Опыт организации индустриального туризма. Промышленный туризм: история и современность. Предпосылки возникновения и развития промышленного туризма

Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В.
Российское предпринимательство. - 2011. - №10, вып.1 (193). - С.146-150.

Перспективы развития промышленного туризма в России

Аннотация. В статье рассмотрены перспективы развития промышленного туризма в России в период формирования постиндустриальной экономики на примере предприятий с законсервированным оборудованием сахарной отрасли.

Ключевые слова: экономика туризма, промышленный туризм, сахарные заводы, постиндустриализм.

Основоположниками промышленного туризма принято считать американские компании. Впервые завод Jack Daniel"s открыл двери своим посетителям в 1866 году. С тех пор в США осталось мало компаний, которые не пускают к себе экскурсантов, так как это считается дурным тоном и может навредить репутации фирмы . До середины XX-го века рынок туризма был слишком узок, поэтому и рынок промышленного туризма, даже в США, это был скорее рынком услуг досуга для местного населения, чем рынком междугороднего, и уж тем более международного туризма. Реальный рынок промышленного туризма начинает только формировать с середины XX-го века вместе с революционным рывком в развитии рынка туристических услуг, но реальные приросты данного сегмента в развитых странах мира начинают выявляться только к началу 90-х гг. XX века. До 90% европейских турагентов работающих ныне на рынке промышленного туризма, согласно выводам из исследования А. Отгаара, вышли на данный сегмент туристического бизнеса на рубеже 80-90-х гг. XX века . Сегодня безусловным успехом пользуются экскурсии на производства заводов BMW, Audi, тематический парк Volkswagen’s Autostadt в Германии, Legoland в Дании, Swarovski Krystallwelten в Австрии и многие другие.

Однако промышленным туризмом славятся не только отдельные бренды, но и целые страны. Мировым признанием пользуются пивные туры Чехии, винные туры в Испании и Франции, цветочные туры в Нидерландах, алмазные фабрики Намибии» . «Только во Франции к 2007 году на своих производственных площадках приняли туристов 1700 компаний. В числе лидеров - приливная электростанция Ранс (300 тысяч экскурсантов ежегодно) в устье одноименной реки (залив Сен-Мало, Франция). Британскую шоколадную фабрику «Кэдберри» посещают 400 тысяч человек в год» . С более подробным описанием истории и современного состояния рынка данного вида услуг в развитых странах мира можно ознакомиться, в первую очередь, в работах видных зарубежных специалистов по этому вопросу, таких как доктор экономики из Роттердамского Университета Александр Отгаар и доктора экономики Мельбрунского Университета Элспет Фрю.

Промышленный туризм в России

В России еще со времен СССР очень известными были экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В настоящее время на такую экскурсию попасть довольно трудно. Как правило, проводятся они для специальных гостей, изредка - для групп школьников. Так, например, запись на экскурсию на фабрику «Рот Фронт» осуществляется только в течение 2 дней в августе на год вперед. Для современных туристов такой вид отдыха является очень интересным, появляется возможность познать с другой стороны даже родной город . Современные туристические агентства, такие, как, например Промтур, уже сегодня предлагают туры на фабрику детских игрушек Елочка в Клину, Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», открывают свои двери сами сегодня МПБК «Очаково», ПК «Балтика», но объемы «открытых дверей промышленных компаний для туристов» все равно остаются несопоставимыми с западными. В России промышленный туризм представлен лишь несколькими десятками предприятий, при том что спрос на такие туры очень велик .

Среди закрытых объектов, ситуация еще более критическая. По словам д. и. н. Юркина И.Н. в России единственным объектом, используемым для изучения памятников индустриальной культуры с масштабной музеефикацией, можно назвать разве что только демидовский Нижнетагильский завод. Данный промышленный объект был поэтапно закрыт в 60-80-х гг. XX в., но при этом были полностью сохранены постройки и оборудование предприятия с целью последующего создания на их базе «завода-музея». . Прочие отечественные закрытые промышленные объекты как проекты индустриального наследия с музейной формацией - по форматам сохранения рабочих объектов находятся рангом ниже и носят скорее научно-исследовательский, чем потенциально-прикладной характер для сферы экономики промышленного туризма в России.

Исследований у отечественных экономистов по вопросу развития данного вида сегмента туристического бизнеса в отечественной периодике мы почти не встречаем. Из найденных нами работ в русскоязычных изданиях, стоит выделить разве что одну работу Шольца-Куликова Е.П. о развитии рынка промышленного туризма на винодельческих заводах полуострова Крым .

