Обработка результатов. Исследование волевой саморегуляции. Исследование волевой саморегуляции Тест опросник исследование волевой саморегуляции зверькова онлайн

Выводы к 1 главе:

1. Волевой самоконтроль в процессе деятельности человека может выступать определённым маркером характеризующим личность, отражает способность выполнять поставленные перед ним задачи в условиях стресса. Этому способствует такая определяющая черта характера как-самообладание.При большей её выраженности она способствует сбалансированной работе двух психологических механизмов:самоконтроля и коррекции.

2. Адаптивные возможности отражают готовность человека к деятельности в затруднённых условиях. Они отражают качество протекания регуляторных процессов (степень напряжения) обеспечивающих динамическое равновесие (гомеостаз) организма как целого во внешней среде.

3. Личность, вид деятельности которой связан с работой в экстремальных условиях сталкивается с целым рядом психогенных факторов: монотонность (изменнёная афферентация), десинхроноз, изменённая пространственная структура, дефицит информации, одиночество, групповая изоляция и угроза для жизни.

Все выше перечисленные факторы могут способствовать проявлению целого ряда экстремальных состояний дезорганизующих деятельность человека (например, стресс, аффект, страх, панику и психологический кризис).

Для раскрытия механизмов психических нарушений нам необходимо выявлять специфические особенности воздействия каждого из них.

4. Соответствие образа Я и представлений личности о её возможностях работы в экстремальных условиях отражает степень адекватности (гармоничности личности).

5. Анализ теоретической литературы по этой теме говорит о недостаточной освещённости этой проблемы, что в свою очередь подразумевает необходимость дальнейших исследований.

психологический адаптация самоконтроль спецконтингент

Эмпирическое исследование влияния волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях

Замысел и ход эмпирического исследования по оценке волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях

Объект исследования - поведение личности в экстремальных условиях.

Предмет исследования - психологические механизмы влияния волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях.

Цель исследования: выявить профессиональные различия в психологических механизмах волевого самоконтроля на поведение в экстремальных условиях.

Гипотеза: Предполагается, что волевой самоконтроль является ведущим фактором успешности деятельности в экстремальных условиях. Ведущими процессами при этом являются адаптация к определенным условиям, и саморегуляция поведения при решении задач.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ исследований волевой сферы, адаптации и саморегуляции в экстремальных условиях.

2. Разработать программу эмпирического исследования и обеспечить выполнение его процедур.

3. Обосновать пути и условия формирования волевого самоконтроля у представителей спецконтингента.

Аппарат исследования

В исследовании приняли участие две группы испытуемых - всего 20 человек: участники сурдокамерных исследований, проводимых по инициативе РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина (7 человек) и бойцы спецназ МЮ РФ (13 человек), мужчины в возрасте 23-40 лет.

Цель, задачи и условия многодневного исследования нервно-психической устойчивости спецконтингента в сурдокамере:

Цель исследования: оценка переносимости спецконтингентом сложных условий существования в условиях регулируемой информационной экологической среды.

Основные задачи исследования:

· определение нервно-психической устойчивости спецконтингента;

· изучение индивидуально-психологических особенностей и своеобразия индивидуального приспособления спецконтингента к условиям испытаний;

· приобретение опыта работы в экологически замкнутых системах;

· тренировка психологических функций, качеств, эмоционально-волевой сферы;

· повышение уровня уверенности в себе;

· получение психофизиологической информации для формирования индивидуальной программы совершенствования психофизиологических качеств спецконтингента в ходе подготовки к экстремальным условиям деятельности.

Факторы окружающей среды, воздействующие на спецконтингент:

1. пребывание в течение пяти суток под постоянным контролем в ходе 64 часов (без сна)

2. непрерывный режим деятельности в ходе 64 часов (без сна)

3. социальная изоляция (одиночество, ограничение обратной связи)

4. замкнутое пространство

5. биологическая изоляция (отсутствие посторонних звуков и солнечного света)

6. навязанный режим деятельности в ходе пяти суток

7. периодическое медицинское освидетельствование

Методы исследования

1. Наблюдение.

