубленное обучение вернут и в 5-9-е классы.
- Решение, которое мы примем сейчас, - это выделение дополнительных часов на подготовку к повышенному изучению предметов в 5−9 классе.
Сейчас в гимназиях количество учеников в классе меньше, чем в школе. Это ограничение останется? Количество учеников в классе привяжут к санитарно-гигиеническим требованиям, а не к тому, в школе или в гимназии учится ребенок. Так в гимназию можно будет попасть только по прописке? И да, и нет.
- Все школьники четвертого класса переходят в пятый класс без какой-либо проверки, испытания, - говорит Раиса Сидоренко. - Что касается приема в первый класс, то уже сегодня мы принимаем в гимназии по месту проживания родителей. Это основной действующий принцип.
Даже для гимназий, рядом с которыми мало жилых домов (например, языковая гимназия № 24), определят район, школьники из которого смогут претендовать на место в престижном учебном заведении. Тем не менее попасть в гимназию можно будет и не по прописке.
- В будущем, в принципе, очень жестко требовать это от учреждений образования не стоит, - заметила замминистра.
В гимназию, по ее словам, примут и без учета регистрации, «если есть свободные места».
- Ребенок привязан к школе не исключительно по прописке, - объяснила Раиса Сидоренко. - Если он выбрал другую школу, где есть места, то он может продолжить обучение там.
Что делать тем, кто планировал в этом году поступать в гимназию и не относится к ней по прописке?
- Идти в школу, - посоветовала замминистра образования. - Родителям надо сказать администрации школы, что они хотели бы, чтобы у них был организован класс с повышенным изучением предмета. После изучения возможностей школы будет принято решение об открытии классов с повышенным уровнем изучения.
Как будут отбирать детей в гимназии, в которых нет первых классов? Сейчас в 28 гимназиях нет младшей школы. В них откроют 1−4 класс.
- Мы предусматриваем, что в любой гимназии будет начальная школа.
Местные власти должны решить, сколько школа может принять первых классов. Они будут открываться с учетом детей, которые живут микрорайоне. Смогут ли вернуться в гимназию те, кто в прошлом году не поступил, а относится к ней по прописке? Смогут, если «есть свободные места». А если «мест нет», а сменить школу хочется? Надо обращаться в отдел образования, чтобы там подсказали, где есть класс с углубленным изучением нужного предмета, - посоветовала замминистра. В гимназиях окажутся дети с разным уровнем знаний. Как быть учителям? Замминистра образования уверена, что «этот момент - в руках учителя». Он должен создать условия для развития ребенка, у которого результаты ниже, и для ребенка, у кого знания выше. Кстати, сейчас разница между уровнем образования школьников и гимназистов есть. Средний балл по ЦТ у выпускников обычных школ - 37 баллов, у школ, где предметы изучают на повышенном уровне, - 53 балла, у гимназий - 59 баллов. Экзамены вводили, чтобы не было коррупции при поступлении в гимназии. Как теперь будут это контролировать? Это наше общее дело, чтобы коррупционных проявлений не было, ответила Раиса Сидоренко.

Нужны ли белорусским детям гимназии? В чем смысл обучения в них? Эти вопросы в последнее время то и дело поднимают чиновники.

Сегодня дети, поступающие после 4-го класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо, - отметил вице-премьер Беларуси Василий Жарко. - Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования. Эти вопросы не должны выпадать из поля зрения родителей и педагогов.

Поддержал вице-премьера и министр образования Игорь Карпенко . Он уверен, что качество образования не должно измеряться «заветным местом в гимназии». ()

Что думают родители и учетеля о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии?

Ругия Кенгерли, бизнесвумен: Мы не поступили и вернулись обратно в свою школу

Я против гимназий в таком виде, в котором они сейчас есть. Другое дело, если бы это было учебное заведение для действительно одаренных детей, знания которых гораздо выше их ровесников, и им просто скучно в обычной школе. Но ведь зачастую родители лезут из кожи вон, чтобы их чадо было в числе лучших! Например, нанимают репетиторов чуть ли не по всем предметам. И это в 4-м классе! Кроме того, многие хотят обучать детей в элитном заведении. Одна моя знакомая рассказывала, как пристроила своего ребенка в гимназию, где учатся отпрыски состоятельных людей. Мол, туда всех детей привозят на Infiniti, и ребенку там точно будет хорошо.

Наслышана я и о возможности «поступления» в гимназию через личные договоренности с преподавателями, мало того, сама лично получала такое предложение - «устроить» туда своего ребенка. Тогда какой смысл в обучении в подобном заведении? К слову, моя дочка в 4-м классе изъявила желание стать гимназисткой, но мы не поступили и вернулись обратно в свою школу. И пережили это без страданий.