Увы, в эпоху всемирной борьбы с терроризмом руководители всех звеньев управления российской промышленностью с удовольствием будут закрывать перед глазами любопытных вид на то производство, которое и приносит основной прибавочный продукт обществу, и перебороть этот тренд сегодня кажется почти нереальным. Открытыми дверями для любопытствующих туристов так и останутся церкви, музеи, парки и аллеи, хотя загадывать по поводу, куда будет направлена новая атака от фанатиков запретов и лоббистов производительных структур систем безопасности наверно не стоит.

Проблемы открытия объектов промышленного туризма

По нашему предложению, такими объектами должны становиться именно закрывающиеся промышленные объекты, желательно с неполностью демонтированным оборудованием и неполностью уволенным промышленным персоналом, в т.ч. и в провинции, в селах, поселках и городах, где эти предприятия являлись градообразующими. Для открытия такого объекта понадобятся, конечно, значительные капитальные вложения, включающие организацию качественных мест для проживания, питания, досуга, организации работы гидов как с психологией турагента, так и с психологией промышленного работника, разбирающегося во всех тонкостях производственных процессов, происходивших на данном предприятии, и способного ответить на любой вопрос туристов.

Потребуются и значительные дополнительные капитальные вложения в реконструкцию под туристический объект внутренней инфраструктуры предприятия, а в ряде случаев даже и внешней по отношению к предприятию. Кроме этого, под реализацию подобного проекта в наших условиях понадобиться еще и огромное число согласований, в том числе помощь муниципалитетов и федеральных властей в облегчении юридической части. В ряде случаев и совместное безвозмездное финансирование по капремонту объектов инфраструктуры региона для эффективной организации проекта будет просто необходима.

Мы производили прикладные расчеты по оценке эффективности внедрения данного проекта по предприятиям сахарной отрасли России. Стоит отметить, что современное эффективное развитие предприятий в данной отрасли предполагает их функционирование, только при наличии регулярного прироста производственных мощностей. При невозможности подобного рода процессов, предприятия данной отрасли здесь попадают в группу аутсайдеров, с последующей консервацией или ликвидацией производства.

Подобный тренд ярко выражен в европейской сахарной индустрии на протяжении последних 150 лет, Российские тренды на протяжении последние 7-20 лет также движутся в аналогичном направлении, но, в отличие от Польши или Украины, где число действующих заводов сократилось в 3-4 раза с 76 до 18 и с 190 до 75 соответственно, в России тренд менее значителен, здесь сокращение заводов произошло с 91 до 75, причем половина из закрытых заводов произвела демонтаж оборудования, а половина только консервацию. Как единогласно утверждают главные эксперты сахарной индустрии, в ближайшие 3-4 года количество действующих заводов в России должно сократиться до 60-ти, причем закрываться будут именно те заводы, которые в большинстве своем начинают историю своей производственной деятельности еще в XIX веке.

Социально-психологические аспекты

По нашим расчетам, на данных заводах находящих в большинстве своем в Черноземном районе (Воронежская, Курская, Белгородская, Тульская области) при проведении капитальных вложений по каждому из них, в диапазоне 60-90 млн. рублей, при удачной конъюнктуре рынка окупаемости проектов можно достичь за 8,5 лет после начала их функционирования. При этом в данном объеме затрат объем инвестирования муниципальными органами должен составлять до 30%, в первую очередь, для того, чтобы данному проекту было легче пройти все бюрократические проволочки на местном уровне, как на стадии введения в эксплуатацию, так и на стадии непосредственно функционирования проекта.

Кроме экономической и социально-исторической составляющих в данных проектах, стоит отметить и социально-психологические аспекты. Данные проекты при успешной их реализации позволят не только получить очередной приток инвестиций в Российскую Федерацию благодаря рекламе от посетивших страну туристов, но и обеспечат смягчение всех психологических тягот персонала закрываемых промышленных объектов, которые происходят от процесса трансформации общественных отношений в современный период.

Часть отобранных работников от этих предприятий, способных к профессиональной переквалификации, видя, что именно они спасают от полной ликвидации те предприятия, что строили их отцы и деды, думается, будут с удвоенной силой поднимать этот новой проект, как когда-то их прадеды, деды и отцы поднимали предыдущий проект, уходя с сельских полей для того, чтобы встать за станки именно этих предприятий, которые сегодня близки к своему закрытию.