2. Психологическое тестирование с помощью следующих методик:

· Опросник НПН

· МЛО-Адаптивность А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина

· Методика определения нервно-психической устойчивости,

· риска дезадаптации в стрессе»Прогноз»

· Исследование волевой саморегуляции А В Зверькова,Е В Эйдмана

· Методика диагностики готовности к риску Шуберта

3. Методики описательной и индуктивной статистики.

1. Опросник НПН

Опросник предложен Т.А. Немчиным. Предназначен для выявления признаков нервнопсихического напряжения. Представляет собой перечень признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения и содержит 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности

Подсчет баллов производится путем их суммирования, при этом за отметку (+), поставленную против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» -- 2 балла и против пункта «в» -- 3 балла. Минимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 30, а максимальное -- 90. Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или «интенсивного», -- от 51 до 70 баллов и чрезмерного или «экстенсивного», -- от 71 до 90 баллов.

Бланк теста приведен в Приложении 1.

2. МЛО-Адаптивность А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен -- не годен») до подробной личностной характеристики.

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Эффективность адаптации в значительной степени зависит как от генетически обусловленных свойств нервной системы, так и от условий воспитания, усвоенных стереотипов поведения, адекватности самооценки индивида. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срывам в учебной, профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам. Процесс адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния, социального опыта, жизненной установки и др. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый «интервал» отношений человека к тому или иному явлению, касающихся, прежде всего категорий общечеловеческих ценностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соответствие этому «интервалу» психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности.

Поведенческая регуляция (ПР) -- это понятие, характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я концепции» и др. Система регуляции -- это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал -- КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена, с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем конфликтности.

Моральная нормативность (МН) обеспечивает способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую для него определённую социальную роль. В данном тесте вопросы, характеризующие уровень моральной нормативности индивида, отражают два основных компонента процесса социализации: восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов (приложение 11) и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.

Шкалы 2-го уровня, соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.

Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).

Шкала 4-го уровня -- личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

Инструкция: ответьте “Да” или “Нет” на приведенные ниже утверждения.

Бланк теста привидён в Приложении 2

3. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных ошибок. Исследования также показали, что:

· с возрастом готовность к риску падает;

· у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

· у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

· у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

· с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

· в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

· «полностью согласен», «безусловное да»: + 2 балла;

· «больше да, чем нет»: + 1 балл;

· «ни да, ни нет», «нечто среднее»: 0 баллов;

· «больше нет, чем да»: - 1 балл;

· «полностью не согласен»: - 2

Обработка и интерпретация результатов теста

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.

Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.

Показатели уровня готовности к риску:

· Меньше -30 баллов - низкий.

· -10…+10 баллов - средний.

· Свыше 4-20 баллов - высокий.

Бланк теста приведён в Приложении 3.

4. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»

Экспресс-методика «Прогноз» была разработана в 1986 г. в В-МедА им. С.М. Кирова Ю.А. Барановым, предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненые признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Методика широко используется в интересах профконсультации и профотбора.

Методика содержит 84 вопроса (утверждения), на каждый из которых предлагается ответить «да» или «нет». Результаты анкетирования выражаются количественными показателями в баллах, на основании которых выноситься заключение об уровне нервно-психической устойчивости. Обработка данных производится с помощью «ключей», начиная со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. Подсчитывается количество минусов, соответствующих данной шкале. Если по шкале искренности отмечено более 10 баллов, то использовать полученные данные в анализе не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы

«Ключи» для обработки данных анкеты «Прогноз»

Показатели по шкале нервно-психической неустойчивости получают суммированием количества плюсов для положительных ответов и количества минусов для отрицательных ответов. Далее полученные «сырые» значения переводятся в стены, и определяется уровень нервно-психической неустойчивости по данным анкеты «Прогноз». Анализ отдельных ответов позволяет уточнить особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Лицам, у которых уровень НПУ равен 1-2 стенам, показана консультация у психоневролога (психиатра).