Меня смущает и сама подготовка к экзаменам в гимназию. Дети перед этими экзаменами находятся в предобморочном состоянии, трясутся, нервничают, не спят ночами. Я не понимаю: для чего ребенку в 4-м классе такие потрясения? Разве гимназия гарантирует им то, что они в будущем поступят в университет, станут хорошими специалистами? Как по мне, так ребенок должен иметь в жизни цели, желания. И что важно, свои желания, а не мамы с папой. К сожалению, я вижу таких специалистов после университета на работе, когда 25-летним парням и девушкам нужна новая мама, которая бы за них все решала.

Елена, преподаватель одной минской гимназии: «В гимназии ребенка мотивируют на учебу!»

Многие говорят про амбиции родителей. Мол, это им нужно поступление в гимназию, а не ребенку. Но каждый родитель хочет дать своему чаду хорошее образование! Разве это плохо? Да, дети, поступившие в гимназию, переживают стресс. Но они поступили, прошли тяжелые испытания, записались на различные факультативы… А сейчас им скажут, что это все было зря, и их гимназия станет обычной школой. К чему тогда были эти старания?

К слову, в нашей гимназии никто из учащихся не совершает правонарушений и не состоит на учете в милиции. И этому есть объяснение: дети нацелены на учебу! Уже в 5-м классе они мотивированы на получение знаний. К тому же в гимназиях другая учебная программа и другие учебники. Получается, что все это нужно менять?

Наши учащиеся всегда заняты: посещают факультативы, театральные, хореографические, музыкальные занятия. Можно сказать, что ребенок занимается тем, чем он хочет! А у детей, которые учатся в обычной школе, больше свободного времени, и они тратят его на не совсем полезные вещи.

Приведу личный пример: моя дочка училась в гимназии, сейчас она студентка. И она была очень удивлена, когда узнала от однокурсницы, что в ее классе всего три человека пошли на ЦТ . То есть никто из них не был мотивирован на то, чтобы получить высшее образование!

ВОПРОС ДНЯ

А нужны ли гимназии в принципе?

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Средний сын Петр учился в гимназии в начальных классах, после 4-го хорошо сдал экзамены, но по баллам не прошел. Сейчас учится в обычной школе, получает десятки и прекрасно себя чувствует. Все зависит не от гимназии, а от педагогов, их профессиональных и человеческих качеств.

Александр НАЙДЕНОВ, программный директор радио «Юнистар»:

В моем понимании, гимназия - это своего рода элитные войска. Это статус, и статус, подтвержденный практикой. Так что они нужны. Сам хотел бы, чтобы дочка училась в гимназии.

Владимир МАЦКЕВИЧ, философ:

Чего хочет наш вице-премьер? Стимулировать развитие образования или затормозить его? Пока мы очень отстаем от времени и от других наций в мире. Поэтому нам нужны продвинутые школы. Не все гимназии продвинутые, но в них легче искать и вводить новое, развивать систему образования и стимулировать развитие учеников. А отбор учеников по достижениям и способностям - условие существования продвинутых школ.

Елена АНДРУШКЕВИЧ, педагог дополнительного образования:

Моя старшая дочь идет в школу в следующем году. И выбор места обучения для нас важен. Хочется, чтобы система образования готовила учащихся к жизни, а не давала знания для олимпиад и набора баллов. Если отличие гимназии от школы как раз и заключается в том, чтобы предложить иной способ преподавания и подачи знаний, тогда гимназии нужны как альтернатива школе, системе образования, которая не меняется много лет. Я бы очень хотела, чтобы даже в обычных школах преподавали больше музыки, мировой художественной культуры, ввели уроки по финансам, стартапам и прочим дисциплинам, полезным в жизни.

Алена СОБОЛЕВСКАЯ, I Т-специалист:

Я училась в городе, где гимназий не было. В обычной школе, не в самом сильном классе. Все знакомые школьники, которые хотели поступить в вузы, поступили. Обычная школа давала достаточно знаний для детей, которые вникали в домашние задания. Репетиторы тоже не были нужны большинству. Мое мнение: можно обойтись и без гимназий, у детей будет меньше стресса. Период с 1-го по 11-й класс - базовое образование, углубляться куда -то нет нужды (только если у ребенка явная склонность и желание достичь высот).

Яна НОВИКОВА, студентка:

Я училась сначала в обычной школе, но потом она стала гимназией, причем престижной. Считаю, что гимназия дает более высокий уровень образования, там работают более квалифицированные учителя. В некоторые гимназии очень жесткий отбор, а значит, туда попадают самые лучшие, и учиться там гораздо сложнее. Так что отменять гимназии не нужно.

Дарья КАЛЫХАН, учитель истории в школе:

Я работаю в небольшом городе: у нас три школы и одна гимназия. Я не против гимназий как таковых, если там действительно более углубленно изучают предметы по профилю. Но если сравнить школу, в которой я работаю, и гимназию, то, на мой взгляд, они ничем не отличаются. Кроме того, ученики за тот же уровень знаний получают более высокие оценки.