Литература

1. Запарий В.В. Индустриальное наследие России и Урала // Экономическая история. - №32010 (10). - С.7.
2. Шольц-Куликов Е.П. Маршруты винного туризма в Крыму // Виноделие и виноградство. - 2010. - №6. - С.48-49.
3. Юркин И.Н. Забытые, но не утраченные памятники истории ранней Российской мануфактуры: что нам делать с этой частью индустриального наследия? // Индустриальное наследие: материалы Международной научной конференции, Саранск, 23-25.06.2005. - Саранск: изд-во Мордов ского ун-та, 2005. - С.81.
4. Frew, Ea. Industrial Tourism: a conceptual and empirical analysis. Phd thesis, victoria university, 2000.
5. Otgaar A. Industrial Tourism. - Rotterdam, Erasmus univ, 2010. - p.5
6. Россия готова развивать промышленный туризм - URL: http://eka-rus.ru/news/id/23 .
7. http://promtur.ru/index.php?r=page/show&id=1
8. Промышленный туризм в России набирает обороты - URL: http://www.tursvodka.ru/information/news/promyshlennyj_turizm_v_rossii_nabiraet_oboroty .

Semyon A. Sklyarenko, Tatiana M. Panchenko, Igor A. Selivanov, Maxim V. Golovenko. Prospects for Development of Industrial Tourism in Russia

Abstract. The article considers the prospects for the development of industrial tourism in Russia during the formation of the post-industrial economy by the example of companies with the equipment removed from operation in the Russian sugar industry.

Keywords: economics of tourism, industrial tourism, sugar factories post-industrialism.

Развитие промышленного туризма

Замечание 1

В Европе, Азии и США промышленный туризм активно начал развиваться в конце ХХ века, в таких странах как Германия, Франция, Чехия, Нидерланды, Испания и Италия, Китай, Япония. На сегодняшний день промышленный туризм распространен во всем мире.

Стоит отметить, что большое количество предприятий именно пищевой и машиностроительной отрасли пользуются успехом среди туристов. Формирование промышленного туризма, как вида отдыха, начат с самых ранних этапов человеческой деятельности. Но только с XIX века можно говорить о его развитии в современном понимании, а следовательно, необходимо определить этапы становления данного явления. Так, Л. Гайдукевич предлагает в развитии туризма выделить три основных этапа:

  1. Развитие и становление туризма в период зарождения туризма как нового социально-экономического явления. Этот период датируется началом XIX века и до 1918 года.
  2. Развитие туризма в условиях социалистической модели хозяйствования (с 1919 года по 1990 год).
  3. Развитие туризма в период становления рыночных отношений. Этот период длится с 1991 года и по настоящего момента.

Одним из важных вопросов в контексте стратегически развития регионов является осуществление структурной перестройки экономики промышленных территорий страны. Использования туристско-рекреационного потенциала приобретает стратегическое значение как направление устойчивого развития, основанное на максимальном применении местных ресурсов. Одновременно практическое введение промышленных городов в состав туристических регионов требует оценки их возможностей, установление экономической целесообразности и потребностей развития туристического бизнеса.

Процесс становления и организации промышленных туров в отечественных странах находится на начальной стадии развития и охватывает почти все индустриальные регионы. В отличие от Европы, в которых промышленный туризм представлен очень широко и является разноцветным, в нем можно выделить такие секторы промышленного туризма: металлургия, машиностроение, ракетостроение, которые весьма существенно доминируют над другими. Структурная перестройка экономики промышленных регионов является важным вопросом, решение которого обеспечит повышение конкурентоспособности страны на международном уровне. Перспективность промышленных регионов является прочной основой для развития промышленного туризма на территории наших государств.

Предпосылки возникновения и развития промышленного туризма

Проанализировав общие предпосылки возникновения и развития промышленного туризма, можно выделить четыре основных фактора:

  1. В последние десятилетия туризм в целом как отрасль получил значительный толчок в своем развитии. Это привело, как следствие, к появлению новых, а также развитию и видоизменению существующих подвидов туризма.
  2. Технический, производственный и промышленный прогресс способствовал значительному увеличению промышленных предприятий, которые в наше время являются одними из основных объектов промышленного туризма.
  3. Популяризация промышленных территорий, которые ранее не вызывали заинтересованности у туристов. В свою очередь это привело к поиску новых стратегий по использованию туристического потенциала данных территорий.
  4. За последние 100-150 лет процент населения, который может путешествовать по миру, значительно увеличился. Это обусловлено, в первую очередь, уменьшением расходов на туристические услуги. Соответственно, расширился спектр желаний современного туриста. Иначе говоря, произошла определенная смена сознании туристов, которая характеризуется постепенным смещением акцента их предпочтений из традиционных видов туризма на новые.