С лицами, у которых уровень НПУ равен 3-4 стенам, необходимо осуществлять мероприятия медико-психологической коррекции

Бланк теста приведён в Приложении 4.

5. Исследование волевой саморегуляции А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана

Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому. "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно, или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-).

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" - 8, для шкалы "С" - 6.

Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы - спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения, отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Бланк теста приведен в Приложении 5.

Результаты исследования

Рис. 1.

1-я группа

2-я группа

В ходе нашего исследования нами использовался опросник НПН

Полученные нами результаты занесены в таблицу 1 и отраженны на рисунке 1

1-я группа

2-я группа

В ходе нашего исследования нами была использована методика МЛО-Адаптивность. Полученные нами результаты занесены в таблицу 2 и отражены на рисунке 2.


Рис. 2.

3. Результаты исследования методики Шуберта «Готовность к риску»Готовность к риску

1-я группа

Гот. риск

2-я группа

В ходе нашего исследования была использована методика «Готовность к риску».

Полученные нами результаты занесены в таблицу3 и отражены на рисунке 3.


4. Результаты исследования методики «Прогноз»

В ходе нашего исследования нами была использована методика «Прогноз»

Полученные нами результаты занесены в таблицу 4 и отражены на рис 4.

Таблица 4

1-я группа

2-я группа


5. Результаты исследования волевой саморегуляции


Таблица 5

1-я группа

2-я группа

В ходе нашего исследования нами была использована методика исследования волевой саморегуляции. Полученные результаты занесены в таблицу 5 и отражены на рис 5. Для проверки значимости различий в 1 и 2 группах нами был использован параметрический критерий Стьюдента для независимых выборок.

Т-критерий для МЛО-Адаптивность

Т-критерий для прогноз

Анализ и интерпретация результатов исследования

1. Результаты исследования нервно-психического напряжения сведены в таблицу N1. Как видно из таблицы 1 и рисунка 1 группа намного превосходит 2 группу. Это происходит потому, что у представителей 1 группы имеет место отсутствие нервно-психического напряжения.

2. Результаты обследования теста МЛО-Адаптивность - 1 и 2 групп были сведены в таблицу N2.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 2 1 группа немного превосходит контрольную по шкалам АС, НПУ, КП, незначительно уступает по шкалам МН и во много раз превосходит по основной шкале ЛАП. Это происходит потому, что лица этой группы легко адаптируются к новым условиям деятельности, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации и быстро вырабатывают стратегию своего поведения.

3. Результаты исследования методики «Готовность к риску» были сведены в таблицу N3. Как видно из таблицы 3 и рисунка 3 1 группа немного превосходит контрольную группу. Это происходит потому, что лица этой группы отличаются низкой мотивацией к избеганию неудач.

4. Результаты исследования методики «Прогноз» были сведены в таблицу N4. Как видно из таблицы 4 и рисунка 4 1 группа незначительно превосходит контрольную. Это происходит потому, что у лиц этой группы больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

5. Результаты исследования волевой саморегуляции 1 и 2 групп были сведены в таблицу N5.Из таблицы 5 и рисунка 5 видно, что 1 группа незначительно превосходит 2 по шкалам Н и С и незначительно уступает 2 по шкале В. Это происходит потому, что у лиц этой группы прослеживается стремление к завершению начатого дела, более высокий уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

Как показывают приведённые данные в таблице N1 и таблице N2 достоверные статистические различия выявлены по Т-критерию теста НПН и шкале ЛАП теста МЛО-Адаптивность.

Методика направлена на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.

Опросник волевого самоконтроля содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Первоначально опросник волевого самоконтроля разрабатывался в одномерном варианте, однако в результате эмпирического анализа его факторной структуры было выделено две устойчивые субшкалы.

Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая – отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили название «настойчивость» и «самообладание» соответственно.

Инструкция: опросник содержит 30 утверждений, которые позволят определить Вашу способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Если Вы согласны с утверждением, напишите «да» рядом с номером утверждения, если не согласны – «нет». Никаких дополнительных записей делать не следует. В случае неуверенности в ответе можно выбрать любую альтернативу.

Текст опросника

1 Если что-то не получается, у меня нередко появляется желание бросить это дело. (-В, -Н).

2 Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией. (+В, +Н).

3 При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева. (+В, +С).

4 Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля. (+В, +С).

5 Меня трудно отвлечь от начатой работы. (+В, +Н, -С).

6 Меня сильно выбивает из колеи физическая боль. (-В, -Н).

7 Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить. (+В, +С).

8 Я всегда отстаиваю свою точку зрения.

9 Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме. (+В, +Н).

10 Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами. (-В, -Н).

11 Считаю себя терпеливым человеком. (+В, +Н).

12 Мне трудно заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13 Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач. (-В, -Н, -С).

14 Если я отношусь к кому-либо плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему. (-В, -С).

15 При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16 Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку. (-В, -Н, -С).

17 Считаю себя решительным человеком. (+В, +Н).

18 С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие. (+В, +Н).

19 Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20 Испортить мне настроение не так-то просто. (+В, +Н).

21 Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу избавиться от него. (-В, -С).

22 Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим. (-В, -Н).

23 Меня не трудно переспорить.

24 Я всегда стремлюсь довести дело до конца. (+В, +Н, +С).

25 Меня легко отвлечь от дел. (-В, -Н).

26 Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27 Люди порой завидуют моему терпению и дотошности. (+В, +Н, +С).

29 Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов. (-В, -С).

30 Меня обычно сильно раздражает, когда передо мной захлопываются двери уходящего транспорта или лифта. (-В, -С).

Обработка результатов. При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом. Каждое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу. Те позиции, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (не приносят отрицательных очков). В результате такой процедуры суммарный балл волевого самоконтроля должен быть в диапазоне от 0 до 24 баллов, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16, по субшкале «самообладание» – от 0 до 13. Полученные баллы переводятся в стандартные с использованием шкалы нормированных показателей. Ключ опросника: «В» – общий индекс волевого самоконтроля, «Н» – настойчивость, «С» – самообладание.

Шкала нормированных показателей для юношей

Шкала нормированных показателей для девушек

Методика «Шкала совестливости»

Методика «Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высоким значением фактора совестливости характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.

Инструкция: на бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак«+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»).

Опросник

1 Я всегда строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2 Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3 Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4 Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5 Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6 Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7 Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону. Так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

9 Меня раздражает, когда женщины курят.

10 Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11 Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12 Я человек твердых убеждений.

13 Я люблю лекции на серьезные темы.

14 Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка и интерпретация результатов: за каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности.

Методика «Определение степени внушаемости»

Смысл методики для испытуемых обязательно раскрывается после ее выполнения. Поэтому без предварительного пояснения следует точно выполнить предлагаемую инструкцию.

Проставьте, пожалуйста, по вертикали друг над другом пять цифр: 1, 2, 3, 4 и 5 – ими обозначаются номера заданий, которые следует выполнить очень быстро, так, что не будет специального времени проставить эти номера; не будет достаточного времени и для обдумывания ответов, – важно только успеть хотя бы обозначить против номеров заданий то первое, что придет в голову, когда эти задания прочитываются. Повторения заданий не будет; если не успеваете понять их смысл или не успеваете ответить на очередное задание, о нем не следует переспрашивать, а необходимо постараться выполнить следующее за ним. Сигналом, обозначающим конец задания и предлагающим его срочно выполнить, является слово «пора!». Следом за этим словом почти немедленно диктуется следующее задание. Сосредоточьтесь на восприятии голоса психолога, представив его речь записанной на магнитофон.