Как правило, педагогическими кадрами и материальной базой. Совершенно точно - вниманием к олимпиадам, интеллектуальным и творческим конкурсам. Традициями: многие гимназии вводят общий элемент формы, проводят «Посвящение в гимназисты», «Дни гимназиста», у всех есть свои уникальные мероприятия.

И нет ничего плохого в том, что ученик чувствует, что он учится в особом учебном заведении. Это не провоцирует зазнайство - это влечёт ответственность.

Но есть самое главное преимущество. И это преимущество можно упомянуть в ответах чуть ли не на все вышестояшие вопросы.

Контингент. Отобранные дети. Мотивированные дети.

Дети, способные учиться и желающие учиться. Конечно, без «чёрных овечек» и в гимназиях не обходится, но детей, которые не тянут программу, не хотят учиться, создают проблемы одноклассникам и учителям, в гимназиях единицы.

Источник фото: gimnazia1.by

И это очень важно. Потому что если в классе есть очень сильные и очень слабые ученики - не вторые будут подтягиваться, а первые опускаться. Доказано неоднократно.

Мнение, что хорошо учиться, получать знания и умения - это «не круто», «бесполезно», «для ботаников, а не для нормальных пацанов» - в гимназических классах встретишь крайне редко. В «среднешкольных» - сплошь и рядом.

Почему в гимназии практически не случается недоборов, почему многие родители и дети готовы тратить время и нервы во время вступительной кампании? Во многом потому, что гимназия - это не просто более качественное образование.

Образование становится более качественным за счет того, что учителю не приходится «воевать» с классом и отдельными учениками, не приходится всех задерживать из-за того, что кто-то тянет процесс назад. За счет того, что ученик знает: его не высмеют и не затравят из-за того, что он хочет учиться, хочет лучше разбираться в предмете.

Что будет, если статус гимназий отменят?

Если школы и гимназии уравняют (да, речь, если руководствоваться словами министра, идёт не об отмене гимназий, а именно об уравнивании в правах, за счёт отмены экзаменов) - атмосфера также отличаться не будет.


Источник фото: gorsovet-ufa.ru

Да, сначала разница останется, так как останутся учителя. Потом учителям будет надоедать воевать с детьми, они начнут искать школы, «где лучше» - и мы все равно постепенно придём к престижным и непрестижным учебным заведениям. Произойдет своеобразный «естественный отбор».

Но за время этого естественного отбора мы уже потеряем многое. Отняв у гимназий возможность отбирать себе учеников, нельзя усилить средние школы. Можно только избавиться от контрастов, сделав всех одинаково серыми.

Создают ли гимназии социальное неравенство?

Социальное неравенство как раз будет, если экзамены отменят. Престижность у вывески «гимназия» сохранится, по крайней мере на первых порах. И есть опасения, что зачислять туда будут «по знакомству» и «по связям».

Сейчас в гимназии (сужу по той, где работаю сам) за одной партой могут сидеть, условно говоря, сын министра и сын слесаря. Причём по поведению их можно вовсе не различить. Потому что существующая «элитность» (так называемая) - это элитность заслуженная, не происхождением, а собственными способностями.

А может быть наоборот. Кстати, если разрешить гимназиям организовывать собственные испытания и собеседования, это тоже панацеей не станет и соблазнов для коррупции будет много.


Источник фото: blagovest-info.ru

Я не идеализирую гимназии. И там встречается всякое. Но атмосфера, существующая в гимназии - это атмосфера, в которой действительно можно учиться. И терять эту атмосферу и эту возможность нельзя ни в коем случае.

Современную белорусскую гимназию нужно менять

Но менять не в сторону уничтожения. Напротив, нужно делать так, чтобы гимназия сильнее отличалась от средней школы.

Вернуть профили, и не со старших классов, а раньше, разрешить деятельность нескольких профилей в одном классе.

Разрешить менять перечень учебных предметов: не отказываться от существующих, а добавлять свои.

Разрешить организовывать учебный процесс по-своему: вводить пары, делить год на триместры, включать в программу собственные зачеты и экзамен.

Я здесь перечисляю не какие-то утопичные вещи. Всё, абсолютно всё это было в белорусских гимназиях девяностых и нулевых, и всё исчезло после реформы 2008 года.

А как у других?

Как известно, с начала этого учебного года в Москве (пока только в Москве, других городов не коснулось) все гимназии переименовали в средние школы. Но именно что переименовали - не стали свертывать особые программы и условия обучения (а в России в этом плане дело обстоит гораздо свободнее, чем у нас).

Школы в Москве по-прежнему совершенно разные, у детей огромный выбор - и стремиться нам нужно к этому, а не к уравниловке и перемене вывесок.

А вы считаете необходимым разделение образования на гимназии и обычные школы?