С другой стороны, появление и развитие промышленного туризма можно понимать не как желание одних получить дополнительную прибыль, а других - новые впечатления, а как вполне естественный ход развития цивилизации.

Проблемы и перспективы промышленного туризма

По промышленному туризму приведем несколько существенных проблем этой области:

  1. Недостаточное развитие правовой базы; отсутствие единых методик и стандартов оценки услуг промышленного туризма; отсутствие качественных рекламно-информационных материалов.
  2. Незаинтересованность и неосведомленность местной власти и руководства промышленных учреждений в организации деятельности по промышленному туризму.
  3. Отсутствие специализированных туроператоров, квалифицированных гидов и экскурсоводов.
  4. Отсутствие возможности экспорта промышленного туристического продукта на международный рынок.

Особенности промышленного туризма

Часто можно увидеть низкий уровень техники безопасности на некоторых промышленных предприятиях. Результатом этого является достаточно низкая конкурентоспособность промышленного туризма. Открытость предприятий для посещения отечественных и иностранных туристов следует рассматривать как возможность ознакомить их с технологическими процессами, экспозициями специализированных индустриальных музеев и тому подобное.

Однако руководству промышленных предприятий следует учитывать и другие мотивации для «открытия» предприятий.

Во-первых, в условиях конкуренции экскурсии на производство - это сильный маркетинговый ход. Принимая гостей на территории своего предприятия, собственник имеет возможность продемонстрировать его мощь и потенциал, качество преимущества перед конкурентами.

Во-вторых, - это повышение инвестиционной привлекательности предприятия. Проведение экскурсий для широкого круга туристов - это еще и возможность найти потенциальных инвесторов, поскольку среди «деловых туристов» в основном можно увидеть топ-менеджеров компаний, которые занимаются изучением инвестиционно-привлекательных регионов и объектов.

В-третьих, развитие промышленного туризма - еще одно направление увеличения доходности предприятия.

Критерии прибыльности промышленного туризма для различных предприятий могут быть разными. Очень важно умело «подать» туристический объект: чем интереснее это будет осуществляться, тем более востребованными будут туры.

Замечание 2

Главное - насытить посещения предприятия интересными впечатлениями, золотой серединой которых являются: развлечения, эстетические впечатления, мастер-классы, обучение и умный экстрим.

Кроме оплаты за экскурсию, предприятия могут получить доход от продажи своей продукции. Мировой опыт свидетельствует, что промышленный туризм для самого предприятия - это, скорее, борьба за имидж, и опосредованно - престиж того региона, в котором оно расположено.

Поэтому очень часто региональные органы власти стимулируют крупные предприятия, которые находятся в регионе. Открывать свои двери для туристов выгодно: поступления в бюджет региона зависят от продаж товаров и услуг, которые потенциально увеличиваются от привлечения новых деловых партнеров на производствах, которые являются туристско-привлекательными. Кроме того, формируется положительный имидж региона, как на государственном, так и на международном уровнях.

Индустрия отдыха и развлечений, подстраиваясь под избирательность туристического сообщества, предлагает более нестандартные продукты, такие как туры на промышленные объекты.

Сегодня уже пляжными отдыхом, стандартными экскурсиями и отельными развлечениями мало кого удивишь - туристам подавай что пооригинальнее. В связи с этим индустрия отдыха и развлечений, подстраиваясь под избирательность туристического сообщества, предлагает более нестандартные продукты, такие как туры на промышленные объекты.

История промышленного туризма берёт своё начало в начале 1980-х, когда европейцы начали интересоваться заброшенными в середине века заводами и фабриками как памятниками мировой индустриализации.

Мода на заброшенные объекты нашла своё продолжение и в наши дни. Ярким примером выступают промышленно-экстремальные туры по Украине , в частности, на ЧАЭС. Каждый желающий в рамках тура стоимостью порядка 130 долларов может посетить само здание электростанции, а также прогуляться по застывшим в вечности районам Припяти и Чернобыля.