Итак, внимание, – пять срочных заданий.

Напишите фамилию любого писателя, например «Гоголь», вообще любого писателя, – ПОРА!

Напишите любую короткую фразу, например «Лето наступило» (варианты), вообще любую фразу, – ПОРА!

Напишите название любого предмета, например «Стол», вообще любого предмета, – ПОРА!

Изобразите любой предмет, например треугольник, вообще любой предмет, – ПОРА!

Напишите любое число, например 9, вообще любое число, – ПОРА!

Обработка результатов: если при выполнении задания воспроизводится именно тот пример, который в нем предлагается, – ставится 4 балла. Если ответ достаточно близок по смыслу к содержанию примера – ставится 3 балла. Скорее далекий, чем близкий по смыслу ответ оценивается в 2 балла; и совершенно не связанный с содержанием приводимого в задании примера ответ соответствует 1 баллу. Далее подсчитывается общая сумма полученных баллов и результат умножается на 3:

В н = (О1 + О2 + О3 + О4 + О5)х 3 + 20 =...

Полученные оценки внушаемости связаны с характером активности человека. При этом могут быть выделены следующие диапазоны: 20-30 – пониженная внушаемость; 31-45 – средняя внушаемость; 46 и более – повышенная внушаемость.

Методика «Исследование уровня эмпатийных тенденций»

Предлагаемая ниже методика успешно используется психологами для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.

Инструкция: для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты.

Тест опросника

1 Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2 Взрослых детей раздражает забота родителей.

3 Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4 Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5 Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6 Больному человеку можно помочь даже словом.

7 Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8 Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9 Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10 Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11 Я равнодушен к критике в мой адрес.

12 Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13 Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14 Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15 Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16 Родители относятся к своим детям справедливо.

17 Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18 Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19 Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20 Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21 Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22 В детстве я приводил домой кошек и собак.

23 Все люди необоснованно озлобленны.

24 Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25 В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26 При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27 Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28 Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29 Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30 Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31 Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32 Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33 Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34 Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35 Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36 Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов: Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Интерпретация результатов: если вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

Методика «Уровень общительности учителя»

Инструкция: вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1 Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?

2 Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3 Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4 Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилия, чтобы избежать этой командировки?

5 Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6 Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7 Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8 Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9 В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10 Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11 Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12 Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13 У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14 Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15 Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16 Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Интерпретация результатов:

Очка. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлечённости Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И всё же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьёт из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берёте слово по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьёзная работа - не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своём здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Чтобы количественно оценить стиль общения педагога, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А.Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырём – пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия педагога вызвали те или иные оценки.

Если усреднённая оценка экспертов колеблется в пределах 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряжённая и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижёр прекрасно распределяет своё внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвящённому может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обслуживания последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35-44 балла – высокая оценка. Дружеская, непринуждённая атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос.

Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20-30 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приёмами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживлённо, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11-19 баллов – низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7-10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствуют. Общение развивается по моделям дикторского или гиперрефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Методика «Уровень коммуникативного контроля»

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.

Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция: Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

Опросник

1 Мне кажется трудным подражать другим людям.

2 Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3 Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4 Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5 В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6 В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.

7 Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8 Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9 Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10 Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация результатов: по 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.

Инструкция: каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

1 Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

2 Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их - каждый решает сам.

3 Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств.

Цель : Определение уровня развития волевой саморегуляции.

Материал и оборудование : тест-опросник, бланк для ответов.

Инструкция испытуемому : «Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то "минус" (-)».

Текст опросника

    Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

    Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

    При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.

    Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

    Меня трудно отвлечь от начатой работы.

    Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

    Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

    Я всегда "гну" свою линию.

    Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

    Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

    Я считаю себя терпеливым человеком.

    Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

    Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

    Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою наприязнь к нему.

    При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.

    Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

    Считаю себя решительным человеком.

    С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

    Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

    Испортить мне настроение не так-то просто.

    Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

    Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

    Переспорить меня трудно.

    Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

    Меня легко отвлечь от дел.

    Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

    Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

    Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

    Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Ключ

Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам "настойчивость" (Н) и "самообладание" (С).

Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале "В" должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "настойчивость" – от 0 до 16 и по субшкале "самообладание" – от 0 до 13:

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.

Анализ результатов

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы "В" эта величина равна 12, для шкалы "Н" – 8, для шкалы "С" – 6.

Высокий балл по шкале "В" характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Субшкала "настойчивость" характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.

На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

вывод о выраженности факторов волевой саморегуляции у учащихся.

Вариант 5 . МЕТОДИКА "МОТИВАЦИЯ ПОМОЩИ"

Цель : Определение уровня развития мотивации помощи.

Необходимые материалы

Инструкция :Каждое из ниже перечисленных утверждений оцените по 7-и бальной шкале оценок: "да, это верно", "пожалуй, это так", "это скорее неверно, чем верно", "пожалуй, это не так", "нет, это не так".

    Я готов сопереживать другим людям.

    Мне трудно сейчас отвлечься от своих забот, даже если это требуется другим.

    Я чувствую, что в состоянии помочь другим людям.

    Сейчас я не в состоянии разделить чужую удачу.

    Мне трудно помочь другому человеку, если он мне мало симпатичен.

    Трудно не раздражаться, когда неудачники, постоянно просят помощи.

    Не обязательно создавать нечто новое, самое главное сохранить добрые отношения с людьми.

    Люди сейчас раздражают меня.

    Сейчас мне хочется разделить с людьми все лучшее в моей жизни.

    Я чувствую, что многие нуждаются в моей помощи.

    Мне легко сейчас у любого человека найти черты, вызывающие симпатию.

    В жизни часто встречаются случаи, когда не следует бояться отказать в помощи нуждающимся в ней.

По таблице определите общее количество баллов, которыми был оценен каждый Ваш ответ.

Варианты ответа

Номер вопроса

"да, это верно",

"пожалуй, это так",

"это скорее неверно, чем верно",

"трудно ответить определенно"

"это скорее неверно, чем верно"

"пожалуй, это не так",

"нет, это не так"

Высокая сумма баллов (свыше 45) характеризует Вас как отзывчивого, участливого человека, готового разделить трудности и невзгоды другого, порой даже незнакомого человека. Вы часто становитесь инициатором и организатором действий, связанных с благотворительностью, бескорыстной помощью.

Средняя сумма баллов (от 30 до 45) характеризует индифферентное (нейтральное, спокойное) отношение к трудностям и невзгодам другого человека. Вы не проявляете особой инициативы при необходимости оказания помощи нуждающимся в ней, однако, и не отказываетесь помочь, если Вас об этом попросят.

Низкая сумма баллов (менее 30) характеризует Вас как человека, "уклоняющегося" от помощи другим людям. Если возникает необходимость, то у Вас под рукой всегда имеется арсенал многочисленных "уважительных" причин, с помощью которых Вам удается уклониться от участия в благотворительных акциях, бескорыстной помощи нуждающимся.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод о выраженности мотивации помощи у учащихся.

В ариант 6. Диагностика степени выраженности базальных эмоций

Цель : определение степени выраженности базальных эмоций

Необходимые материалы : текст опросника, опросный лист.

Инструкция : Вам предлагается ответить на 36 вопросов, выбирая один из 4 вариантов ответов.

Ответы и их оценка:

Безусловно "да" = 4 балла

Пожалуй "да" = 3 балла

Пожалуй "нет" = 1 балл

Безусловно "нет" = 0 баллов

Опросник

    Можете ли Вы сказать про себя, что Вы, безусловно, оптимист?

    Боитесь ли Вы темноты в незнакомой обстановке?

    Бывает ли Вам страшно, когда Вы идете по темной пустой улице?

    Склоны ли Вы предаваться невеселым, мрачным мыслям?

    Считаете ли Вы, что Ваши жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования и возмущения?

    Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

    Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное настроение?

    Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?

    Если бы над Вами зло пошутили, привело бы это Вас в состояние гнева?

    Боитесь ли Вы грозы?

    Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением от окружающих?

    Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильмах?

    Если Вы терпите поражение в спортивном состязании, овладевают ли Вами раздражение и злость?

    Можете ли Вы присоединиться к мнению, что в жизни больше радости, чем невзгод?

    Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

    Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?

    Боитесь ли Вы зубного врача или уколов?

    При наличии возможности стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

    Может ли небольшое затруднение в деятельности вызывать у Вас раздражение?

    Можно ли сказать, что Ваше настроение чаще бывает веселым и бодрым?

    Овладевает ли Вами раздражение, если, как Вам кажется, Вас не понимает близкий Вам человек?

    Овладевает ли Вами злость, если Вы торопитесь, а Вам внезапно помешали?

    Уступчивы ли Вы?

    Испытываете ли Вы страх, когда Вам необходимо обратиться к начальнику, высокопоставленному лицу?

    Бываете ли Вы активным участником веселья в компании?

    Можно ли сказать, что Вы жизнерадостный человек?

    Когда на Вас кричат, хочется ли Вам ответить тем же?

    Решитесь ли Вы ночью на спор пойти в какое-нибудь страшное место?

    Легко ли Вас рассердить?

    Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?

    Часто ли у Вас появляется желание с кем-нибудь поссориться?

    Считаете ли Вы себя веселым человеком?

    Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну?

    Овладевает ли Вами неприятное чувство в лифте, тоннеле?

    Вероятно ли, что у Вас по утрам бодрое, радостное настроение?

    Можно ли Вас назвать смелым человеком?

Ключ:

"Радость": (+) 1, 7, 11, 14, 16, 20, 25, 26, 30, 32, 35; () 4.

"Страх": (+) 2, 3, 6, 10, 12, 17, 18, 24, 33, 34; () 28, 36.

"Гнев": (+) 5, 8, 9, 13, 15, 19, 21, 22, 27, 29, 31; () 23.

В ответах со знаком () ставятся следующие баллы: вместо 4  0; 3  1; 1  3; 0  4. Максимум баллов по каждой эмоции: 48.

Выводы :

Если сумма баллов больше 29  эмоция ярко выражена.

Если сумма баллов 12 или меньше, то эмоция не выражена, редко проявляется.

Если сумма по 2-3 типам составляет 25 или больше, то испытуемый относится к гиперэмоциональному типу.

Если сумма баллов по 2-3 типам равна 12 или меньше, то испытуемый относится к гипоэмоциональному типу.

По результатам проведенного тестирования сформулируйте вывод об особенностях проявления эмоций у учащихся.

Тест-опросник позволяет определить уровень развития волевой саморегуляции. Исследование волевой саморегуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.

Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).

Опросник
1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело
2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией
3. При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева
4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.
6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
8. Я всегда «гну» свою линию.
9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
11. Я считаю себя терпеливым человеком.
12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
15. При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
16. Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
17. Считаю себя решительным человеком.
18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
20. Испортить мне настроение не так-то просто.
21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
23. Переспорить меня трудно.
24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
25. Меня легко отвлечь от дел.
26. Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов и интерпретация

Определяется величина индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике 6 маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13

Ключ для подсчета индексов волевой саморегуляции.
Общая шкала: 1-, 2+, 3+, 4+, 5+,6-, 7+, 9+, 10-, 11+, 13-, 14-, 16-, 17+, 18+, 20+, 21-, 22-, 24+, 25-, 27+, 28-, 29-, 30-
«Настойчивость»: 1-, 2+, 5+, 6-, 9+, 10-, 11+, 13-, 16-, 17+, 18+, 20+, 22-, 24+, 25-, 27+
«Самообладание»: 3+, 4+, 5+, 7+, 13-, 14-, 16-, 21-, 24+, 27+, 28-, 29-, 30-
В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.
Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.