С течением времени интересы туристов постепенно распространились и на действующие предприятия. И это не случайность: этому есть вполне логическое объяснение с точки зрения экономики. Конкуренция в сфере производства товаров обрела такие масштабы, что границы между продукцией разных производителей стали едва заметны. Теперь компании стараются «взять» потенциального покупателя не уникальностью продукта, гостеприимством, широко распахивая двери своих производств для каждого желающего.

Зарубежные компании давно обуздали индустрию впечатлений. Например, на этом сыграл в своё время концерн Volkswagen, который планировал выпуск своего Phaeton стоимостью более 100 тыс. долларов. Шансов пробиться в элитный сегмент у модели практически не было. Тогда кампания пошла на решительный шаг, специально построив сборочный завод в Дрездене для наглядности производства нового Phaeton. Посетителям даже не нужно было заходить внутрь, чтобы лицезреть все тонкости сборочных работ. Дело в том, что завод был полностью прозрачным, за что получил название «стеклянная мануфактура». Каждый желающий мог не только зайти внутрь и стать свидетелем сборки новинки, но и собрать себе автомобиль индивидуальной комплектации, наблюдая за процессом сборки по огромному монитору в режиме реального времени. Здесь же детище передавали счастливому «родителю».

Не только зарубежные, но и некоторые российские предприятия могут похвастаться организованным промтуризмом. В числе прочих, для посетителей свои двери охотно открывает петербургская «Балтика», которая радует туристов стеклянным проходящим под самым потолком коридором - это позволяет не препятствовать производственному процессу. Финиш экскурсии в сопровождении гида приходится на огромный склад готовой продукции, превышающий по своей площади футбольное поле.

В последние годы во всем мире бурно развивается промышленный туризм. У многих людей нет желания активно исследовать объекты и нелегально проникать на их территорию, поэтому они посещают экскурсии на действующие объекты промышленности. Для них организуются специальные туры в разные города мира. В Российской Федерации этот вид туризма развит слабо, в отличие от стран Европейского союза и Северной Америки, где он имеет весьма широкое распространение. В западных странах промышленный туризм является не только популярным развлечением, но и дополнительным способом привлечения внимания к бренду и стимулирования продаж товаров и услуг во всем городе. Подъем промышленного туризма в государствах Западной Европы начался еще 15 лет назад. Безусловным успехом пользуются экскурсии на производства заводов BMW, Audi, тематический парк Volkswagen"s Autostadt в Германии, Legoland в Дании, Swarovski Krystallwelten в Австрии и многие другие. Однако промышленным туризмом славятся не только отдельные бренды, но и целые страны. Мировым признанием пользуются пивные туры Чехии, винные туры в Испании и Франции, цветочные туры в Нидерландах, алмазные фабрики Намибии.

Промышленный туризм в России представлен лишь несколькими десятками предприятий, которые водят к себе в гости, и по этой причине рынок на сегодняшний день практически не сформирован. При этом спрос на многие объекты превышает предложение в десятки раз. В России еще со времен СССР очень известными были экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В настоящее время на такую экскурсию попасть довольно трудно. Как правило, проводятся они для специальных гостей, изредка - для групп школьников. Так, например, запись на экскурсию на фабрику «Рот Фронт» осуществляется только в течение 2 дней в августе на год вперед.

Также существуют специальные туры для бизнесменов, интересующихся промышленностью и находящихся в поиске выгодного вложения средств в производство.

Предприятия, активно развивающие промышленный туризм, помимо эффективной рекламы и, кое-где, дополнительного источника доходов, косвенно мотивируют и своих сотрудников. Любому работнику приятно осознавать, что твой труд ценится и уважается, о чем свидетельствует неподдельный интерес туристов. Увеличивается производительность и повышается «культура производства».

В промышленный туризм могут быть вовлечено не только производство товаров, но и оказание услуг. Все зависит от предприятия. Если компания открыта для потребителя и ей есть чем похвастаться и показать свои преимущества перед конкурентами, то для всех любознательных туристов открыты двери на предприятие. Причем некоторые еще и берут деньги за такие экскурсии, а туристы платят и весьма охотно. Потому то производители и пускают потребителя к себе на производство, что является не что иным, как весьма эффективной и рентабельной рекламой: затраты минимальны, а впечатления у гостей только положительные. А потребитель вместе с эмоциями получает и доверие к этой компании, внутри которой его водили, показывали и знакомили с персоналом.